Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационного устройства и деятельности аппарата Высшего Арбитражного суда в 1990-1995 гг. Необходимо выявить его особенности, если они были, отыскать причины появления этих особенностей.
Введение 2
Глава 1. Причины создания Высшего Арбитражного суда РФ 4
Глава 2. Организационное устройство Высшего Арбитражного суда РФ в 1990-1995 гг 6
Глава 3. Основные направления деятельности Высшего Арбитражного суда РФ 12
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….18
20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Причины создания Высшего Арбитражного суда РФ
Глава 2. Организационное устройство Высшего Арбитражного суда РФ в 1990-1995 гг 6
Глава 3. Основные направления деятельности Высшего Арбитражного суда РФ 12
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….18
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1. Система и структура Арбитражных судов РФ на 1990-1995 гг.………………………………………………………………………
Прототипом Арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривающие торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности или банкротстве.
После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями и организациями. Однако с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость создания специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В свете этих событий в 1922г были созданы органы государственного арбитража. Для чего были созданы органы государственного арбитража? Как развивались? Что представлял собой Высший Арбитражный суд? Какой компетенцией обладал? На основании, каких нормативно – правовых актов действовал? Эти и некоторые другие вопросы призвана рассмотреть данная курсовая работа.
Объектом данного изучения является аппарат Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Предметом изучения данной работы является механизм функционирования аппарата Высшего Арбитражного суда. Таким образом, видно, что исследования объекта и предмета изучения находятся во взаимосвязи и не могут быть отделены друг от друга. В начала даётся характеристика изучаемого аппарата с тем, чтобы потом провести анализ механизма работы, выявить его положительные и отрицательные стороны.
Целью данной работы является изучение организационного устройства и деятельности аппарата Высшего Арбитражного суда в 1990-1995 гг. Необходимо выявить его особенности, если они были, отыскать причины появления этих особенностей.
При написании данной курсовой работы были поставлены некоторые задачи:
Рассмотреть причины появления органа;
Определить место Высшего Арбитражного суда в госаппарате Российской Федерации;
Рассмотреть нормативно – правовую базу Высшего Арбитражного суда и организацию его деятельности;
Изучить организационное устройство Высшего Арбитражного суда РФ;
Изучить компетенцию и основные направления деятельности органов 1990 – 1995 гг.
Данная курсовая работа состоит из введения, где определяются цели, задачи работы, из 6 параграфов, заключения, где даются ответы на задачи, поставленные во введении, и приложении, которые являются наглядными дополнениями к материалам работ.
Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики.
Ряд норм из Правил 1976г. Перешли в Арбитражный процессуальный кодекс 1992г, который, в частности, не предусматривал ведение протокола судебного заседания, позволял рассмотрение спора по материалам дела без участия сторон.
Наконец, некоторые нормы из Правил 1976 года мы обнаруживаем в Арбитражном процессуальном кодексе 1995 года, который не устанавливает порядка ведения заседания при рассмотрении спора (согласно п.88 указанных Правил порядок ведения заседания определяется госарбитром, председательствующем в деле).
17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: Закон СССР « О Высшем Арбитражном Суде СССР»[1] и Закон СССР «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР»[2]
4 июля 1991г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного Закона арбитражным судам становится подведомственны споры с участием граждан – предпринимателей Следующий период в становлении и развитии арбитражных судов начинается после распада СССР, когда правовой основной их деятельности становятся законы РСФСР (Российской Федерации). 5 марта 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Этим Кодексом расширен круг лиц имеющих право на обращение в арбитражный суд: это право предоставляется государственным органам и организациям, не являющимся юридическими лицами, в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ; ограничиваются обязанностью по соблюдению претензионного порядка до обращения в арбитражный суд; предусматриваются коллегиальность рассмотрения споров, недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела, участие в деле третьих лиц.
Исторический анализ современных проблем арбитражного судопроизводства показывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новых процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в необходимости исследования научной теории и практики деятельности судебных учреждений прошлых исторических периодов, не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному арбитражному процессуальному закону как к догме.
Глава 2. Организационное устройство Высшего Арбитражного суда РФ в 1990 – 1995 гг.
В отличие от судов общей юрисдикции специального органа, обеспечивающего деятельность арбитражных судов, нет. Отчасти эта функция возложена на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Он занимается решением кадровых вопросов; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов; изучает организацию работы в арбитражных судах и обобщает положительный опыт; проводит совещания и семинары; адресует судам приказы и распоряжения, информационные письма и методические рекомендации. Непосредственно вся работа по организационному обеспечению деятельности нижестоящих судов ведется структурными подразделениями Высшего Арбитражного Суда.
Материально – техническое снабжение судов и обеспечение их служебными помещениями, а также медицинское, жилищное и социально – бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются органом исполнительной власти субъекта Федерации по месту нахождения суда за счет средств федерального бюджета.
Созданный в каждом арбитражном суде аппарат организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; проверяет уплату государственных пошлин и выдаёт документы; ведет учёт движения дел, сроков их прохождения; осуществляет хранение дел и выполняет иные функции.
