Анализ муниципальной собственности – перспективы развития в г. Тюмени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение системы управления муниципальной собственностью.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) разобрать понятие и состав муниципальной собственности;
2) рассмотреть политические основы муниципальной собственности;
3) рассмотреть проблемы муниципальной собственности;
5) проанализировать объект исследования на примере города Тюмени.
6) проанализировать систему управления муниципальной собственности

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы муниципальной собственности как одного из элементов местного самоуправления
1.1 Понятие и структура муниципальной собственности
1.2 Законодательное формирование муниципальной собственности
1.3 Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью
2. Анализ муниципальной собственности – перспективы развития в г. Тюмени
2.1 Характеристика муниципальной собственности в г.Тюмени
2.2 Система управления. Задачи и функции Департамента имущественных отношений г. Тюмени в управлении муниципальным имуществом
2.3 Проблемы управления муниципальной собственностью в г.Тюмени и ее пути решения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.15 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации  в п. 1 ст. 130 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосование 12.12.1993 // Консультант Плюс. рассматривает население как самостоятельный субъект права муниципальной собственности в решении вопросов местного значения. В старом законе о местном самоуправлении от 28 августа 1995 года (ст. 29) в качестве собственника муниципального имущества рассматривалось и население. Новый же закон о местном самоуправлении право владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом от имени муниципального образования возлагает на органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 51). Прямо закон не указывает в качестве субъекта права муниципальной собственности население, но в то же время это право должно соответствовать Конституции РФ.

Между тем ни один из нормативных  актов не определяет форму владения, пользования и распоряжения населением муниципальной собственностью.

Хотя ГК РФ в гл. 3 Гражданский  кодекс Российской Федерации. Часть  первая от 30.11.1994 №51-ФЗ // Консультант  плюс. не предусматривает способность граждан (физических лиц) иметь гражданские права и нести обязанность, по такое право, прежде всего, относится к личным имущественным и неимущественным правам гражданина. Такие выводы вытекают из положений ст. 8 ГК РФ, которая делает ссылки на основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с данной нормой закона гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Следовательно, на основании закона о местном самоуправлении население муниципального образования можно признать субъектом гражданского права в силу закона. Что касается иных правовых актов, то таковыми являются законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований. В них и должна быть чётко прописана роль населения как собственника муниципального имущества и участника гражданских правоотношений.

Несмотря на то, что объекты  муниципальной собственности определены во многих нормативных правовых актах, всё же нормы по разграничению  права собственности на объекты  культуры отсутствует.

25 июня 2002 года Президент  РФ подписал Федеральный закон  «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»  Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ  «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Консультант Плюс.. Этот Закон призван разрешить многочисленные споры, связанные с памятниками истории и культуры.

Преамбула Закона определяет, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории  и культуры) народов России является предметом совместного ведения  Российской Федерации и её субъектов. Заметим, что данное право собственности принадлежит не муниципальным образованиям на территории, которых располагаются объекты культурных ценностей, а Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. При этом государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) объявлена в качестве одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.

Несомненным достоинством Закона является легальное определение  объектов культурною наследия. К ним отнесены, в частности, объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Все объекты культурного наследия Закон подразделяет на памятники (в частности, мемориальные квартиры, церкви, произведения монументального искусства), ансамбли (например, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства) и достопримечательные места (памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов на территории России, историческими, военными событиями).

В Законе конкретизированы полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, в том числе и муниципальных  образований в области сохранения, использования, популяризации и  государственной охраны объектов культурного  наследия.

Вместе с тем Закон  оставил нерешённым ряд вопросов и проблем, связанных с охраной  объектов культурного наследия. Большинство  этих проблем носят комплексный  характер, сочетая в себе вопросы  гражданского, конституционного, бюджетного права.

Наиболее болезненной  проблемой следует считать отсутствие до настоящего времени чёткого механизма  разграничения государственной  собственности на объекты культурного  наследия между Российской Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями. Несмотря на то, что отношения собственности  являются, но сути, гражданско-правовыми, сам механизм разграничения этой собственности носит ярко выраженный административный характер. Без ясного ответа на вопрос о том, кому что  принадлежит, невозможна постановка вопроса  о том, кто отвечает за сохранность  собственности, невозможны эффективные  управленческие решения.

