В условиях окончания переходного
периода важно создать систему
стимулирования муниципальных образований
к развитию собственной доходной
базы местных бюджетов и в первую
очередь к росту налогового потенциала
соответствующих территорий, повышению
собираемости местных налогов, в
частности путем увеличения доли
установленных Кодексом межбюджетных
трансфертов из регионального бюджета
при превышающей средний уровень
доле местных налогов в собственных
доходах местного бюджета конкретного
муниципального образования.
Проблемы
информационно-аналитического обеспечения.
Основные проблемы и трудности,
сдерживающие развитие работ по информатизации:
- недооценка руководителями
различного уровня современной
роли информационных технологий
как инструмента реформирования
экономики и общественных отношений,
интенсификации экономического
роста, совершенствования управления,
повышения качества работы органов
управления; - в большинстве субъектов Российской
Федерации округа и их муниципальных образованиях
телекоммуникационная среда, информационные
ресурсы, информационные системы и механизмы
предоставления услуг на их основе, а также
организационная инфраструктура, обеспечивающая
функционирование и развитие единой информационной
среды, находятся на начальной стадии
развития. Информация, необходимая для
выработки и реализации адекватных управленческих
решений, рассредоточена по множеству
невзаимосвязанных информационных фондов
и баз данных министерств, ведомств, региональных
информационных фондов, информационных
банков предприятий и организаций различных
форм собственности, независимых аналитических
центров и информационных агентств;
- отсутствие координации
работ в области информатизации
на межрегиональном (межотраслевом)
уровне со стороны Правительства
Российской Федерации; отсутствие
единой государственной концепции
информатизации регионов;
- отсутствие у региональных
органов государственной власти
законных механизмов для воздействия
на процессы информатизации в
муниципальных образованиях, а также
на процессы формирования информационных
ресурсов и координации деятельности
организаций;
- неудовлетворительное состояние
развития нормативно-правовой базы
информатизации в Российской
Федерации для организации межведомственного
информационного обмена, «ведомственный
эгоизм» и закрытость; отсутствие
стандартов в информационной
сфере;
- неверный принцип «паритетного
финансирования» из федеральных
программ для всех регионов. Регионы-доноры
легко вносят свой вклад в
реализацию программ, связанных с информатизацией
и получают дополнительные средства из
федеральных программ, депрессивные регионы,
не имея собственных средств, не получают
помощи из федерального бюджета; высокая
стоимость персональных компьютеров,
в том числе домашних; без поднятия уровня
отечественного производителя и производства
средств телекоммуникаций, компьютеров
и другой техники на территории самой
России информатизация регионов будет
очень дорогостоящей задачей, как на этапе
ее создания, так и на этапе ее эксплуатации;
- отсутствие квалифицированных
специалистов, недостаточная подготовка
кадров в области использования
и производства информационных
ресурсов, неподготовленность кадров
управленческого звена к работе
в условиях современного уровня
информационного обмена или недостаточная
квалификация государственных и
муниципальных служащих в сфере
компьютерных технологий, отсутствие
в регионах собственной инфраструктуры
ИТ (нет исследовательских, опытно-конструкторских,
производственных организаций);
- имеющиеся структурированные
информационные ресурсы часто
технически и лингвистически
не совместимы, а в результате
бывают не востребованы и, зачастую,
формируются заново, неоправданно
дублируются; отсутствует единая
система классификаторов и кадастров;
из-за отсутствия единой системы
идентификации, необходимой, в
частности, для ведения государственных
реестров, нарушаются фундаментальные
информационные принципы однократности
ввода и совместимости исходных
данных, алгоритмической и программной
структурности и модульности,
унификации и стандартизации
сопряжения (интерфейса) и т.д.
Для успешного решения
выявленных проблем необходимо решить
следующие задачи:11
1. Придать работам, связанным
с информатизацией, статус приоритетных;
создать вертикаль государственной
власти, ответственной за информатизацию
- «жесткая» вертикаль управления
этим процессом; выделить приоритеты
и финансирование этих приоритетов
в полном объеме; необходимо активное
участие государства в деле
создания общегосударственных баз
данных, регистров и банков информации,
осуществление государственного
финансирования проектов, оказание
Правительством Российской Федерации
регионам материальной поддержки
при создании инфраструктуры
информатизации: средств связи, телекоммуникаций,
вычислительной техники и лицензионных
программных средств, пакетов прикладных
программ. Повысить статус структурных
подразделений, курирующих вопросы информатизации.
2. В целях координации
работ по выполнению Федеральной
целевой программы (ФЦП) "Электронная
Россия" руководству программы
необходимо отчетные материалы,
представляемые по разделам, предусматривающим
участие субъектов РФ, направлять
на экспертизу для дачи заключения
в соответствующие органы исполнительной
власти; реальная координация работ
по информатизации не возможна
без софинансирования; в реализации
ФЦП "Электронная Россия" необходимо
расставить практические акценты, сконцентрировав
первоочередное внимание на инфраструктурных
вопросах (необходимо решить задачу создания
общефедеральной системы управления и
передачи данных и связанных с этой проблемой
стандартов и унификации); должен быть
уточнен и четко регламентирован порядок
участия регионов в ФЦП, сделав его единым
для всех госзаказчиков, скоординировав
между собой федеральный и региональный
бюджетные процессы, связанные с финансированием
единых проектов информатизации.
3. В целях обеспечения
нормативно-правового регулирования
процесса информатизации в органах
государственной власти необходимо
разработать и принять Закон
РФ "Об информационном взаимодействии
органов государственной власти и органов
местного самоуправления"; в отраслевые
федеральные законы необходимо внести
изменения, устанавливающие порядок доступа
к ресурсам федерального ведения других
органов власти, организаций и граждан;
необходимы механизмы для предотвращения
потерь информационных ресурсов, накопленных
региональными отделениями федеральных
органов по территориям регионов, при
многочисленных структурных реорганизациях.
Разработать новые организационно-правовые
схемы формирования информационных ресурсов,
реализация которых должна быть общегосударственной
программой, включающей не только информатизацию
государственных органов и организаций,
но и всего общества. Повысить статус (значения)
электронных документов во властных структурах.
4. Разработать, утвердить
и внедрить единые стандарты
защиты, шифрования и обмена информацией
для государственных органов;
законодательно решить вопрос
по перечню обязательной информации
органов государственной власти
и органов местного самоуправления,
открытой для населения.
5. Организовать на федеральном
уровне финансирование создания
интегрированных кадастров, реестров,
баз данных и создание типовых,
унифицированных проектов центральных
узлов и узлов доступа к
информационным ресурсам для
внедрения их в регионах. Необходимо
создать унифицированный банк
программных средств и технологий
по вопросам государственного
и муниципального управления, организовать
централизованное обеспечение органов
исполнительной власти лицензионными
системными и специальными программами
за счет средств федерального
или регионального бюджетов, создать
российскую библиотеку типового,
свободно распространяемого программного
обеспечения, предназначенного для
применения в органах государственной
власти регионов. На федеральном
уровне создать единую систему
идентификации, необходимую, в
частности, для ведения государственных
реестров.
6. Основным компонентом
информационной инфраструктуры
региона должна являться система
баз данных общего пользования,
охватывающая коллективные и
общедоступные БД. Информационную
совместимость различных баз
данных в территориальных системах
целесообразно реализовать через
создание специальной «словарно-справочной
службы системы баз данных
общего пользования» регионов
и округа в целом. Создание
системы баз данных в каждом
регионе должно происходить, с
одной стороны, путем их создания
на средства и по инициативе
отдельных предприятий и организаций
(«снизу»), а с другой стороны,
по решению соответствующих органов
управления региона за счет
средств своего бюджета. Организовывать
информационные центры для оказания консультационных
и других услуг гражданам и организациям
7. Наладить систему государственного
регулирования процесса создания информационных
систем органов власти. Это вопрос согласованного
функционирования и взаимодействия органов
государственной власти России - вопрос
конституционного полномочия президента.
