Бюджетный процесс в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:57, реферат

Описание работы

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения эффективной деятельности. В целом, содержанием финансовых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль за использованием.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение местного бюджета города, а также бюджетный процесс в муниципальном образовании.
Исходя из поставленной цели рассматриваются и решаются следующие задачи:
изучение нормативно - правовой базы, регулирующей отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
изучение состава собственных источников доходов местного бюджета;

Содержание работы

Введение
1. Понятие местного бюджета
2. Доходы местного бюджета
3. Расходы местного бюджета
4. Бюджетный процесс в муниципальном образовании
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая местный бюджет.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

 По действующему законодательству  в соответствии со ст. ст.44, 45 и  47 БК РФ финансовая помощь не  является собственным доходом  соответствующего бюджета. Здесь  необходимо отметить, что в Государственной  Думе находится на рассмотрении  проект Федерального закона "О  внесении изменений и дополнений  в Бюджетный кодекс РФ в  части регулирования межбюджетных  отношений". Согласно этому проекту  финансовая помощь относится  к собственным доходам бюджетов. Как совершенно верно замечает  в связи с этим Л.И. Пронина, "изменение содержания понятия  финансовая помощь будет искусственно  завышать собственные доходы  бюджетов".

 Следует отметить, что  в Законе при установлении  доходов местных бюджетов не  употребляется термин "регулирующие  налоги", хотя деление доходов  на закрепленные (собственные) и  полученные от государства в  порядке бюджетного регулирования  (регулирующие) широко используется  при анализе степени самостоятельности  местных бюджетов и достаточности  собственной финансовой базы.

 Рассмотрим некоторые  собственные доходы местного  бюджета в соответствии с комментируемой  статьей:

1) о средствах самообложения  см. комментарий к ст.56;

2) местными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления, вводимые  в действие в соответствии  с НК РФ нормативными правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления и обязательные  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований (комментарий  к ст.57);

3) региональными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и законами субъектов  РФ, вводимые в действие в соответствии  с НК РФ законами субъектов  РФ и обязательные к уплате  на территориях соответствующих  субъектов РФ (комментарий к ст.58);

4) федеральными признаются  налоги и сборы, которые устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате  на всей территории РФ (комментарий  к ст. 59);

5) новый Закон в собственные  доходы местных бюджетов включает  дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований.  Закон о местном самоуправлении 1995 г. такого не предусматривает,  так как согласно БК РФ дотация  является финансовой помощью  и не входит в состав собственных  доходов местных бюджетов. Процедура  выравнивания бюджетной обеспеченности  городских и сельских поселений,  а также муниципальных районов  и городских округов урегулирована  в ст. ст.60, 61, 62 комментируемого Закона;

6) одним из основных  видов неналоговых доходов является  доход местного бюджета от  имущества, которое находится  в муниципальной собственности  (ст.42 БК РФ) (комментарий к ст.50, 51);

7) ст.113 ГК РФ устанавливает,  что унитарное предприятие - это  коммерческая организация, не  наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. В форме унитарных  предприятий могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия. Имущество унитарного  предприятия принадлежит на праве  собственности Российской Федерации,  субъекту РФ или муниципальному  образованию.

 В соответствии со  ст.2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях" от имени муниципального образования  права собственника имущества  унитарного предприятия осуществляют  органы местного самоуправления  в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

 Собственник имущества  унитарного предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения,  имеет право на получение части  прибыли от использования имущества,  находящегося в хозяйственном  ведении такого предприятия.

 Согласно ч.4 ст.41 БК  РФ и ст.17 Федерального закона "О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях" доходы  от использования имущества, находящегося  в муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, относятся  к неналоговым доходам бюджетов. Прибыль от использования имущества,  находящегося в хозяйственном  ведении унитарного предприятия,  является одним из видов таких  доходов, поскольку образуется  от использования государственного  имущества. Такая прибыль подлежит  зачислению в местный бюджет  не полностью, а лишь в размере,  определенном уполномоченными органами  местного самоуправления.

 Так, например, в соответствии  с решением Новокуйбышевской  городской Думы от 20 марта 2003 г. N 144 "Об утверждении новой редакции  Положения о муниципальном унитарном  предприятии", решением Пензенской  городской Думы от 25 февраля 2000 г. N 478/39 "О Положении о муниципальном  унитарном предприятии г. Пензы" (с изменениями от 29 ноября 2002 г)  и решением собрания представителей  г. Кузнецка Пензенской области  от 13 февраля 2003 г. N 6 "Об утверждении  Положения о муниципальном унитарном  предприятии г. Кузнецка" прибыль  муниципальных предприятия после  уплаты налогов и других обязательных  платежей поступает в распоряжение  предприятия и используется им  в соответствии с уставом.

 Помимо получения части  прибыли от использования имущества,  находящегося в хозяйственном  ведении унитарного предприятия,  собственник имущества такого  предприятия имеет право на  получение доходов в виде арендной платы, что прямо предусмотрено БК РФ. Согласно п.1 ст.42 БК РФ среди прочего в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

8) штрафные санкции являются  одним из источников пополнения  доходной части местных бюджетов. Статья 46 БК РФ предусматривает,  что штрафы подлежат зачислению  в местные бюджеты по месту  нахождения органа или должностного  лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено  названным Кодексом и другими  законодательными актами Российской  Федерации.

 Кроме штрафов, в  доходы бюджетов могут зачисляться  суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, взимаемые в  принудительном порядке в доход  бюджетов.

