Формирование информационного
пространства предполагает широкомасштабную
компьютеризацию процессов переработки
информации во всех сферах жизнедеятельности
муниципального образования и активное
использование телекоммуникационных
систем информационного обмена. Основными
инструментами этого процесса являются
информационные и телекоммуникационные
технологии, технологии связи, системы
и средства их обеспечения.
Сфера информатизации охватывает
процессы создания, использования модификации,
утилизации информационных ресурсов с
применением современных информационных
технологий, средств информационной, вычислительной
и телекоммуникационной техники [19].
Информационное обеспечение
муниципального управления - это система
концепций, методов и средств, предназначенных
для обеспечения пользователей (потребителей)
информацией. К пользователям информацией
относятся любые субъекты, обращающиеся
к средствам информационного обеспечения
за необходимой им фактографической, документальной,
аналитической и другой информацией и
пользующиеся ею. Такими общепризнанными
средствами являются системы информационного
обеспечения различных классов и видов,
средства телерадиокомпаний, массовой
информации.
Муниципальная информационная
политика — комплекс политических, правовых,
экономических, социально-культурных
и организационных мероприятий органов
местного самоуправления, направленный
на обеспечение конституционного права
граждан на доступ к информации.
Отметим, что муниципальная
информационная политика — это особая
сфера жизнедеятельности людей, связанная
с воспроизводством и распространением
информации, удовлетворяющей интересы
органов местного самоуправления и гражданского
общества, и направленная на обеспечение
творческого, конструктивного диалога
между ними и их представителями.
Различают два аспекта муниципальной
информационной политики: технологический
(регулирование процесса развития компонентов
информационной среды) и содержательный
(приоритеты коммуникационной деятельности
участников общественно-политического
процесса).
Объектами муниципальной информационной
политики являются печатные средства
массовой информации (газеты, журналы,
книгоиздание); электронные средства массовой
информации (телевидение, радио, Интернет);
средства связи; информационное право;
информационная безопасность.
Информационную политику можно
рассматривать как инструмент политического
воздействия и средство достижения политических
целей: субъекты информационной политики
способны с помощью информации оказывать
воздействие на сознание, психику людей,
их поведение и деятельность как в интересах
государства и гражданского общества,
так и в собственных интересах [20, с. 221].
Не стоит забывать, что в современных
условиях именно муниципальная информационная
политика определяет направления и механизмы
формирования и функционирования информационной
политики на муниципальном уровне. Отсутствие
же полноценной и четко сформулированной
информационной политики зачастую вынуждает
органы местного самоуправления проявлять
инициативу в вопросах организации процесса
информатизации на уровне муниципального
образования.
Говоря о муниципальной информационной
политике в сельском поселении, необходимо
отметить, что она обладает рядом специфичных
черт, которые обязательно должны учитываться
при принятии различного рода решений.
К примеру, у сельского населения значительно
ниже шансы избежать ошибок в восприятии
происходящего из-за идеологических воздействий
(в прошлом и настоящем) из-за меньшего
доступа к информации.
Отметим, что на сегодняшний
день существует проблема информационной
изолированности деревни и слабое представление
сельских жителей о своих социальных и
экономических правах.
Необходимо подчеркнуть, что
на сегодняшний день в стране созданы
значительные объемы информационных ресурсов
различных видов и классов. Так, в разрезе
отраслей, подотраслей, предприятий и
организаций, видов деятельности насчитывается
порядка 800 тыс. баз данных различного
назначения. Однако, что касается информационного
обеспечения звеньев муниципального управления,
то этим проблемам уделяется недостаточное
внимание. Именно разработка этих направлений
способна, как нам представляется, дать
значительный эффект и действительно
улучшить положение дел.
Проблемы информационного обеспечения
органов власти и управления можно рассматривать
в разрезе различных этапов и направлений
создания, использования, организации
и развития [21, с.94].
Сфера правового регулирования
информационного обеспечения муниципального
управления должна охватывать весь его
жизненный цикл «проектирование - создание
- эксплуатация – замена». Последний этап
замены характеризуется процессами поддержания
его в актуальном состоянии. Возможны
стратегии замены систем по критерию интегральных
эксплуатационных расходов или по принципу
переоценки.
