Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы – изучить понятие и содержание бюджетной самостоятельности муниципальных образований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть проблему юридической (финансовой) самостоятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации;
2) раскрыть понятие и содержание бюджетной самостоятельности муниципальных образований;
3) проанализировать особенности реализации принципа бюджетной самостоятельности органами муниципальной власти на примере бюджета города Кызыла.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие, содержание и принципы бюджетной
самостоятельности муниципальных образова-ний………………………6
1.1. Проблема юридической (финансовой) самостоятельности органов
местного самоуправления в Российской Федерации ……...………….. 6
1.2. Понятие и содержание бюджетной самостоятельности
муниципальных образований ……………………………………...….. 10
Глава 2. Реализация принципа бюджетной самостоятельности
органами муниципальной власти города Кызы-ла…………………….17
2.1. Общая характеристика бюджета города Кызыла ………………. 17
2.2. Структура бюджета города Кызыла за 2010 г.…………………. 17
Заключение ……………………………………………………………... 24
Список использованной литературы …………………………………. 26
Основы правового режима местных (муниципальных) бюджетов закреплены в ст. 15 БК. В ней установлено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Согласно норме ст. 39 БК РФ, доходы бюджетов всех уровней формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. При этом каждый бюджет (федеральный, бюджет субъекта РФ и бюджет муниципального образования) имеют особенности в части формирования доходов.
В главе 9 БК РФ установлены следующие виды источников формирования доходов местных бюджетов:
- налоговые доходы бюджетов поселений (ст. 61 БК РФ);
- налоговые доходы муниципальных районов (ст. 61.1 БК РФ);
- налоговые доходы
бюджетов городских округов (
- неналоговые доходы местных бюджетов (ст. 62 БК РФ).
Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и (или) законом субъекта РФ в бюджет муниципального района (ст. 63 БК РФ).
В соответствии со ст. 64 БК РФ, муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством РФ о налогах и сборах.
Формирование направлений расходования средств местных бюджетов регламентировано положениями главы 10 БК РФ. Согласно общим нормам о расходах бюджетов всех уровней, формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнение этих обязательств должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65 БК РФ).
Из ныне действующей редакции БК РФ исключены положения, ранее регулировавшие классификацию расходов бюджетов в зависимости от их экономического содержания (текущие и капитальные расходы). Отсутствуют в Кодексе, соответственно, и сами эти понятия. Законодатель сегодня относит к расходам бюджетов всех уровней, включая местные бюджеты:
- бюджетные ассигнования (ст. 69 БК РФ);
- бюджетные ассигнования
на оказание государственных
(муниципальных) услуг (
- государственное (
- обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (ст. 70 БК РФ);
- размещение заказов
на поставки товаров,
- бюджетные ассигнования
на социальное обеспечение
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (ст. 78 БК РФ);
- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями (ст. 78.1 БК РФ);
- бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности (ст. 79 БК РФ);
- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 80 БК РФ);
- резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций) (ст. 81 БК РФ);
- осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом (ст. 83 БК
РФ).
В осуществлении органами местного самоуправления деятельности по формированию доходной части местных (муниципальных) бюджетов и формированию направлений их расходования реализуется принципы бюджетной самостоятельности. Она означает:
- право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;
- право органов местного самоуправления устанавливать, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в местный (муниципальный) бюджет;
- право органов местного самоуправления, в соответствии с БК РФ, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
- право органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов (ст. 31 БК РФ).
Таким образом, самостоятельность местных (муниципальных) бюджетов проявляется в соответствующей бюджетной компетенции органов местного самоуправления, которая закреплена Конституцией РФ, БК РФ и действующим законодательством РФ, включая принимаемые местными представительными органами нормативные правовые акты. Эта самостоятельность закреплена в виде принципов, которым обязаны следовать органы местного самоуправления, руководствуясь конституционными положениями, закрепляющими их право на соответствующие действия в области финансов в целом и бюджетной деятельности, в том числе.
В то же время принцип самостоятельности местных бюджетов не подразумевает вседозволенности органов местного самоуправления в сфере формирования доходной части и расходованию местных (муниципальных) бюджетов. Данный принцип означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Нарушение этого требования имеет следствием наступление юридической ответственности соответствующих должностных лиц органов местного самоуправления.
Глава 2. Реализация принципа бюджетной самостоятельности
органами муниципальной власти города Кызыла
2.1. Общая характеристика бюджета города Кызыла
Город Кызыл является муниципальным образованием, для которого его бюджет – это ключевая составляющая всей муниципальной экономики. От того, насколько обоснованно и полно будет сформирован городской бюджет, все обязательные статьи его доходной части, насколько рационально будут расходоваться эти средства, зависит состояние муниципальной экономики и, соответственно, уровень обеспечения кызылчан всеми видами материальных и социальных благ.
По отчетным данным Администрации города Кызыла, за последние пять лет доходная база городского бюджета стабильно росла. За этот период доходы бюджета в целом увеличились в 2,6 раза, а средний ежегодный рост поступлений в него составил 24,1 % 9.
Согласно положениям БК РФ, начиная с 2005 г., за городским бюджетом закреплены источники доходов на долгосрочной основе. В связи с этим к 2010 г., в сравнении с 2005 г., количество налогов, поступающих в бюджет города Кызыла, уменьшилось с 16 в 2005 г. до 6 – в 2006 г. и последующие годы. Но это не помешало обеспечить стабильный прирост налоговых поступлений в течение всех последних лет: в 2010 г., по сравнению с 2005 г., объемы налоговых поступлений в городской бюджет увеличились в 2,1 раза.
Такое стабильное поступление местных налогов связано, по оценкам Администрации города, прежде всего, с эффективным управлением объектами городской недвижимости. В данном случае речь идет об успешном решении муниципальными органами власти вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, об организации их объективной оценки. Только по этой линии в городской бюджет в 2010 г. поступило налоговых отчислений в 1,5 раза больше, чем в 2005 г.
Объемы поступлений
в доходную часть бюджета города
позволяют считать его
В течение последних лет, по мере укрепления бюджетной самостоятельности органов городского самоуправления Кызыла, существенно улучшилось и качество управления муниципальными финансами. По итогам мониторинга, проведенного министерством финансов Республики Тыва по данному показателю в 2008-2009 гг., город Кызыл занял первое место среди муниципальных образований региона.
Наглядно структура расходов бюджета города Кызыла в анализируемом периоде представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура расходов бюджета города Кызыла в 2006-2010 гг. (прогноз)
Данная структура городского бюджета определяется самим мунициальным образованием, его представительным органом – Кызылским городским Советом. Депутаты формируют бюджет, его доходные и расходные статьи, исходя из реальных возможностей хозяйствующих субъектов, предпринимателей, возможностей населения уплачивать установленные местные налоги. В целях оптимизации налоговых поступлений принимаются управленческие решения, в частности, о предоставлении предприятиям и организациям отсрочек и рассрочек в уплате налогов, о привлечении к ответственности нерадивых руководителей, создаются условия для эффективной работы организаций и предприятий города по всех сферах экономической деятельности и т.д. Соответственно, расходы городского бюджета соотносятся с реальными поступлениями и определенным образом планируются на каждый календарный год.
Все эти возможности создаются именно благодаря тому, что органы местного самоуправления обладают значительной степенью бюджетной самостоятельности. Рассмотрим на примере бюджета города Кызыла за 2010г., каким образом, муниципальный бюджет формируется и расходуется.
2.2. Структура бюджета города Кызыла за 2010 год
В формировании доходной части своего бюджета город Кызыл как муниципальное образование руководствуется положениями ст.ст. 61.2, 62, 64 БК РФ.
Информация о работе Бюджетная самостоятельность муниципальных образований