Бюджетный процесс в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 06:20, доклад

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В правовых актах, регулирующих процесс формирования бюджета, должны быть:
1) указаны все участники бюджетного процесса, их права и обязанности, порядок взаимодействия между ними;

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс в муниципальном образовании.docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетный процесс в муниципальном образовании: понятие, основные стадии.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

В правовых актах, регулирующих процесс формирования бюджета, должны быть:

1) указаны все участники  бюджетного процесса, их права  и обязанности, порядок взаимодействия  между ними;

2) установлены порядок  и полномочия по координации  деятельности участников бюджетного  процесса в процессе формирования  проекта бюджета;

3) указаны правовые  акты, которые должны быть приняты  для подготовки проекта бюджета,  в том числе акты, устанавливающие  финансовое нормирование в муниципальном  образовании, сроки их принятия;

4) установлен общий  порядок ведения реестров расходных  обязательств;

5) установлен порядок  вынесения основных вопросов  по планированию бюджета на  обсуждение с населением, заинтересованными  органами и организациями; 

6) установлен порядок  и основные требования к нормированию  затрат;

7) установлены сроки  и порядок формирования расходной,  доходной частей бюджета, основные  принципы и порядок достижения  сбалансированности местного бюджета;

8) отражены вопросы  взаимодействия органов и должностных  лиц местного самоуправления  с органами и должностными  лицами государственной власти  в процессе согласования доходных  источников местных бюджетов, объемов  финансовой помощи, установлении  финансовых нормативов расходов, заданий по осуществлению государственных  полномочий;

9) урегулированы вопросы  установления (изменения, отмены), в  том числе по срокам, местных  налогов и сборов, предоставления  по ним; 

10) установлены условия  и порядок привлечения кредитных  средств; 

11) установлены условия  и порядок выпуска и размещения  муниципальных займов;

12) урегулированы другие  вопросы, связанные с формированием  проекта бюджета в данном муниципальном  образовании.

СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Можно выделить следующие  основные стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании:

1) разработка прогноза  социально-экономического развития  муниципального образования;

2) составление местного  бюджета;

3) внесение проекта  постановления о местном бюджете  на рассмотрение муниципального  совета;

4) рассмотрение проекта  постановления о местном бюджете  муниципальным советом;

5) утверждение местного  бюджета постановлением муниципального  совета;

6) опубликование постановления  муниципального совета об утверждении  местного бюджета;

7) исполнение местного  бюджета;

8) внесение изменений  и дополнений в местный бюджет  в процессе его исполнения;

9) составление отчета  об исполнении местного бюджета; 

10) рассмотрение проекта  постановления муниципального совета  об отчете об исполнении местного бюджета;

11) утверждение отчета  об исполнении местного бюджета; 

12) опубликование отчета  об исполнении местного бюджета; 

13) бюджетный контроль (практически осуществляется на  всех этапах).

1. Прогноз социально-экономического  развития территории разрабатывается  на основе данных социально-экономического  развития территории за последний  отчетный период, прогноза социально-экономического  развития территории до конца  базового года и тенденций  развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета (ст. 173 БК РФ).

Одновременно должен составляться перспективный финансовый план - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается (ч. 1 ст. 174 БК РФ).

Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:

1) информирования законодательных  (представительных) органов о предполагаемых  среднесрочных тенденциях развития  экономики и социальной сферы; 

2) комплексного прогнозирования  финансовых последствий разрабатываемых  реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости  и возможности осуществления  в перспективе мер в области  финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных  негативных тенденций и своевременного  принятия соответствующих мер (ч. 3 ст. 174 БК РФ).

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:

- первый год - это  год, на который составляется  бюджет;

- следующие два года - плановый период, на протяжении  которого прослеживаются реальные  результаты заявленной экономической  политики.

Исходной базой для  формирования перспективного финансового  плана является бюджет на текущий  год (ч. 4 ст. 174 БК РФ).

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей  уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед (ч. 5 ст. 174 БК РФ). Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации (ч. 6 ст. 174 БК РФ).

Органы местного самоуправления вправе разрабатывать долгосрочные целевые  программы (ч.1 ст. 179 БК РФ). Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами (ч. 2 ст. 179 БК РФ). Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ (ч. 4 ст. 179 БК РФ).

На практике органы местного самоуправления зачастую пренебрегают необходимостью разработки плана-прогноза социально-экономического развития муниципального образования, хотя разработка такого плана должна явиться основной для текущего и  перспективного бюджетного планирования.

2. Эта работа должна  основываться на прогнозе социально-экономического  развития муниципального образования  на очередной финансовый год,  плане развития муниципального  сектора экономики соответствующей  территории на очередной финансовый  год, а также основных направлений  бюджетной и налоговой политики на планируемый период. Непосредственное составление проекта местного бюджета должен осуществлять финансовый орган муниципального образования. В целях своевременного и качественного составлении проекта местного бюджета финансовый орган муниципального образования вправе получить необходимые сведения от финансового органа субъекта РФ, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц. В процессе составления бюджета каждому главному распределителю, распределителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению муниципальных услуг. Выделение средств конкретному главному распределителю, распределителю, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу муниципальных услуг и задания на предоставление услуг. Следует учитывать, что разработка и утверждение нормативов финансовых затрат отнесены к компетенции федеральных органов. Там же. С. 18

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться  основные характеристики бюджета. К  основным характеристикам бюджета  относятся общий объем доходов  бюджета, общий объем расходов бюджета  и дефицит бюджета. В проекте  закона (решения) о бюджете должны содержаться также следующие  показатели: 1) прогнозируемые доходы бюджета  по группам, подгруппам и статьям  классификации доходов бюджетов Российской Федерации; 2) нормативы  отчислений от собственных доходов  бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации (ч. 1 ст. 181 БК РФ).

