1. «Социальный аудит в
управлении малым северным городом». Исследование проводилось в 1999-2001 гг.
в г.Покачи Ханты-Мансийского автономного
округа. Был проведен анкетный опрос муниципальных
служащих и анкетный опрос жителей города.
2. «Социальное прогнозирование
в муниципальном образовании». Исследование проводилось
в 2001-2002 гг. в г.Югорск Ханты-Мансийского
автономного округа. Был проведены опросы
муниципальных служащих и жителей города;
3. «Профессиональная культура
государственных и муниципальных служащих». Исследование проводилось в 2002-2003 гг.
в Уральском федеральном округе.
В качестве дополнительных источников
в работе над диссертацией использовались
результаты исследований, проведенных
Всероссийским Центром изучения
общественного мнения, Российской Академией
государственной службы. При написании
диссертации использовались также
федеральные законы и законы субъектов
федерации, касающиеся государственной
власти и местного самоуправления,
статистические сборники, публикации
в специальных журналах и на Web
сайтах.
Научная новизна работы заключается
в следующем:
1. Обоснована необходимость применения
системного и структурно-функционального
подходов к рассмотрению адаптационных
процессов в современном российском
обществе. При этом одним из
приоритетных в исследовании
социальной адаптации государственных
и муниципальных служащих в
условиях общественных преобразований
в современной России становится
деятельностный подход, позволяющий
раскрыть понятие и особенности
развития данного социального
процесса с учетом активной
роли современных российских
государственных и муниципальных
чиновников.
2. На основе проведенного категориального
анализа дано определение социальной
адаптации государственных и
муниципальных служащих как сложного
духовно-практического образования,
социального процесса и результата
активного взаимодействия элементов
сознания и поведения государственных
и муниципальных служащих с
внешней и внутренней средой
органов государственной власти
и местного самоуправления с
целью преодоления противоречий
между ними и повышения эффективности
их деятельности.
3. Выявлено, что социальная адаптация
оказывает непосредственное влияние
на становление социально-профессиональной
группы государственных и муниципальных
служащих в современной России.
Ведущую роль в данном процессе
играет формирование у данной
группы особой профессиональной
культуры, воздействующей на содержание,
темпы, результаты адаптационных
процессов в этой группе.
4. Взаимосвязь социальной адаптации
с социальным развитием современного
российского чиновничества выступает
основой его включения в общественные
преобразования в современной
России. В результате формирования
духовно-практических отношений,
возникающих в процессе активного
взаимодействия элементов внешней
и внутренней среды государственного
и муниципального управления, складываются
условия эффективного функционирования
органов власти.
5. Выявлены основные особенности
социальной адаптации государственных
и муниципальных служащих как
социально-профессиональной группы,
заключающиеся, прежде всего,
в законодательно закрепленных
формах адаптационной деятельности
чиновников, в сравнении с другими
группами населения, и наличии
у них специфических адаптационных
ресурсов.
6. Показано, что государственные
и муниципальные служащие в
ходе социальной адаптации осуществляют
деятельность по преобразованию
внешней среды, приобретающую
в условиях общественных преобразований
характер «трансформационной
активности» в отношении российского общества.
При этом они не только адаптируются сами,
но и по роду своей профессиональной деятельности
становятся носителями адаптационного
воздействия на различные слои населения.
Это позволяет рассматривать чиновников
как субъектов процесса социальной адаптации.
Одновременно государственные и муниципальные
служащие являются и объектом адаптации.
Они испытывают на себе адаптирующее воздействие
как специальных служб (по управлению
кадрами), так и различных социальных институтов.
7. Выявлена необходимость
выработки для оптимизации процесса
социальной адаптации чиновников
в условиях общественных преобразований
в современной России ее преадаптивной
(«опережающей») формы, заключающейся в адаптации не
только к актуальным в данное время характеристикам
внутренней и внешней среды государственного
и муниципального управления, но и к элементам
формирующегося общественного устройства.
8. На основании полученных при
участии автора эмпирических
данных проанализированы качественно-количественные
социологические характеристики
государственных и муниципальных
служащих в современных условиях
и их отражение в содержании
процесса социальной адаптации
чиновников к этим условиям. Среди
адаптационных ресурсов этой
группы на процесс адаптации
наибольшее влияние оказывают
должность и стаж работы чиновника
в органах власти, уровень власти
и месторасположение органов
государственной власти и местного
самоуправления. Раскрыты характеристики
их внутренней среды, оказывающие
негативное воздействие на процесс
социальной адаптации чиновников,
в частности, обесценивание моральных
норм, клиенте-лизм, коррупция, маргинализация.
9. Конкретно-социологическое исследование
социальной адаптации государственных
и муниципальных служащих зафиксировало
высокий уровень их адаптированности
в условиях общественных преобразований
в современной России по таким
параметрам как социально-психологическое
самочувствие и социальный оптимизм,
удовлетворенность различными аспектами
своей жизнедеятельности, готовность
проявить терпение до выхода
России из создавшейся ситуации.
В то же время результаты
процесса адаптации практически
не зависят от направления,
от того, идет ли она по пути
принятия новых рыночно-демократических
ценностей. Как показало исследование,
данный процесс может приобретать
характер псевдоадаптации. На
наш взгляд, такое противоречие
означает незавершенность адаптационных
процессов в среде государственных
и муниципальных служащих. В этой
связи возникает потребность
в возрастании управленческого
воздействия на процесс социальной
адаптации государственных и
муниципальных чиновников.
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что полученные
результаты могут быть использованы
законодательными и исполнительными
органами государственной власти и
местного самоуправления Российской Федерации
при выработке кадровой политики
в отношении государственной
и муниципальной службы.
