Англосаксонская модель местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение исследования реформ муниципальной системы Великобритании конца XX - начала XXI столетия, связанных с необходимостью адаптации механизма государственного управления к меняющимся условиям и потребностям современного мира.
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть теоретические и правовые основы англосаксонской модели местного самоуправления
• Провести анализ реформ местного самоуправления в Великобритании в конце XX - начале XXI века
• Сравнить англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления
• Проанализировать применение зарубежного опыта в Российской федерации

Файлы: 1 файл

курсач Дьяконова.docx

— 58.69 Кб (Скачать файл)

В настоящее время организация  и деятельность органов местно самоуправления регулируется Законом о местном управлении 2000 г. В графствах, округах и унитарных образованиях формируются представительные органы — советы, избираемыми прямыми выборам или на 4 года, с обновлением наполовину каждые 2 года, или с ежегодным обновлением на 1/3. Каждый совет самостоятельно выбирает один из вариантов, который утверждается государственным секретарем по вопросам окружающей среды. Выборы проходят одновременно по всей стране обычно в начале мая. Советники осуществляют свою деятельность, как правило, на непрофессиональной основе, т.е. они сочетают данные функции с иной деятельностью. Каждый совет формирует постоянно действующий исполнительный орган. Закон о местном управлении предусматривает 3 варианта такого рода органов. Это система мэр и кабинет, в условиях которой избранный прямыми выборами мэр формирует свой кабинет, состоящий из назначаемых им помощников (от 2 до 9). Второй вариант — система лидер и кабинет, при которой глава исполнительного органа избирается советом, а его помощники {кабинет) назначается либо главой, либо советом. Система мэр и управляющий предполагает прямые выборы мэра, который осуществляет управленческие функции вместе с управляющим, назначаемым советом.

На низовом уровне местное  самоуправление осуществляется через  приходы (в Уэльсе и Шотландии  — общины), получившие развитие, начиная  с XVI в. Еще в XVI—XVII вв. на церковные  приходы были возложены вопросы  благотворительности (забота о сиротах, больных, бедных и т.п.). Постепенно сфера  влияния приходских органов расширялась, и они стали заниматься строительством дорог и мостов, отвечать за содержание улиц, общественных зданий и т.д.

В приходах и общинах прямыми  выборами избираются советы на 3 года. Данные советы ежегодно избирают своих  председателей (в административно-территориальных  единицах, имеющих титул города, советами руководят мэры или лорд-мэры), которые возглавляют исполнительный аппарат. В тех приходах, где численность  населения не превышает 150 избирателей, все вопросы местного значения решаются на общем собрании жителей, а исполнительные функции осуществляет председатель собрания, избираемый ежегодно.

К ведению органов местного самоуправления относится управление полицией, пожарными и дорожными  службами, музеями социальными службами, попечением престарелых и т.п.

Всего в Англии в настоящее  время функционирует около 10 тыс. приходов, из которых чуть более 8 тыс. имеют свои советы. В Уэльсе функционируют  около 900 общин, и около 750 из них. Имеют  свои советы.

Организация местного управления в Великобритании

Парламент

Принимает статусы о правах графств, графских городов

         Правительство Правоприменительного контроля за местными органами самоуправления

 

монарх

 

 

 

 

 

Графство

 

 

     Шериф графства                                           Приходы

Назначается монархом                                        избираются населением на 3 года

 

 

 

 

Приходы

Совет прихода - собрание жителей  прихода

Районы

Совет района избирается на 3 года

 

 

 

Рисунок 2.1 – Организация  местного управления в Великобритании

Компетенцию графств образуют обязательные и рекомендуемые (или «разрешительные») дела, которые основываются на актах парламента. Все дела можно разделить на 3 блока.

Первый блок — дела, связанные  с регулированием жизнедеятельности  на значительных территориях:

  • стратегическое планирование (структурные планы, схемы развития дорог);
  • транспорт (кроме железнодорожного, который находится в ведении центрального Правительства);
  • пожарная служба;
  • полиция (которая может организовываться одновременно для нескольких графств);
  • защита прав потребителей;

Второй блок — дела, связанные  с большими экономическими затратами  или координацией деятельности для  обеспечения экономической выгоды от функционирования специализированных учреждений:

• начальных и средних школ, учреждений для умственно недоразвитых детей и детей-инвалидов, учреждений среднего специального образования;

• руководство общественными библиотеками, снабжение газом и водой, медицинское обслуживание и т.п.

Третий блок составляют так  называемые совместные дела органов власти графств и округов: организация музеев и картинных галерей, места отдыха горожан.

2.2 Особый статус Лондона. (Большой Лондон)

Большой Лондон (население  около 7 млн. человек) состоит из 32 районов  и Лондонского Сити. Структура  местной власти в Лондоне и  пригородах всегда отличалась от  остальных  частей Англии.

Первая особенность районные советы образуют основной элемент городского самоуправления Лондона. Город, единственный в мире, складывается из районов. Исторические корни этой особенности лежат  в канализации. Скученность и  отсутствие удобств быстро привели  к росту эпидемии, холеры, чумы и  других болезней, причиной которых  была плохая вода в Темзе, куда сливались  нечистоты по всему городу. Чтобы  выжить, жители каждого района вынуждены  были самостоятельно решать проблему водопровода и канализации. В  начале 18 века провести канализацию  было сложно: районы нанимали инженеров, и они индивидуально проектировали  канализацию районов. Для содержания инженерной инфраструктуры жители образовывали местные органы власти, собиравшие налоги, заключавшие подряды на ремонт и расширение канализации. Так постепенно сформировалось районное звено самоуправления. По истечении некоторого времени  районы объединились в границах Большого Лондона и сформировали совет.

