Формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью на примере г Новосибирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Россия это великая страна, на которой проживает несколько миллионов человек. И для каждого человека важно чтобы его жизнь была достойной и защищенной. И для того чтобы сделать достойную жизнь каждого человека, существует государственное и муниципальное управление. Государственное и муниципальное управление это единство и взаимосвязь всех органов государственного и муниципального управления и людей, в отношении которых они реализуют свои управляющие действия.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование и управление муниципальной собственностью.
§1.1 Институт муниципальной собственности………………………………..6
§1.2 Механизм муниципальной собственности……………………………....12
Глава 2. Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска
§ 2.1 Муниципальное имущество г.Новосибирска …………………………..17
§2.2 Проблема и решения в управлении муниципальной собственности ….30
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы …………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая СГМУ.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

      Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления .

      Основу муниципальной собственности составляют материальные объекты, а также местные финансы и др. денежно-финансовые эквиваленты. К числу наиболее важных относятся: имущество муниципальных унитарных предприятий, учреждений и органов местного самоуправления; жилищный фонд; нежилые помещения и встроенно-пристроенные помещения, социально-культурные комплексы и отдельные учреждения; объекты инженерной инфраструктуры; земля; природные ресурсы; принадлежащие муниципальному образованию доли (паи, акции) в капитале предприятий различных организационно-правовых форм; иное недвижимое имущество, имущественные и неимущественные права, являющееся муниципальной собственностью.

      Сама же муниципальная собственность занимает важное место в основе местного самоуправления. Муниципальную собственность можно определить как, самостоятельный вид собственности муниципальных образований. Права по владению, пользованию и распоряжению от имени муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Это огромный имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее. В муниципальной собственности находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, поселка, села для удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства. Муниципальные объекты сохраняют историко-культурное наследие, к ним относятся: городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение.

1. Формирование  и управление муниципальной собственностью

1.2 Механизм муниципальной собственности.

      Муниципальная собственность, как было уже выше сказано, это имущество, находящееся в пользовании, управлении и в распоряжении муниципальных органов власти, местных органов управления. Под правомочием владения собственности понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (числить на балансе и т.п.).                   Поскольку такая возможность имеет предусмотренное законом основание или титул (например, договор купли-продажи с предшествующим владельцем, переход по наследству), она называется законным или титульным владением. Правомочие пользования  - основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или другого использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для производственных или личных нужд). Оно тесно связано с правомочием владения, ибо собственник может пользоваться своим имуществом только при условии одновременного владения им. Правомочие распоряжения  означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству, уничтожения, передачи в доверительное управление). Существует несколько теорий собственности как, марксистская и современная неоклассическая. Эти теории утверждают, что права собственности распределено по всем общественным отношения.      Правомочия собственников понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи существованию благ, и касается их использования. Собственником муниципальной собственности является муниципальное образование, т. е. население, проживающее на территории муниципалитета. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

    Строго говоря, понятие прав собственников еще шире: оно включает в себя все общественные отношения. А не только экономические и социальные. К формам имущественных прав нередко вводятся специальные льготы, фискальных или кредитных режимов для различных форм собственности. Облегчаются или ужесточаются, в зависимости от обстоятельств, правил. Почти каждого кто проживает, в муниципальном районе, владеет имущественном правом, это позволяет ему владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. За всем этим следят специальные местные органы управления, мэрия, администрация, депутаты в зависимости в какой сфере находится муниципальная собственность. По каким либо вопросам о собственности население имеет право обращаться в местные органы управления, таким образом, имущественные права каждого гражданина защищены и охраняются законом. Не только местное управление должно нести ответственность за муниципальную собственность, но и тот, кто собственником не является, а лишь пользуется ею. Очень важно сохранять и беречь эту собственность. Действующее законодательство содержит определенные гарантии и защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, статьей 9 Конституции7 Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена защита муниципальной собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты на все виды муниципальной собственности. Важным средством правовой защиты и гарантий соблюдения прав и интересов собственников, владельцев и пользователей муниципальной собственностью является наличие перечня оснований прекращения их прав. Кроме пользования муниципальной собственностью, возможна еще и ее приватизация. Особое место в системе российского законодательного и нормативно-правового регулирования занимает законодательная и нормативно-правовая база приватизации муниципального имущества. В Гражданском Кодексе приватизация муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества. Большинство способов приватизации (указанных в Законе о приватизации десяти способов) – это договоры купли-продажи. Так, например как жилой дом, квартира, помещение, земля и т.д. Решение о приватизации содержит сведения о составе и характеристике имущества, способе приватизации имущества, нормативной цене, сроке рассрочки платежа (при ее предоставлении), а также иные сведения, необходимые для приватизации имущества. Муниципальное имущество может быть реализовано по цене не ниже нормативной, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ.

Способы формирования муниципального имущества:

1) путем взимания налогов  и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;

2) путем приобретения  имущества на основании договора  купли-продажи, мены, дарения или  иной сделки, предусмотренной действующим  законодательством РФ;

3) при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Новосибирской области;

4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

5) при передаче объектов  государственной собственности  Новосибирской области в муниципальную  собственность в порядке, установленном  настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;

6) при разграничении  муниципальной собственности в  случае, если в границах территории  одного муниципального образования  имеются другие муниципальные  образования;

7) при объединении,  преобразовании или упразднении  муниципальных образований;

8) путем получения  продукции, плодов, доходов в результате  использования муниципальной собственности;

9) при захвате бесхозных  объектов и по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Для приобретения новых  видов собственности, а так же для ее поддержания необходимо финансирование. Основу финансовых ресурсов  местного самоуправления составляет  местный  бюджет. Бюджет муниципального образования  – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местный бюджет образуется за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений. Реализация населением своего права на владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью – это наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет. Местный бюджет в основном расходуется на муниципальную собственность. Например: на уличное освещение, содержание и ремонт дорог, на мероприятия по озеленению и благоустройству города, уборке и вывозу мусора, спиливанию деревьев, обрезке кустарников, скашиванию сорной травы, содержанию цветников, содержание кладбищ и ремонт воинских захоронений, обеспечению жильем населения, на пожарную безопасность, профилактику правонарушений, и на прочие расходы. Муниципальная собственность обладает рядом функций, реализация которых укрепляет и расширяет экономические возможности муниципальных образований. Перед муниципалитетом стоит задача постоянного наращивания доходов. С этой целью муниципальные образования изыскивают бюджетные средства у вышестоящих инстанций, развивают собственную финансово-хозяйственную деятельность, способствуют развитию бизнеса на своей территории. Для того чтобы механизм муниципальной собственности работал, ведется управление. Свое предназначение органы местного самоуправления могут оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Управление муниципальной собственности г. Новосибирска

2.1 Муниципальное имущество г. Новосибирска

 

Управление всегда связано  с сознанием и деятельностью  людей. Оно возникает тогда и там, где требуются коллективные усилия людей для ведения какого-либо общего дела или достижения актуальной общей цели. Поэтому управление является общественным институтом важным для обеспечения собственной жизнедеятельности людей. Управление как общественный институт представляет собой целеполагающее организующее и регулирующее воздействие на собственную, групповую, коллективную и общественную жизнедеятельность, осуществляемое непосредственно в формах самоуправления. Местное самоуправление относится к ряду управленческих явлений, призванных целеполагать,  организовывать и регулировать коллективную и общественную жизнедеятельность в рамках муниципальных образований. Вот здесь и возникают самые сложные проблемы. Ведь на их территории расположены объекты разной собственности и подчиненности. Так называемые вопросы местного значения ст. 130 Конституция8 РФ составляют часть тех крупных процессов, отношений и деяний, которые происходят в каждом муниципальном образовании. Все требует согласования, как по горизонтали, так и по вертикали. Необходимы комплексные формы, методы  и технологии управления. Для каждого муниципального района собственность представляет собой экономическую основу для развития общества и территорий. Вопросы формирования, эффективного управления муниципальной собственностью являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях. Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества. Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований. Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнения определенных функций, и со стороны государства. Для выполнения общественных функций органы местного самоуправления используют все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, с другой стороны эти органы выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления координирует деятельность предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципалитета, и реализуют групповые интересы граждан. Все субъекты хозяйственной деятельности муниципалитета можно разделить на две группы: муниципальные предприятия и учреждения; предприятия и учреждения иных форм собственности. Рассмотрим, устав местного самоуправления в Новосибирской области: Местное самоуправление в Новосибирской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также федеральными законами, Уставом Новосибирской области, законами Новосибирской области, иными нормативными правовыми актами Новосибирской области и принимаемыми в соответствии с  уставами муниципальных образований. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Новосибирской области в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным и областным законодательством. В Новосибирской области образуется Совет муниципальных образований Новосибирской области, в состав которого входят представители муниципальных образований в порядке, определяемом Уставом Совета муниципальных образований Новосибирской области. Полномочия органов государственной власти Новосибирской области по взаимодействию органов государственной власти Новосибирской области с Советом муниципальных образований Новосибирской области определяются законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законом. Чтобы определить структуру органов местного самоуправления, нужно определить составляющие элементы объекта управления (муниципального хозяйства) и перечень функций управления, характеристики, исполняющие эту функцию управления органов. Само управление муниципальной собственности разделено на две ветви власти, на  исполнительно распорядительный орган и на представительный орган. Исполнительный орган имеет сложную организацию, включая ряд структурных подразделений, выполняющих определенные функции, аппарат управления, должностных лиц. Исполнительным органом в городе является администрация города, возглавляемая мэром. Городская администрация решает все вопросы исполнительного и распорядительного характера. В структуру администрации входят: аппарат администрации, департаменты управления, отделы. Аппарат возглавляет Глава муниципального образования - мэр Городецкий Владимир Филиппович. В его распоряжении находится группа консультантов и помощников:

Первый заместитель мэра; Заместители;

В полномочия заместителя мэра города Новосибирска входят: формирование социальной политики, политики в области образования, культуры, спорта, работы с молодежью; определение приоритетных направлений, перспективное и текущее планирование развития муниципальной системы здравоохранения, образования, социальной поддержки населения; формирование политики, направленной на противодействие распространению наркомании среди жителей города Новосибирска; формирование и контроль соблюдения защиты прав потребителей, защиты прав несовершеннолетних.

Руководитель аппарата; Департаменты.

Департамент городского хозяйства, благоустройства  и транспорта. Основные задачи департамента  - это разработка и реализация политики, направленной на развитие дорожно-благоустроительного комплекса города, удовлетворение нужд населения в пассажирских перевозках и других вида транспортных услуг в городе. Обеспечение развития улично-дорожной сети города, увеличение ее пропускной способности, повышение уровня и качества озеленения и цветочного оформления города.

Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства. Организационное и правовое обеспечение совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля в энергетическом, жилищном и коммунальном хозяйстве города. Формирование и проведение политики в области ресурсоэнергосбережения в энергетическом, жилищном и коммунальном хозяйстве города. Повышение качества обеспечения жителей города энергией, холодной и горячей водой, газом и предоставления коммунальных услуг. Обеспечение оформления договорных отношений между поставщиками, исполнителями и потребителями энергии, жилищных и коммунальных услуг. Участие в формировании и проведении ценовой и тарифной политики на территории города в части потребления энергии, предоставления населению жилищных и коммунальных услуг. Совершенствование и модернизация жилищно-коммунального комплекса. Проведение целенаправленной жилищной политики в условиях рыночных отношений.

Департамент земельных  и имущественных отношений мэрии. Эффективное управление муниципальным  имуществом и городскими землями. Осуществление  контроля за использованием муниципального имущества и городских земель. Выработка и реализация единой политики в области земельных и имущественных отношений. Создание комплексной информационной системы управления муниципальной собственностью. Увеличение доходной части бюджета города за счет повышения эффективности использования муниципального имущества и городских земель.

Информация о работе Формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью на примере г Новосибирска