Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 22:07, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление современного гражданского общества, дальнейшее развитие местного самоуправления непосредственно связано с активностью граждан, в первую очередь по месту жительства, при решении вопросов местного значения в таких основных формах непосредственного участия, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания граждан, обращения в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление, а также правотворческая инициатива граждан.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….…3
Формы прямого волеизъявления граждан…………………………………..4
Местный референдум…………………………………………………..4
Муниципальные выборы……………………………………………….6
Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица ……………………………………....13
Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении……………………………………………………………..17
Собрания, конференции, сходы граждан……………………………17
Опрос граждан………………………………………………………...20
Правотворческая инициатива граждан……………………………....22
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованных источников и литературы……………………….....26

Файлы: 1 файл

Муниципальное право-реферат.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Реферат

 

 

 

 

Автор

студент второго курса,

группы ЮПБ-211

Баграева К.А.

Руководитель

ст. пр-ль

Потапова Е.А.

 

 

Новосибирск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….…3

  1. Формы прямого волеизъявления граждан…………………………………..4
    1. Местный референдум…………………………………………………..4
    2. Муниципальные выборы……………………………………………….6
    3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица ……………………………………....13
  2. Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении……………………………………………………………..17
    1. Собрания, конференции, сходы граждан……………………………17
    2. Опрос граждан………………………………………………………...20
    3. Правотворческая инициатива граждан……………………………....22

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованных источников и литературы……………………….....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление современного гражданского общества, дальнейшее развитие местного самоуправления непосредственно связано с активностью граждан, в первую очередь по месту жительства, при решении вопросов местного значения в таких основных формах непосредственного участия, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания граждан, обращения в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление, а также правотворческая инициатива граждан.

Целью работы является комплексное исследование форм прямого волеизъявления граждан, а также иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Структура реферата обусловлена целями исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

 

 

 

      1. Формы прямого волеизъявления граждан

 

    1. Местный референдум

В качестве одной из форм осуществления местного самоуправления

Конституция закрепляет референдум (ст.130) и признает за каждым гражданином право на участие в нем (ст. 32).

Местный референдум- референдум, проводимый в соответствии с Конституцией, Законом об избирательных правах, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.1

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие принципы проведения местного референдума:

1) участие в референдуме  является всеобщим и равным;

2) голосование осуществляется  непосредственно и добровольно;

3) контроль за волеизъявлением  граждан не допускается.

В соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В уставах муниципальных образований приобретают конкретное определение следующие вопросы: порядок сбора подписей жителей данного муниципального образования под требованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума.

Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о прекращении, продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов местного самоуправления; об избрании депутатов и должностных лиц местного самоуправления, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и на освобождение от должности; о принятии или об изменении местного бюджета, об исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.2

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Субъектами выдвижения инициативы о проведении местного референдума являются: группа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; избирательные или иные общественные объединения, имеющие право на участие в муниципальных выборах или в местном референдуме; представительный орган муниципального образования и глава местной администрации (при условии совместной инициативы).3

 

1.2 Муниципальные выборы

Муниципальным выборам посвящена статья 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требующая проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных Прав граждан. Этой же статьей к компетенции федеральных органов государственной власти отнесены установление гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов.

Нормы, регулирующие порядок организации и проведения местных выборов, закреплены в нормативно-правовых актах разных уровней: на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне местного самоуправления. На федеральном уровне это Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

На уровне субъектов Российской Федерации нормы, регулирующие муниципальные выборы, содержатся в законах о местном самоуправлении, в избирательных кодексах и в законах о выборах в органы местного самоуправления. На уровне муниципальных образований вопросы организации и проведения местных выборов регулируются уставами муниципальных образований и положениями о выборах, утверждаемыми решениями представительных органов местного самоуправления.

В статье 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность использования следующих способов избрания главы Муниципального образования:

1) избрание на муниципальных выборах;

2) избрание представительным  органом муниципального образования  из своего состава,

Действовавшее ранее федеральное законодательство предусматривало аналогичные способы избрания главы муниципального образования.

Следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, регулирующие выборы главы муниципального образования, как правило, содержат нормы, регулирующие только избрание главы муниципального образования непосредственно населением.4

Вопросы избрания исполнительного органа местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации практически не регулируются. Как правило, предусматриваются не выборы, а другие способы формирования исполнительного органа - назначение или конкурс. В соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Избирательный процесс по выборам представительных органов местного самоуправления, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц органов местного самоуправления состоит из одинаковых стадий, которые объединены в следующие этапы:

1-й этап. Подготовка к  выборам. Для организации подготовки  и проведения выборов депутатов  представительных органов местного  самоуправления, глав муниципальных  образований формируются избирательные  комиссии. Обычно формируются следующие  избирательные комиссии: 1) избирательная  комиссия муниципального образования; 2) окружные избирательные комиссии; 3) участковые избирательные комиссии. При проведении выборов главы  муниципального образования полномочия  окружной избирательной комиссии  исполняет избирательная комиссия муниципального образования. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Избирательные округа, списки избирателей формируются так же, как и при подготовке к проведению референдума. На образование округов может повлиять выбранный тип избирательной системы (возможно формирование многомандатных округов).

2-й этап. Назначение выборов. В соответствии со статьей 10 Федерального  закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» выборы  назначает уполномоченный на  то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов  должно быть принято не ранее  чем за 90 дней и не позднее  чем за 80 дней до дня голосования.

Обычно выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований назначаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В отдельных случаях такое решение может быть принято судом, избирательной комиссией.

В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа очередные выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования соответственно уровню выборов в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований.

3-й этап. Выдвижение и регистрация кандидатов. В соответствии с федеральным законом граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.

О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления и порядок его представления устанавливаются законом. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

Информация о работе Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления