Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы – изучить понятие и содержание бюджетной самостоятельности муниципальных образований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть проблему юридической (финансовой) самостоятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации;
2) раскрыть понятие и содержание бюджетной самостоятельности муниципальных образований;
3) проанализировать особенности реализации принципа бюджетной самостоятельности органами муниципальной власти на примере бюджета города Кызыла.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие, содержание и принципы бюджетной
самостоятельности муниципальных образова-ний………………………6
1.1. Проблема юридической (финансовой) самостоятельности органов
местного самоуправления в Российской Федерации ……...………….. 6
1.2. Понятие и содержание бюджетной самостоятельности
муниципальных образований ……………………………………...….. 10
Глава 2. Реализация принципа бюджетной самостоятельности
органами муниципальной власти города Кызы-ла…………………….17
2.1. Общая характеристика бюджета города Кызыла ………………. 17
2.2. Структура бюджета города Кызыла за 2010 г.…………………. 17
Заключение ……………………………………………………………... 24
Список использованной литературы …………………………………. 26
Федеральное агентство по образованию
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Институт переподготовки специалистов
Кафедра финансов и кредита
(кафедра)
по дисциплине: Государственные и муниципальные финансы
Выполнил: Куулар Шолбана Васильевна
муниципальное управление
Группа 10448
Руководитель Толкачева Н А
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Понятие, содержание и принципы бюджетной
самостоятельности муниципальных образований………………………6
1.1. Проблема юридической (финансовой) самостоятельности органов
местного самоуправления в Российской Федерации ……...………….. 6
1.2. Понятие и содержание бюджетной самостоятельности
муниципальных образований ……………………………………...….. 10
Глава 2. Реализация принципа бюджетной самостоятельности
органами муниципальной власти города Кызыла…………………….17
2.1. Общая характеристика бюджета города Кызыла ………………. 17
2.2. Структура бюджета города Кызыла за 2010 г.…………………. 17
Заключение ……………………………………………………………... 24
Список использованной литературы …………………………………. 26
Введение
Местное самоуправление - это неотъемлемая часть единой общероссийской системы народовластия. Конституция РФ не только рассматривает его в качестве одной из основ конституционного строя, но и гарантирует обеспечение исполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления и непосредственно населения муниципальных образований, принятых в пределах их компетенции.
Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения удовлетворения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обществе - права на достойную жизнь. Уровень гарантированности этого права и его значение в качестве показателя состояния демократии в стране вполне можно рассматривать в связи с муниципальной самоорганизацией, которая обеспечивают необходимую децентрализацию государственного управления. Это, в свою очередь, способствует разнообразию жизненных условий, уклада жизни на разных территориях страны и, в конечном итоге, свободе и полноте реализации жизненных устремлений российских граждан.
Одним из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления как элемента системы народовластия является их финансовая, а в ее рамках – бюджетная деятельность. Действующим законодательством местным органам власти (муниципальным, городским округам, сельским поселениям) предоставлена определенная степень самостоятельности в решении этих вопросов. Однако на практике эта свобода не всегда позволяет органам местного самоуправления в полной мере обеспечивать самофинансирование деятельности своих территорий, сохранять социальные гарантии населению, самостоятельно корректировать доходы и расходы местных бюджетов. Низкая пока еще и степень ответственности должностных лиц местного самоуправления за формирование доходных статей, а главное – за целевое расходование бюджетных средств. Однако именно повышение ответственности муниципальных образований за реализацию собственных бюджетных полномочий является неотъемлемой составляющей реформы государственного управления в Российской Федерации.
Сказанное определяет актуальность темы «Бюджетная самостоятельность муниципальных образований», которая взята для изучения в данной курсовой работе.
Объектом исследования является местный (муниципальный) бюджет как объект правового регулирования.
Предмет исследования – бюджетная самостоятельность муниципальных образований при формировании бюджета и расходовании бюджетных средств.
Цель работы – изучить понятие и содержание бюджетной самостоятельности муниципальных образований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть проблему
юридической (финансовой) самостоятельности
органов местного самоуправлени
2) раскрыть понятие
и содержание бюджетной
3) проанализировать особенности
реализации принципа бюджетной
самостоятельности органами
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение), специальные (логический, методы сравнительного и правового анализа).
Последовательность решения задач исследования обусловила следующую его структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Понятие, содержание и принципы бюджетной
самостоятельности муниципальных образований
1.1. Проблема юридической (финансовой) самостоятельности органов
местного самоуправления в Российской Федерации
Местное самоуправление закреплено в Конституции РФ как важнейшая часть конституционного строя Российской Федерации, как система управления ключевыми вопросами местного значения, самостоятельная по отношению к системе органов государственной власти.
В ст. 12 Конституции РФ провозглашается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Такое понимание и закрепление в Основном законе страны статуса местного самоуправления позволяет говорить о нем, как о неотъемлемом элементе демократичности общества и государства, как о важнейшей форме выражения власти народа и его суверенитета.