Материалы исследования и
теоретические выводы могут использоваться
в лекционных курсах «Социология», «Социология управления», в спецкурсах по социологии государственной
муниципальной службы, читаемых для студентов
в высших и средних профессиональных образовательных
учреждениях, для слушателей системы профессиональной
подготовки и повышения квалификации
руководителей и специалистов органов
государственной власти и местного самоуправления.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования нашли свое
воплощение в публикациях и выступлениях
автора на научно-практических конференциях
и семинарах: Всероссийской научно-практической
конференции "Россия на пути реформ:
XXI век - камо гряде-ши?» (Челябинск, 2000);
III межрегиональной научной конференции
"Проблемы общественного развития
в зеркале социологии и экономики"
(Екатеринбург, 2000); Всероссийской молодежной
научно-практической конференции "Молодая
мысль на пороге нового века" (Екатеринбург,
2000); "Уральская социология на рубеже
веков: преемственность поколений"
(Екатеринбург, 2001); Всероссийской научно-практической
конференции "Управление социальными
процессами в регионах" (Екатеринбург,
2002); научно-практической конференции
"Реформирование государственной
службы в России: проблемы и пути
их решения" (Екатеринбург, 2002).
Структура диссертационной
работы. Работа объемом 170 страниц состоит
из введения, двух глав, четырех параграфов,
заключения, списка литературы, включающего
216 источников, и приложений.
Заключение диссертации по теме "Социальная структура,
социальные институты и процессы", Костина,
Светлана Николаевна
Заключение
Осуществленный в диссертационном
исследовании теоретико-методологический
и конкретно-социологический анализ
социальной адаптации государственных
и муниципальных служащих к общественным
преобразованиям в современной
России позволяет сделать следующие
выводы:
1. Решение проблемы оптимизации
социального развития современного
российского общества непосредственным
образом связано с адаптационными
процессами в среде государственных
и муниципальных служащих. В ходе
теоретико-методологического анализа
этой проблемы выдвигается необходимость
применения междисциплинарного
подхода к рассмотрению социальной
адаптации как процесса. В исследовании
социальной адаптации государственных
и муниципальных служащих к
общественным преобразованиям в
современной России приоритетное
методологическое значение приобретает
дея-тельностный и системный подходы,
структурно-функциональный и факторынй
анализ, позволяющие раскрыть ее
понятие, механизм, основные этапы,
особенности и направления.
2. Социальная адаптация рассматривается
как ключевой элемент социального
развития современного российского
чиновничества и его включения
в общественные преобразования.
В условиях общественных преобразований
понятие социальной адаптации
приобретает новое содержание. Оно
применительно к государственным
и муниципальным служащим определяется
нами как сложное духовно-практическое
образование, управляемый процесс
и результат активного взаимодействия
элементов их внутренней структуры
с внешней и внутренней средой
органов государственной власти
и местного самоуправления с
целью преодоления противоречий
между ними и повышения эффективности
их взаимоотношений. В социальной
адаптации выделяется ее активная,
деятельностная сторона, целенаправленность
и управляемость. Социальная адаптация
выступает комплексным явлением
в жизнедеятельности социальных
субъектов. Как социальный феномен
адаптация выступает в качестве
вида социальных процессов, социальных
отношений, социальной деятельности
и социального института.
3. В современной России
процесс социальной адаптации
различных субъектов во многом
обусловлен ситуацией радикальных
общественных преобразований, которые
приняли форму трансформации социетального типа общества. Этот процесс
сопровождается сменой системообразующих
ценностей и норм, что вызывает такие негативные
явления как аномия, маргинализация, дезинтеграция
и т.д. Произошли изменения в основных
сферах жизнедеятельности общества: экономической,
политической, культурной и социальной;
трансформировалась социальная и институциональная
структура общества. Особенностью переходного
состояния социетальной системы является наличие в ней собственной
логики и механизмов, соседство элементов
«старой», «новой» и собственно «переходной» систем, особый «переходный» тип личности. Для социальных
субъектов, начиная с отдельных индивидов
и заканчивая социумом в целом, общественные
преобразования повлекли радикальное
изменение среды, в которой протекает
их жизнедеятельность.
4. В условиях общественных преобразований
происходит трансформация системы
государственного управления, государственной
и муниципальной службы. Отказ
от командно-административных методов
управления, появление многообразных
форм собственности, деидеологизация
общества обусловили изменение
функций государственной и муниципальной
службы, ее правовой и социальный
статус, содержание деятельности
чиновников. Таким образом, государственные
и муниципальные служащие вынуждены
адаптироваться не только к
изменениям макросреды, но и трансформации
самой государственной и муниципальной
службы.
7. В ходе конкретно-социологического
исследования было выявлено, что
в органах государственного власти
и местного самоуправления имеют
место дисфункциональные проявления,
среди которых можно отметить
нестабильность, клиентелизм, закрытость,
обесценивание моральных норм
и даже явные противоправные
действия (использование служебного
положения в личных целях, коррупция).
8. Процесс адаптации чиновников
в условиях общественных преобразований
протекает на разных уровнях
социальной среды. Однако адаптация
к условиям макросреды (социально-экономической
и социально-политической системе)
происходит через адаптацию к
мезо- и микросреде. Под мезосредой
нами понимаются система органов
государственной власти и местного
самоуправления, к микросреде относится,
прежде всего, семья и ближайшее
окружение. Процесс адаптации
проходит в период общественных
преобразований три стадии: социального
шока, на которой происходит формирование
потребности в адаптации; мобилизации
адаптивных резервов; ответа на
вызов среды.