Это регулирование должно явно осуществляться
на должном уровне власти: президентском
и правительственном.
8. Организовать регулярную
рассылку регионам конкретных
достижений и предложений по
развитию информатизации в муниципальных
образованьях; регулярное освещение
деятельности регионов в области
информатизации в журналах и
Web-сайтах федерального уровня.
Предлагаются следующие
пути преодоления трудностей, связанных
с кадровым составом муниципальных
органов.
Во-первых, позитивные результаты
достигаются не там, где учитываются
признаки семейственности, личной преданности,
клановости и т.п., а там, где соблюдаются
научные принципы подбора, расстановки
и воспитания кадров. 12
Во-вторых, подбор кадров нужно
осуществлять с учетом личностно-профессиональных
качеств претендентов. Более 70% опрошенных
респондентов поставили на приоритетные
позиции именно такие качества как порядочность
и компетентность.
В-третьих, должны быть четкие
квалификационные требования, которые
устанавливают показатели, определяющие
соответствие профессионального уровня
муниципального служащего или кандидата
на должность муниципальной службы
функциям и полномочиям этой должности.
В-четвертых, нужно улучшать
профессиональную подготовку кадров,
которые уже работают в сфере
местного самоуправления с помощью
получения ими дополнительного
образования. Однако в целом пополнять
надо не только профессиональные знания
муниципальных служащих, но также
расширять их общекультурный кругозор
и обучать навыкам по реализации
знаний на практике.
В-пятых, нужно повышать престиж
органов муниципального управления,
создавая адекватные материальные стимулы
и систему поощрений для привлечения
квалифицированных работников.
В-шестых, следует осуществлять
горизонтальную и вертикальную ротацию
кадрового состава муниципального
образования.
В-седьмых, необходимо создавать
банк данных о кадровом потенциале
муниципального образования с целью
формирования кадрового резерва. В
его состав включаются перспективные
специалисты: депутаты местных советов,
руководители различных хозяйств, ассоциаций
и движений.
В-восьмых, требуется четкий
государственный стандарт для будущих
муниципальных служащих, который
позволит проконтролировать качество
подготовки подобных специалистов не
только в государственных вузах,
но и коммерческих.
Заключение
Муниципальное управление формируется
сегодня как новая сфера управленческой
деятельности.
Совершенствование муниципального
управления ставит задачу осмыслить
теоретически новые требования, связанные
с развитием рыночных отношений
в процессе управления муниципальными
образованиями, а также выявить
современные тенденции развития
муниципального управления.
Муниципальное стратегическое
планирование выступает современной
тенденцией развития муниципального управления
Для действительной способности
реализации права на местное самоуправление
представляется необходимым:
1) наличие механизмов
осуществления права, то есть
наличие органов, создаваемых
населением для реализации своих
прав в решении местных вопросов,
процедур прямого волеизъявления
(референдумы, конференции, сходы)
или зависимости от населения
создаваемых им органов (выборы,
формы контроля). Эти вопросы в
основном решены в рамках первого,
организационного этапа;
2) наличие возможности
осуществления права, то есть
наличие финансово-экономической
базы для обеспечения реальной
самостоятельности населения и
дееспособности создаваемых им органов
(основная задача второго, экономического
этапа);
3) наличие осознанной
воли в осуществлении права,
то есть активное участие в
процессе организации местного
самоуправления не только государства
(через официальные решения его
органов и реализацию их должностными
лицами), но и населения (через
широкое участие в процессе, заинтересованность
в его результате). Решение этой
задачи, видимо, будет являться в
основном целью следующего этапа
(назовем его условно "социальным").