 Действующая классификация  доходов бюджетов РФ распределяет  штрафные санкции по двум источникам  доходных поступлений. Штрафы  за нарушение законодательства  о налогах и сборах относятся  к налоговым доходам (ч.2 ст.41 БК  РФ). Иные штрафные санкции являются  источником неналоговых доходов.  К последним относятся, например:

 поступления сумм за  выпуск и реализацию продукции,  изготовленной с отступлением  от стандартов и технических  условий;

 санкции за нарушение  порядка применения цен;

 административные штрафы  и иные санкции, включая штрафы  за нарушение правил дорожного  движения, штрафы, взыскиваемые за  нарушение валютного законодательства  и законодательства в области  экспортного контроля, санкции за  нецелевое использование бюджетных  средств и др.

 Суммы штрафов, применяемых  в качестве санкций, предусмотренных  НК РФ, подлежат зачислению в  местные бюджеты по нормативам  и в порядке, которые установлены  федеральным законом о федеральном  бюджете на текущий финансовый год или законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

 Так, например, Федеральный  закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2004 год"  устанавливает, что суммы штрафов,  применяемых в качестве налоговых  санкций, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ за нарушение срока  постановки на учет в налоговом  органе, непредставление налоговой  декларации, нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке, грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения и  иное, зачисляются в местные бюджеты  в объеме 50%.

 В соответствии с  Указом Президиума Государственного  собрания Республики Алтай от 30 апреля 1994 г. N 70 "Об административной  ответственности за нарушение  порядка лицензирования деятельности  юридических и физических лиц  на территории Республики Алтай"  штрафы за нарушение порядка  лицензирования деятельности юридических  и физических лиц на территории  Республики Алтай взыскиваются  в местный бюджет.

 В отдельных случаях  региональное законодательство  содержит требование о распределении  сумм штрафов между соответствующим  местным бюджетом и иными инстанциями.  Например, как предусмотрено Законом  г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 41 "Об ответственности за нарушение  порядка привлечения и использования  в Москве иностранной рабочей  силы", 50% сумм наложенного штрафа  вносится нарушителем на расчетный  счет Миграционной службы г.  Москвы (данные средства используются  для проведения мероприятий по  выдворению иностранных граждан,  осуществляющих трудовую деятельность  с нарушением закона), оставшиеся 50% вносятся в бюджет г. Москвы;

9) правовые аспекты института  добровольных пожертвований регулируются  нормами ГК РФ (ст.582).

 В п. п.5, 6, 7, 8, 9 ч.1 ст.55 перечислены неналоговые доходы  местных бюджетов. Развитие названных  доходов местных бюджетов является  одним из перспективных направлений  работы муниципальных образований.  По данным фонда "Институт  экономики города", неналоговые  доходы местных бюджетов с  1996 г. по 2002 г. возросли и составили  в 2002 г.6,0% в структуре доходов  местных бюджетов.

2. В случае если в  муниципальном районе формируется  представительный орган, который  состоит из глав, депутатов представительных  органов поселений, то для решения  вопросов межмуниципального характера  из бюджетов поселений должны  быть перечислены субвенции. Эти  отчисления входят в состав  собственных доходов бюджетов  муниципальных районов.

 Согласно ч.2 ст.55 размер  субвенций, перечисляемых из бюджетов  поселений в обязательном порядке,  определяется представительным  органом местного самоуправления  муниципального района по единому  для всех городских и сельских  поселений данного муниципального  района нормативу в расчете  на одного жителя либо потребителя  услуг соответствующего поселения.  Отсутствие на федеральном или  региональном уровнях определенных  критериев расчета размеров данных  субвенций и ограничений по  их установлению может привести  к необоснованно завышенным нормативам  изъятия данных средств из  бюджетов поселений, что существенно  ухудшит их финансовое положение.

 В зависимости от  способов формирования представительных  органов местного самоуправления  создаются преимущества в формировании  доходной базы одних муниципальных  районов перед другими муниципальными  районами. Принудительное изъятие  доходов поселений в виде субвенций  в бюджеты муниципальных районов  нарушает принцип равенства бюджетных  прав муниципальных районов.

 Предоставление субвенций  из бюджетов поселений, с одной  стороны, не позволяет обеспечить  самостоятельную бюджетную политику  поселений, а с другой - ставит финансирование расходов бюджетов муниципальных районов в прямую зависимость от эффективности формирования доходной части бюджетов поселений. В то же время на бюджеты муниципальных районов возложена обязанность по выравниванию бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений.

3. Часть 3 комментируемой  статьи устанавливает, что состав  собственных доходов местных  бюджетов может быть изменен  федеральным законодательством,  но только в том случае, если  будет изменена система налогов  и сборов Российской федерации,  а также изменен перечень вопросов  местного значения, т.е. доходы  для закрепления за местными  бюджетами рассчитываются исходя  из их расходных обязательств.

4. В доходную часть  местных бюджетов зачисляются  субвенции, которые предоставляются  органам местного самоуправления  для осуществления отдельных  государственных полномочий. См. об  этом комментарий к ст.63.

5. Согласно проекту Федерального  закона РФ "О внесении изменений  и дополнений в Бюджетный кодекс  РФ в части регулирования межбюджетных  отношений" учет операций со  средствами местных бюджетов  проводится органами Федерального  казначейства от имени, по поручению  и в рамках полномочий главных  распорядителей, распорядителей и  получателей средств местных  бюджетов. Органы Федерального казначейства  распределяют зачисленные на  их счета доходы между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации.

 Статья 56. Средства самообложения  граждан

1. Под средствами самообложения  граждан понимаются разовые платежи  граждан, осуществляемые для решения  конкретных вопросов местного  значения. Размер платежей в порядке  самообложения граждан устанавливается  в абсолютной величине равным  для всех жителей муниципального  образования, за исключением отдельных  категорий граждан, численность  которых не может превышать  30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Информация о работе Бюджетный процесс в муниципальном образовании