Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационного устройства и деятельности аппарата Высшего Арбитражного суда в 1990-1995 гг. Необходимо выявить его особенности, если они были, отыскать причины появления этих особенностей.
Введение 2
Глава 1. Причины создания Высшего Арбитражного суда РФ 4
Глава 2. Организационное устройство Высшего Арбитражного суда РФ в 1990-1995 гг 6
Глава 3. Основные направления деятельности Высшего Арбитражного суда РФ 12
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….18
При Высшем Арбитражном Суде России создан Совет председателей арбитражных судов, который является совещательным органом, рассматривающий вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Его наличие связано с закреплением за высшим судебным органом арбитражной юрисдикции полномочий по организационному обеспечению деятельности нижестоящих судов.
Глава 3. Основные направления деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного понимания и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.
Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.
Прежде всего, это судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:
а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
б) экономические споры между Российской Федерации и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.
Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.
Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально – техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов – своевременное и в полном объеме занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в плане в то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации, и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.
Пленум Высшего Арбитражного суда:
рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
решает вопросы о выступлении с законодательной инициативы;
об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;
утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России;
рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.
Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю
В функции судебных коллег входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образуются судебные составы специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.
Заключение
Развитие системы хозяйственной юрисдикции, завершившееся преобразованием органов государственного арбитража в систему арбитражных судов, отражает процесс становления в России независимой и эффективной судебной власти. История свидетельствует о возможностях разновариантного подхода к разрешению споров между субъектами предпринимательской деятельности. Во многих странах хозяйственные споры разрешаются в рамках общей судебной системы, либо с помощью квазисудебных органов, либо специализированными судами (например, по спорам в сфере финансовых, налоговых отношений).
Деятельность каждой структуры и в целом каждого арбитражного суда обеспечивает аппарат суда. Он в соответствии с закрепленными законом функциями: а) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; б) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; в) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях; г) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде, осуществляет хранение дел и документов; д) изучает и обобщает судебную практику; е) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно – справочную работу; ж) ведет статистический учет в сфере деятельности суда; з) осуществляет материально – техническое обеспечение суда, социально – бытовое обслуживание судей и работников аппарата суда [8,66 ].
Важно отметить, что работники аппаратов всех арбитражных судов страны находятся на федеральной государственной службе и права, обязанности, ответственность работников аппаратов всех арбитражных судов России и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными правовыми актами о федеральной государственной службе. Нужно подчеркнуть, что более детально компетенция и объем полномочий и обязанностей структурных подразделений – процессуальных и относящихся к аппарату – большинства арбитражных судов страны закрепляются в положениях об этих подразделениях, утверждаемых в самих судах или председателем суда, либо президиумом суда.
Список используемых источников и литературы
I. Нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид.лит., 1994.
2. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. №1-ФКЗ «Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации», Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Ось-89», 1995.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1995 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.1995 г. №95-ФЗ.
5. Федеральный закон от 30.05.2001 г. №70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»
6. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юрид.фирма КОНТРАКТ, 1995г.
II. Научная литература
1. Андреева Т. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»//Хозяйство и право, 1995г., № 9.
2. Архипов И.В. Коммерческое судоустройство и судопроизводство России в XIX веке. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995 г.
3. Баталова Л. Окружные арбитражные суды - только во благо// Закон, 1995г., № 9.
4. Бойков Ю. Новое законодательство об арбитражных судах// Рос. Юстиция, 1995г., №8.
5. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1995.
6. Гребенцов А.М. Развитие хозяйственной юрисдикции в России. М.: Норма, 1995.
7. Демьяненко Ф.А. Кассационная инстанция в системе арбитражного судопроизводства// Экономика и жизнь, 1995г., № 37.
8. Клеандров М.И. Очерки российского судоустройства. Проблемы настоящего и будущего. Новосибирск: Наука, 1995.
9. Клеандров М.И. Арбитражные суды Российской Федерации. М.: Юристъ, 1995.
10. Архипова Т.Г., Малышева Е.П. Современная Организация Государственных Учреждений России: Учебник. М., Рос. Гос. Гуманит. Ун-т, 2006. 605с.
20
[1] Закон СССР от 17 мая 1991 N 2170-1 «О Высшем Арбитражном Суде СССР»
[2] Закон СССР от 17.05.1991 N 2171-1 «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР»