Федеральное собрание РФ - Парламент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Задачами работы является: определение порядка формирования палат Федерального Собрания РФ и его полномочий; обоснование структуры Российского Парламента и правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Данная работа написана на основе российского законодательства, базовым из которого являются: Конституция РФ; Регламент Государственной Думы ; Регламента Совета Федерации ; Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации "; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Предметы введения палат Федерального Собрания…………….….…5
Конституционный статус Совета Федерации………………………..…5
Конституционный статус Государственной думы……………….……9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГОСОБРАНИЯ
2.1 Порядок формирования Государственной Думы ……………….. ……....13
2.2 Порядок формирования Совета Федераций………………………………19
2.3 Правовой статус депутата и члена Совета Федераций………………..….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…30

Файлы: 1 файл

kurssss.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Читинский институт (филиал)

федерального  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Байкальский  государственный университет

экономики и права»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ – ПАРЛАМЕНТ РФ

Курсовая работа по

 Конституционному (государственному)

 праву России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: ассистент

кафедры ГПД ЧИ БГУЭП

Воеводова.О.В

Выполнила:

                                                                                       Снигирева О.А.

                                                       ЗЮр-11

 

 

 

Чита,2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

    1. Предметы введения палат Федерального Собрания…………….….…5
    2. Конституционный статус Совета Федерации………………………..…5
    3. Конституционный статус Государственной думы……………….……9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГОСОБРАНИЯ

2.1 Порядок формирования Государственной Думы ……………….. ……....13

2.2 Порядок формирования  Совета Федераций………………………………19

2.3 Правовой статус депутата  и члена Совета Федераций………………..….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…30

 

ВВЕДЕНИЕ

    Парламент, в  соответствии с теорией разделения  властей – представляет собой  общегосударственный представительный  орган, главной функцией которого  является осуществление законодательной  власти. Российский Парламент, в  своем нынешнем облике, функционирует  относительно небольшой промежуток  времени - с момента принятия  Конституции 1993 года – до сегодняшних  дней. Поэтому, можно с уверенностью  говорить о том, что он далеко  не совершенен и не является  Парламентом, работа палат которого  оказывается наиболее продуктивной  и полезной для государства.  Сегодня, несмотря на существование  законодательной базы посвященной  различным, связанным с деятельностью  Российского Парламента аспектам, совершенно ясно, что этого регулирования  недостаточно – так многие  вопросы вообще не закреплены  в законодательстве.

    Объектом исследования  является система органов государственной  власти. Так как государственный  орган - это составная часть  государственного аппарата, образуемая  в установленном законом порядке  и наделенная государственно-властными  полномочиями, необходимыми для  осуществления функций государственной  власти. Система государственных  органов состоит из органов  законодательной власти (представительных  органов государственной власти); органов исполнительной власти  и органов судебной  власти.

     Предметом  исследования является Федеральное  Собрание (Парламент РФ - состоящий  из двух палат Совета Федерации  и Государственной Думы), как высший  законодательный и представительный  орган государственной власти. Характеристика  Федерального Собрания, как представительного  органа означает, что оно в  правовых отношениях, прежде всего  в отношениях власти, представляет  народ  России, являясь его  законным представителем в силу  Конституции. О том, что Парламент  РФ является законодательным  органом, говорят возложенные  на него полномочия издания  правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции и международных договоров. Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти  РФ на основе действующего законодательства.

    Задачами работы  является: определение порядка формирования  палат Федерального Собрания  РФ и его полномочий; обоснование  структуры Российского Парламента  и правового статуса членов  Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы.

     Данная работа  написана на основе российского  законодательства, базовым из которого  являются: Конституция РФ; Регламент  Государственной Думы ; Регламента  Совета Федерации ; Федеральный  закон "О порядке формирования  Совета Федерации "; Федеральный  закон "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания РФ".

 

ГЛАВА  1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

1.1 Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации

    В Конституции  Российской Федерации полномочия  Федерального Собрания представлены предметами ведения палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция палат строго разграничена и каждая из них правомочна решать только вопросы своего ведения. Совет Федерации, как уже отмечалось, призван обеспечивать учет мнений субъектов Российской Федерации по коренным вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики страны. Государственная Дума представляет интересы населения России в целом: к ее ведению отнесено решение ряда важных вопросов государственной жизни и, в первую очередь, принятие федеральных законов. Руководствуясь принципом строгого разграничения функций и полномочий Совета Федерации и Государственной Думы, Конституция Российской Федерации предписывает палатам принимать собственный регламент и самостоятельно решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.1

    Учитывая  данные установления, анализ конституционного  статуса Совета Федерации и Государственной Думы, а также характеристика их внутренней организации будут рассмотрены раздельно применительно к каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации. 

 

1.2 Конституционный статус Совета Федерации 

Конституционный статус Совета Федерации образуют правовые нормы (институты), содержащиеся в Конституции Российской Федерации, других нормативных актах и характеризующие его положение в качестве самостоятельного структурного подразделения Федерального Собрания Российской Федерации, а также устанавливающие его компетенцию.

К составным частям (элементам) конституционного статуса  Совета Федерации относятся также правовые институты, которые закрепляют: порядок образования Совета Федерации; статус члена Совета Федерации; полномочия по самоорганизации, т. е. образованию отдельных внутренних органов, избранию или назначению должностных лиц, возглавляющих ту или иную структуру Совета Федерации; правила и процедуры работы Совета Федерации.

Характеризуя  конституционный статус Совета Федерации, следует иметь в виду, что нормы конституции определяют лишь общий каркас его полномочий и порядка деятельности. Конкретизируются конституционные установления, касающиеся функционирования и деятельности Совета Федерации, в федеральных законах, Регламенте, постановлениях Совета Федерации, других законодательных актах. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации. С точки зрения субъектного состава Совет Федерации представляет собой палату, призванную отражать федеративное устройство Российской Федерации и учитывать интересы ее субъектов. Такая модель схожа с германской системой образования бундесрата — верхней палаты парламента ФРГ, который формируется путем представительства от земель, а не через выборы. Предполагается, что таким образом могут быть лучше учтены интересы регионов. Поэтому в числе основополагающих задач Совета Федерации ~согласование интересов Федерации с интересами каждого ее субъекта; создание такого положения, чтобы благо страны в целом не оборачивалось ущербом для отдельных ее частей; устранение противоречий между субъектами Российской Федерации, с одной стороны, и федеральным центром, с другой и т.п.

В иерархии элементов  конституционного статуса Совета Федерации особое значение имеют нормы, регулирующие его компетенцию. Согласно ст. 102 Конституции РФ, соответствующим законодательным нормам к ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение  изменения границ между субъектами  Российской Федерации;

2) утверждение  указа Президента Российской  Федерации о введении военного положения;

3) утверждение  указа Президента Российской  Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) решение вопроса  о возможности использования  Вооруженных Сил Российской Федерации за  пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

7)назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств;

8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РоссийскойФедерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации изаместителейГенерального прокурора Российской Федерации;

9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;

10) назначение  на должность и освобождение  от должности членов Центральной избирательнойкомиссии Российской Федерации;

11) рассмотрение  вопросов внешней политики и  межпарламентского сотрудничества;

12) проведение  консультаций по вопросам о  назначении и отзыве дипломатических  представителей;

13) подготовка, рассмотрение  и принятие обращения Совета  Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.2

Конституция Российской Федерации содержит и иные установления, касающиеся компетенции Совета Федерации, его законодательной деятельности, внутренней организации, порядка работы, статуса члена Совета Федерации. Они будут проанализированы в последующих разделах настоящей работы, что позволит в полном объеме охарактеризовать деятельность Совета Федерации в целом.  

 

1.3 Конституционный статус Государственной Думы 

Конституционный статус Государственной Думы определяют конституционные и иные законодательные установления, касающиеся ее особого социального назначения, предметов ведения, порядка выборов депутатов и их правового статуса, внутреннего устройства, порядка работы.

Порядок образования  Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября1997 г.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выборы в Государственную Думу осуществляются по смешанной модели: половина депутатов избирается по пропорциональной, а другая половина по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов избираются по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности. Помимо этого, Конституция Российской Федерации наделяет данную палату и другими немаловажными правами и обязанностями. Так, согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, а также решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. В ее обязанности входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Государственной Думе предоставлено право объявления амнистии. В числе ее правомочий — выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.3

Информация о работе Федеральное собрание РФ - Парламент РФ