Необходимо также отметить слабую сторону Закона о местном  самоуправлении Федеральный закон  от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант  плюс. в определении полномочий и наделения муниципалитетов объектами муниципальной собственности. Муниципальные образования имеют разные весовые экономические категории. Например, крупные города областного значения, отнесенные к муниципальным образованиям наряду с сельскими, не могут иметь одинаковые экономические возможности. И от этого исполнение возложенных Законом о местном самоуправлении обязанностей в одинаковой мере такими разноуровневыми по экономическим показателям образованиями невозможно. А задачи практически Закон определил единые для всех муниципалитетов. Для обеспечения исполнения полномочий органами местного самоуправления необходимо выполнить большой объём работы по разграничению имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. Опыт передачи имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной в государственную в Смоленской области показал, что при этом возникают дополнительные финансовые издержки на перерегистрацию учредительных документов организаций и учреждений, объектов недвижимости, а также лицензирование учреждений.

В связи с отсутствием  в законодательстве приемлемого  правового регулирования общей  долевой собственности муниципальных  образований и правил учреждения организаций на основе общей долевой  собственности муниципальных образований  возникают затруднения при передаче в муниципальную собственность  сетей и предприятий электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, обслуживающих территории нескольких муниципальных районов или поселений.

Разграничение права собственности  на автомобильные дороги между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями показывает, что существующая классификация автомобильных дорог  не отвечает принципам разграничения  полномочий между органами публичной  власти, положенным в основу Закона «О местном самоуправлении» Федеральный  закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант плюс..

До сих пор не оформляется  право собственности муниципальных  образований на природные и водные ресурсы, леса, на муниципальные земли, в связи с неудовлетворительным регулированием порядка разграничения  государственной собственности  на землю.

Не установлен порядок  разграничения собственности на землю между муниципальными районами и входящими в их состав муниципальными образованиями.

Правительству Российской Федерации  необходимо срочно принять меры по разработке и утверждению порядка  разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Анализ перечня вопросов местного значения муниципальных образований  и сопоставление с перечнем имущества, которое может находиться в собственности  муниципальных образований для  обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, показывает, что указанные перечни  требуется расширить и привести в соответствие друг с другом. В  связи с указанным представляется необходимым принять закон «О муниципальной собственности».

Для эффективного использования, имущество, находящееся  в собственности муниципального образования, за муниципальными предприятиями  и учреждениями закрепляется на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или  оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), а за предприятиями и учреждениями других форм собственности - на праве  аренды или безвозмездного пользования.

Средства местного бюджета и иное муниципальное  имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения  или другого муниципального образования [3. П. 3 ст.215].

Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.

Муниципальное унитарное  предприятие, которому имущество принадлежит  на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему  на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать его  в аренду, отдавать в залог, вносить  в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ  и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без  согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника муниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации муниципальные  учреждения в отношении закрепленного  за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в  соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени  выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования  права собственника, вправе изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться  ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом и имуществом, приобретенным  за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником  учреждению предоставлено право  осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, но могут использоваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения.

Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», регулируя отношения  органов местного самоуправления с  предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, устанавливает, что органы местного самоуправления:

· определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

· осуществляют регулирование  цен и тарифов на их продукцию (услуги);

· утверждают их уставы;

· назначают и  увольняют руководителей данных предприятии, учреждений и организаций и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством;

· заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Органы местного самоуправления не вправе выступать  участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  на вере, если иное не установлено законом [3. Ст. 66, 142]. Поэтому муниципальное имущество не может быть передано указанным обществам и товариществам, кроме специально оговоренных законом случаев. Но учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. То есть муниципальные учреждения с разрешения органов местного самоуправления вправе вносить в качестве вклада находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество, если закон прямо не запрещает этого.

Часть прибыли муниципальных  предприятий, учреждений и организаций  зачисляется в доходы местных  бюджетов.

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность  по обязательствам муниципальных образований, устанавливает также некоторые  отношения по поводу муниципальной  собственности между муниципальными образованиями и созданными ими  юридическими лицами при наступлении  ответственности [3. Ст. 126]. Муниципальные образования отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также не отвечают по обязательствам созданных юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

 

 
2. Анализ муниципальной собственности – перспективы развития в г. Тюмени

 

2.1 Характеристика муниципальной собственности в г.Тюмени

 

В 2008 году в целях полноты учета муниципального имущества муниципального района Дума Тюменского муниципального района решила: Утвердить Положение о реестре муниципальной собственности Тюменского муниципального района в новой редакции согласно приложению.

Информация о работе Анализ муниципальной собственности – перспективы развития в г. Тюмени