Акты судебных органов. Деятельность судебных органов находит выражение в различных актах, виды которых зависят от того, в какой инстанции они приняты. Значение судебных актов велико. Необходимо учитывать, что судебные решения не только разрешают гражданские и арбитражные споры, определяют наказание за уголовные преступления, но и устанавливают конкретные факты, например, право собственности. В этой связи они имеют характер правоустанавливающих документов. Именно это значение судебных решений в последнее время приобретает все больший резонанс. Требования к принятию и оформлению актов судебных органов содержаться в процессуальном законодательстве: Арбитражно-процессуальном, Гражданско-процессуальном, и Уголовно-процессуальном кодексах.
Результат рассмотрения гражданских и арбитражных дел в судах первой инстанции оформляется решением, а уголовных – приговором.
Так, в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В вводной части указываются дата и место принятия решения, наименование и состав суда, стороны и другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование. Описательная содержит требования истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части приводятся обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, а также указываются законы, которыми руководствовался суд. Резолютивная часть решения содержит выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или какой – либо его части. Аналогичные требования к оформлению решений арбитражных судов первой инстанции установлены и Арбитражно-процессуальным кодексом.
Решение суда принимается немедленно после рассмотрения дела, однако составление самого мотивированного решения как документа может быть отложено, но не более чем на пять дней. При этом резолютивная часть решения все равно должна быть оглашена и подписана всеми судьями. Судебные решения вступают в силу с момента их оглашения и действуют на всей территории Российской Федерации.
Постановление – акт, который принимается, как правило, президиумами судов при пересмотре судебных решений. Оно может отменять, изменять или оставлять без изменения решение нижестоящего суда. Постановлением также называется и всякий акт, принятый судьей единолично.
Природа и содержание постановлений отличаются в зависимости от судопроизводства: гражданского, уголовного, арбитражного. Несмотря на различные названия отдельных элементов, для этого вида судебных актов характерны практически одинаковые требования к их структуре.
Так, Гражданско-процессуальный кодекс требует, чтобы в постановлении суда были указаны:
наименование и состав суда, принявшего постановление;
дата и место его принятия;
дело, по которому принимается постановление;
наименование лица, подавшего надзорную жалобу, или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;
фамилия и инициалы судьи, внесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;
закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам дела по существу.
Детально регламентируются содержание и структура постановлений арбитражных судов. Арбитражно-процессуальный кодекс устанавливает необходимый перечень элементов постановления каждой судебной инстанции: апелляционной, кассационной и надзорной.
Ряд своих решений суды оформляют определением. Этот вид акта они принимают в случае, когда дело не решается по существу. Определением может быть назначена экспертиза, обеспечен иск, прекращено производство по делу и т.д.
Определением также называется решение суда второй инстанции и решение, принятое в надзорной инстанции, если оно не исходит от президиума. Например, рассмотрение гражданских дел в порядке надзора коллегией Верховного Суда Российской Федерации оформляется определением.
По своей структуре оно похоже на постановление. Однако их отличает то, что определение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию, а постановление, принятое в порядке надзора, как правило, нет.
Процессуальное законодательство содержит также требования и к некоторым определениям, касающимся определенных вопросов и не решающих дело по существу. Арбитражно-процессуальный кодекс, в частности, устанавливает состав элементов определения о передаче дела в Президиум Арбитражного Суда Российской Федерации. Помимо традиционных даты, состава судей, сведения о лице, ходатайствующем о пересмотре дела, и т.д., в нем должны быть указаны:
основания передачи дела, мотивы передачи с приведением конкретных норм материального права или норм процессуального права, нарушенных, по мнению суда, при принятии оспариваемого судебного акта;
предложения суда, вынесшего определение.
Особое место среди судебных актов имеют постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В них содержаться объяснения по вопросам судебной практики, адресованные судам соответствующей юрисдикции. Они подлежат обязательному опубликованию в официальных печатных органах высших судов: «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
Структура арбитражных судов фактически схожа со структурой судов общей юрисдикции и характеризуется определенным единообразием: председатель, президиум, коллегии. В структуре Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также действует пленум и работает научно – консультативный совет. Вместе с тем существуют небольшие отличия в функциях одинаково названных структурных подразделений арбитражных судов различных звеньев. Встречаются в арбитражных судах и структурные подразделения, не характерные для судов общей юрисдикции.
Президиум окружного арбитражного суд, например, в отличие от Президиума Высшего Арбитражного Суда России не наделен полномочиями по рассмотрению конкретных судебных дел, даже в порядке надзора. Он выполняет исключительно аналитические и организационные функции: утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы по организации работы суда. Его состав утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Название коллегий в арбитражных судах соответствуют категориям рассматриваемых дел: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских, и по рассмотрению споров, возникающих их административных правоотношений.
Чтобы приблизить рассмотрение дела к месту нахождения участвующих в нем лиц, если те проживают в отдаленных местностях, в структуре апелляционных арбитражных судов и судов основного звена предусмотрено создание постоянных судебных присутствий. Решение об этом принимает Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.