Под системой местного самоуправления принято понимать:
а) систему представительных органов местного самоуправления (избирательные думы, собрания, советы), которые решают ключевые вопросы, в том числе по общеобязательным правилам и предметам ведения муниципального образования, по принятию местного бюджета, установлению местных налогов и сборов и т.д.;
б) институты непосредственной демократии (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы граждан, народная правотворческая инициатива); институт главы муниципального образования (городской голова, мэр и т.д.)1.
Эти органы и институты представительной власти призваны самостоятельно решать вопросы местного значения, то есть вопросы, непосредственно затрагивающие жизнедеятельность муниципального (местного) сообщества, его управленческих и финансовых возможностей. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения муниципальным населением провозглашена в ст. 130 Конституции РФ.
Однако само понятие «самостоятельность» применительно к местному самоуправлению вызывает в юридической литературе неоднозначные трактовки. Так, М.В. Баглай считает, что местное самоуправление по своей природе, хотя и не входит в систему органов государственной власти, все же является ее частью2.
С такой позицией не согласны большинство исследователей. К примеру, Н.А. Игнатюк полагает, что органы местного самоуправления выступают не как уполномоченные представители государственной власти, назначенные ею, а как органы, образуемые непосредственно населением, представляющие его интересы, ответственные перед населением за свою деятельность3. Аналогичной точки зрения придерживаются В.Г. Розенфельд и А.А. Сергеев, отмечающие, что «…муниципальная власть, будучи самостоятельным уровнем публичной власти, тем не менее, обладая суверенитетом, самостоятельна в рамках и пределах заданной законом компетенции»4.
Эту позицию подтвердил и Конституционный Суд РФ, который в ряде своих Постановлений разъяснил следующее: «Из смысла ст. 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции РФ следует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Установление общих принципов организации местного самоуправления по ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Деятельность органов самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции РФ и основанным на ней нормативным актам»5.
Из вышесказанного следует, что финансовая самостоятельность местного самоуправления складывается из совокупности полномочий его органов, осуществляющих мероприятия по решению вопросов местного значения в финансовой сфере на территории муниципального образования6.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом муниципальных образований, самостоятельно формировать и использовать собственные материально-финансовые ресурсы. Этот принцип финансовой самостоятельности местного самоуправления отдельно подчеркивается законодательством субъектов Федерации и муниципальными нормативно-правовыми актами. В целом же очевидно, что финансовая самостоятельность производна от конституционного принципа самостоятельного осуществления местного самоуправления.
Согласно ст. 132 Конституции РФ, органам самоуправления гарантируется право самостоятельного процесса по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, установления местных налогов и сборов. При этом формирование и использование местных финансовых ресурсов основываются на государственной финансовой поддержке, поскольку каждое муниципальное образование имеет конституционное право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Федерации.
Соответственно, финансовая деятельность местного самоуправления основывается на принципах самостоятельности и государственной финансовой поддержки. По мнению Э.Д. Соколовой, к этим принципам следует добавить еще и такие принципы, как:
1) единство цели осуществления;
2) максимально допустимая
3) строжайший учет как доходов, так и расходов;
4) результативность
В целом самостоятельная финансовая деятельность муниципальных образований, обусловленная наличием товарно-денежных отношений в обществе, достаточно многообразна. Разнообразны формы и методы мобилизации муниципальными образованиями денежных средств в различные фонды и их использование.
Таким образом, проблема юридической, а в ее рамках – финансовой самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации, а также степень этой самостоятельности обсуждается, получая в правовой литературе различные оценки. Несмотря на то, что Конституция РФ провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения (ст. 130), а также право самостоятельного процесса по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, установления местных налогов и сборов (ст. 130), на практике возникает немало сложностей и неурегулированных вопросов.
Одной из наиболее сложных сфер финансовой деятельности органов местного самоуправления является сфера бюджетных отношений, особенно с учетом их нынешнего реформирования. Бюджетная деятельность, по сути, составляет основу всей финансовой деятельности органов муниципальной власти.
1.2. Понятие и содержание бюджетной самостоятельности
муниципальных образований
Бюджетная деятельность, как и вся финансовая деятельность государства и муниципальных образований, определяется финансовой политикой государства. Ее реализация, с учетом национальных интересов и научно обоснованных положений, создает необходимые условия не только для стабилизации в области финансов и иных сферах общественной жизни, но и для дальнейшего развития страны в целом.
Бюджетная деятельность муниципальных образований, как и иные виды их финансовой деятельности, осуществляется, как правило, в правовой форме. Важнейшим источником бюджетного права является Конституция РФ, и некоторые ее статьи непосредственно устанавливают основные принципы бюджетной деятельности. В частности, как было отмечено выше, ст. 132 Конституции РФ закрепляет полномочия органов местного самоуправления на формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов.
Основным «системообразующим»
правовым актом в области бюджета
является Бюджетный кодекс РФ (БК РФ).
Большая роль в регулировании
бюджетных отношений
Согласно положениям ст. 11 БК РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Информация о работе Бюджетная самостоятельность муниципальных образований