В настоящее время администрациями
муниципальных образований, наиболее
активно проводящими работы в сфере информатизации
и имеющими в своем составе специально
уполномоченные органы по управлению
процессами информатизации, принимаются
различные нормативные и распорядительные
документы по регулированию процессов
информатизации.
Основными документами правового
регулирования процессов информатизации
в таких муниципальных образованиях являются:
- распоряжение администрации
муниципального образования о концепции
и программе информатизации;
- положение об уполномоченном
органе администрации в сфере информатизации;
- положение о координационном
совете по информатизации при администрации
муниципального образования;
- организационные и нормативные
документы, регламентирующие формирование
и ведение единой системы информационно-лингвистических
средств;
- организационно-распорядительные
документы по взаимодействию государственных
служб и организаций с администрацией
муниципального образования;
- положение о единой телекоммуникационной
сети;
- положение об использовании
компьютерной техники в подразделениях
администрации муниципального образования и др.
[22, с.88]
Проблемы правового регулирования
процессов информатизации на муниципальном
уровне настолько тесно связаны с общим
состоянием правового регулирования процессов
информатизации на региональном и федеральном
уровнях, что решить их силами самих муниципальных
образований не представляется возможным.
Доминирующими направлениями
правового регулирования в сфере информатизации
муниципальных образований должны быть
отношения, связанные с обеспечением прав
и свобод личности и гражданина, формирования
и эффективного использования информационных
ресурсов, права доступа к этим ресурсам
и защиты информационных ресурсов с ограниченным
доступом. Все эти отношения наиболее
ярко и отчетливо проявляются на муниципальном
уровне, где непосредственно создаются
первичные информационные ресурсы, к которым
обращаются население и юридические лица.
На муниципальном уровне, в основном, осуществляется
информационный обмен первичными информационными
ресурсами между территориальными органами
государственной власти и органами местного
самоуправления. Поэтому основные положения
федеральных законов в области информатизации
практически реализуются в местах проживания
граждан.
К правовым проблемам, возникающим
при создании интегрированных территориальных
информационных систем и муниципальных
информационных ресурсов, относится отсутствие
законодательной регламентации по следующим
вопросам:
- обязанности органов государственной
власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации по обеспечению
органов местного самоуправления информацией
из государственных информационных ресурсов,
если эта информация необходима органам
местного самоуправления для выполнения
возложенных на них полномочий;
- отнесение различных видов
информационных ресурсов в состав муниципальных
информационных ресурсов;
- состав и обязанности субъектов,
участвующих в формировании муниципальных
информационных ресурсов;
- правовое обеспечение информационного
взаимодействия информационных систем
органов местного самоуправления с государственными
и иными информационными системами в целях
создания единого информационного пространства
на территории муниципального образования,
субъекта Российской Федерации и Российской
Федерации в целом;
- создание территориальной (муниципальной)
информационно-телекоммуникационной
системы администрации муниципального
образования для информационного обеспечения
органов местного самоуправления, юридических
лиц и населения и организации информационного
взаимодействия органов местного самоуправления
с территориальными органами федеральных
и региональных органов власти;
- порядок функционирования и
финансирования специально уполномоченного
органа администрации муниципального
образования по информационному обеспечению
(муниципальной информационной службы).
Порядок и условия предоставления информации
в специально уполномоченный орган;
- обеспечение безопасности муниципальных
информационных ресурсов и обеспечение
защиты информации.
К правовым проблемам, возникающим
при использовании муниципальных информационных
ресурсов, относится отсутствие законодательной
регламентации по следующим вопросам:
- обязанности органов местного
самоуправления по предоставлению муниципальных
информационных ресурсов органам государственной
власти, юридическим лицам, общественным
и политическим объединениям и гражданам;
- порядок использования муниципальных
информационных ресурсов, порядок и условия
предоставления их пользователям;
- состав информации, подлежащей
защите в составе муниципальных информационных
ресурсов, режимы защиты и органы, ответственные
за ее обеспечение;
- обязанности органов местного
самоуправления по созданию общедоступных
информационных ресурсов;
- порядок определения перечня
информационных услуг, оказываемых на
основе муниципальных информационных
ресурсов и компенсации расходов на их осуществление
[23, с.88].