Лорд-мэр

(1 год)

Организация корпорации Лондонского Сити

 

Верхняя палата

(олдермены, 6 лет)

 

Корпорация 

Лондонского Сити

руководит

 

Нижняя палата

(советники, 3 года)

 

 

Управление

 

Члены вольных цехов

 

 

Рисунок 2.2 –Организация корпорации Лондонского Сити

Второй особенностью устройства самоуправления Лондона является вот  уже 500 лет особый орган Корпорация Лондонского Сити.

Деловая часть Лондона  издавна сформировалась как специфическая  часть городской территории –  центр, где никто не живет, однако там расположены конторы крупнейших мировых банков и компаний. Для  управления этой территорией сформирован  муниципалитет, получивший название Корпорация Лондонского Сити. Он выполняет функции  районного совета.

Муниципалитет Сити избирают члены вольных цехов – работники  корпораций, имеющие офисы в Сити. Состав Совета Сити строго регламентирован: нижняя палата - 206 советников, верхняя  палата 36 олдерменов.

Совет Лондонского Сити ежегодно избирает лорд-мера Лондона и организует работу своих комиссий и комитетов.

Третья особенность устройства самоуправления Лондона является выделение  некоторых видов городской деятельности в самостоятельные сферы. К ним  относятся:

  • комиссариат полиции
  • столичное водное управление
  • столичное управление приютами и госпиталями
  • портовое управление, торговый совещательный совет, союзы общественного призрения
  • комиссары по заведованию сточными трубами. 

3   Анализ Англосаксонской и континентальной модели местного самоуправления

3.1 Сравнение Англосаксонской и континентальной модели местного самоуправления

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

Англосаксонская модель получила распространение преимущественно  в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и  др.

Основными чертами этой модели являются:

а) формальная автономия и самостоятельность местного самоуправления;

б) отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, опекающих органы местного самоуправления.

Отношения между центральной  властью и местным самоуправлением  в странах, ориентированных на данную модель, определяются принципом “действовать в пределах предоставленных полномочий”, т.е. органы местного самоуправления могут  совершать лишь те действия, которые  прямо предписаны законом. Все иные действия считаются совершенными с  превышением полномочий и могут  быть признаны судом неправомерными.

В Великобритании - родине классических муниципальных форм - бесспорным считается  факт, что компетенция органов  местного самоуправления производна от парламента и что они являются креатурами (ставленниками, послушными исполнителями воли) парламента.

В США при определении  конституционного статуса органов  местного самоуправления учитываются  особенности американской правовой доктрины, В качестве исходного положения  в данном случае применяется формула "муниципалитеты - креатуры штатов". Вместе с тем принцип самоуправления, закрепленный в конституциях большинства  американских штатов, подразумевает  право муниципальных органов  решать вопросы местного значения в  рамках предоставленных им полномочий самостоятельно, без вмешательства  штата.

Данная модель не предусматривает  наличия на местах каких-либо чиновников, назначаемых из центра для контроля за органами самоуправления. Местные советы в пределах закона, обычая (сложившейся практики), судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции центральных органов.

Контроль за органами местного самоуправления является, в основном, косвенным: через финансирование их деятельности; посредством проводимых отраслевыми министерствами инспекционных проверок; путем принятия адаптивных законов (парламент принимает типовые законы, а местные органы вводят их в действие на своей территории с изменениями, обусловленными местными особенностями); в форме судебного контроля.

Рассматривая англосаксонскую  модель местного самоуправления, необходимо учитывать, что в своем классическом виде она встречается сейчас крайне редко.

Заметно отличается от англосаксонской  модели континентальная модель организации  власти на местах, которая получила распространение не только в странах  континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия), но и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

Отличительные признаки этой модели следующие:

а) сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и назначаемости;

б) определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим;

в) наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления,

Родоначальница континентальной  модели - Франция, для которой высокая  степень централизации местного управления и самоуправления является исторически традиционной. Во Франции  достаточно долго существовала система  многоуровневой организации власти на местах, при которой деятельность нижестоящих звеньев в значительной степени определялась и зависела (прежде всего, в административном и  финансовом смысле) от вышестоящих  органов управления.

В настоящее время основным звеном местного самоуправления во Франции  являются коммуны - муниципальные образования, создаваемые жителями небольших  городов и сельских населенных пунктов. Каждая коммуна имеет свой представительный орган - совет и мэра, избираемого  из числа депутатов совета и выступающего одновременно в качестве государственного служащего и главы местного самоуправления.

Мэр и депутаты муниципального совета, работающие на постоянной основе, образуют муниципалитет. Его деятельность осуществляется под контролем муниципального совета и под административным контролем  комиссара Республики.

Комисар наблюдает за законностью принимаемых коммуной решений и в случае необходимости обращается в суд за их отменой,

Приведенный в качестве примера  французский вариант организации  власти на местах является типичным для  континентальной модели местного самоуправления.

Сравнивая англосаксонскую  и континентальную модели местного самоуправления, следует иметь в  виду, что в демократически развитых странах различия между этими  двумя моделями не носят принципиального  характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных  реформ местного самоуправления, позволяет  говорить об определенном сближении  некогда весьма отличных муниципальных систем.

Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации  власти на местах, в той или иной степени, вобравшие в себя черты  каждой их них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных. К таким моделям можно отнести местное самоуправление в Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах.

Информация о работе Англосаксонская модель местного самоуправления