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться  следующие показатели:

1) прогнозируемые доходы  бюджета по группам, подгруппам  и статьям классификации доходов  бюджетов Российской Федерации; 2) расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов функциональной  классификации расходов бюджетов  Российской Федерации; 2) расходы  местного бюджета по статьям  экономической бюджетной классификации  с указанием общего объема  капитальных и текущих расходов  местного бюджета; 3) расходы и  доходы целевых бюджетных фондов; 4) распределение бюджетных ассигнований  по главным распорядителям бюджетных  средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета; 5) источники финансирования дефицита бюджета; 6) иные показатели, определенные законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2005. № 3. С. 18

3. Рассмотрение проекта  постановления о местном бюджете  муниципальным советом (далее  - проект) начинается после того, как его официально внесет  в муниципальный совет глава  муниципального образования (глава  местной администрации) в сроки,  установленные Положением о бюджетном  процессе в муниципальном образовании  (как правило, не позднее 15 ноября  текущего финансового года). Там  же. С. 19

К проекту должны быть приложены следующие материалы  и документы:

1) итоги социально-экономического  развития муниципального образования  за предыдущий финансовый год; 2) предварительные итоги социально-экономического  развития муниципального образования  за 6 месяцев текущего финансового  года; 3) основные положения прогноза  социально-экономического развития  муниципального образования; 4) прогноз  взаимоотношений местного бюджета  с бюджетом субъекта РФ; 5) перечень  целевых адресных программ, финансирование  которых заявлено из бюджета  субъекта РФ (при наличии); 6) расчеты и обоснования по всем статьям доходов и расходов проекта местного бюджета. Там же.

4. Муниципальный совет  рассматривает внесенный проект, как правило, в трех чтениях.  До рассмотрения проекта муниципальный  совет при необходимости рассматривает  и принимает постановление о  налогах, сборах, иных обязательных  платежах в местный бюджет, в  том числе в части льгот  по платежам в местный бюджет. Муниципальный совет рассматривает  проект в первом чтении не  позднее 10 дней с момента официального  внесения проекта. Представленный  проект до рассмотрения в первом  чтении подлежит рассмотрению  комиссиями муниципального совета, заключения которых представляются  в бюджетный орган муниципального  совета (постоянную комиссию по  бюджету). На основании полученных  предложений и заключений бюджетный  орган готовит сводное заключение  по проекту. Стадии (этапы) бюджетного  процесса в муниципальном образовании  // Местное самоуправление: организация,  экономика и учет. 2005. № 3. С. 19

Перед обсуждением проекта  местного бюджета в первом чтении с докладом выступает глава муниципального образования (глава местной администрации) и/или руководитель финансового  органа муниципального образования, а с содокладом - руководитель бюджетного органа муниципального совета.

Принимая проект в  первом чтении (за основу), муниципальный  совет утверждает основные показатели местного бюджета, к которым относятся:

1) общий объем доходов  местного бюджета; 2) общий объем  расходов местного бюджета; 3) дефицит  местного бюджета, и его предельный  процент по отношению к расходам; 4) источник покрытия дефицита  местного бюджета; 5) предельный размер  внутренних и внешних заимствований; 6) предельный размер муниципального  долга 7) объем оборотной кассовой  наличности на 1 января следующего  финансового года. Там же.

В случае отклонения проекта  муниципальный совет передает отклоненный  проект в согласительную комиссию по уточненных основных показателей местного бюджета. Состав согласительной комиссии определяет муниципальный совет. Согласительная комиссия в течение определенного срока разрабатывает согласованный вариант местного бюджета, после чего глава муниципального образования (глава местной администрации) вновь представляет уточненный проект на рассмотрение муниципального совета. Там же. С. 20.

В случае принятия в первом чтении (за основу) проекта депутаты муниципального совета подают в бюджетный  орган поправки к проекту местного бюджета.

Поправки, предусматривающие  увеличение бюджетных назначений получателям  бюджетных средств и увеличение расходов по целевым статьям, должны содержать указания на источники  их финансирования, которыми могут  стать либо снижение бюджетных назначений другим получателям бюджетных средств  и снижение расходов по другим целевым  статьям, либо наличие дополнительных источников доходов. Поправки должны соответствовать  бюджетной классификации. Далее  бюджетный орган проводит экспертизу поправок и готовит сводные таблицы  поправок с рекомендациями о принятии или отклонении их муниципальным  советом во втором чтении. Второе чтение принятого за основу проекта включает в себя: голосование поправок и  определение муниципальным советом  защищенных статей местного бюджета. Рассмотрение поправок проводится бюджетным органом  в присутствии авторов поправок, председателей местной администрации  и финансового органа муниципального образования. Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2005. № 3. С. 20

Информация о работе Бюджетный процесс в муниципальном образовании