Решение важнейших правовых
проблем формирования и использования
муниципальных информационных ресурсов
должно осуществляться на базе специального
федерального закона, регламентирующего
информационные основы деятельности органов
местного самоуправления.
Сегодня на различных уровнях
власти все чаще говорится о необходимости
разработки Федерального закона «Об информационных
основах деятельности органов местного
самоуправления» по следующим причинам:
- информация становится важнейшим
интеллектуальным ресурсом, сравнимым
с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, необходимыми для
принятия обоснованных решений по социально-экономическому
развитию территории;
- оценка состояния информатизации
органов местного самоуправления показывает,
что настоятельной необходимостью является
координация работ по развитию информатизации
территорий на единой методической основе
с применением согласованных и апробированных
в опорных зонах прогрессивных информационных
технологий с их последующим тиражированием
в другие муниципальные образования с
целью сокращения затрат и повышения качества
создаваемых информационных систем;
- создание территориальных информационных
систем, территориальных информационных
ресурсов для органов управления муниципальным
образованием должно осуществляться в
рамках единого информационного пространства
субъекта Российской Федерации, в составе
региональной информационно-телекоммуникационной
системы, так как субъект Российской Федерации
и муниципальные образования составляют
единый социально-экономический комплекс;
- на территории муниципального
образования находятся территориальные
органы субъекта Российской Федерации
и федеральных органов исполнительной
власти, которые осуществляют сбор первичной
информации для своих целей; на территории
сталкиваются интересы органов управления
федерального, регионального и муниципального
уровней, муниципальные информационные
ресурсы должны органично взаимодействовать
с государственными информационными ресурсами
и обеспечивать создание единого информационного
пространства России на основе федерального
законодательства и других нормативных правовых актов
[24, с.66]
На сегодняшний день основными
нормативно-правовыми актами, регулирующими
процесс информатизации в стране, являются
следующие:
- Федеральный закон «Об информации,
информатизации и защите информации»
[25], который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
- Закон Российской Федерации «О государственной тайне»
[26], который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;
- Федеральный закон №85-ФЗ от
04.07.1996г. «Об участии в международном информационном обмене»
[27], цель которого - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене;
- Указ Президента Российской
Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных
гарантиях права граждан на информацию»
[28], который исходит из того, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека;
- Указ Президента Российской
Федерации от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной
политики в сфере информатизации» [29], реализуемый в целях создания условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере и учитывающий важность информатизации для формирования
и развития качественно новых социально-экономических
отношений в России;
- Указ Президента РФ от 01.07.1994
№ 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного
обеспечения органов государственной
власти и порядке их взаимодействия при
реализации государственной политики в сфере информатизации»
[30], реализуемый с целью совершенствования информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти, проведения единой государственной политики при создании и развитии информационно-коммуникационных систем и сетей органов государственной власти, повышения эффективности и ускорения процессов информатизации России;
- Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации, утвержденная Президентом
Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-1895 [31], которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 01.11.1999 № 1212 «О
развитии единой системы классификации
и кодирования технико-экономической и социальной информации»
[32], утвержденное в целях реализации государственной политики в области развития единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, соответствующей международным требованиям, Правительство Российской Федерации;
- Федеральная целевая программа
«Электронная Россия на 2002-2010 годы» [33], утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2002 № 65, которая должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в
том числе посредством сети Интернет),
а также обеспечить эффективное взаимодействие
органов государственной власти и органов
местного самоуправления с гражданами
и хозяйствующими субъектами на основе
широкого внедрения ИКТ. Основными целями
Программы являются создание условий
для развития демократии, повышение эффективности
функционирования экономики, государственного
управления и местного самоуправления
за счет внедрения и массового распространения
ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск,
получение, передачу, производство и распространение
информации, расширения подготовки специалистов
по ИКТ и квалифицированных пользователей;
- «Концепция правовой информатизации
России», утвержденная Указом Президента
Российской Федерации № 966 от 28.06.1993 [34], разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем;
- Федеральный Закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
[35], который соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления;
- Федеральный закон «Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации» № 149-Ф3 от 27.07.03г. [36], который регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации;
- Федеральный закон Российской
Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об
обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления"
[37], который регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.