При этом имеется в виду активное
избирательное право, которое предоставлено
всем гражданам России не моложе 18 лет,
за исключением лиц, признанных судом
недееспособными. По известным причинам
в сходе не могут участвовать и граждане,
содержащиеся в местах лишения свободы
по вступившему в законную силу приговору
суда.
Сход граждан осуществляет
полномочия представительного органа
муниципального образования, в том числе
отнесенные к исключительной компетенции
представительного органа муниципального
образования. Среди них: принятие устава
муниципального образования и внесение
в него изменений и дополнений; утверждение
местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление, изменение и отмена местных
налогов и сборов в соответствии с законодательством
РФ о налогах и сборах; принятие планов
и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
определение порядка управления и распоряжения
имуществом, находящимся в муниципальной
собственности; определение порядка принятия
решений о создании, реорганизации и ликвидации
муниципальных предприятий и учреждений,
а также об установлении тарифов на услуги
муниципальных предприятий и учреждений;
порядка участия муниципального образования
в организациях межмуниципального сотрудничества;
определение порядка материально-технического
и организационного обеспечения деятельности
органов местного самоуправления; контроль
за исполнением органами местного самоуправления
и должностными лицами местного самоуправления
полномочий по решению вопросов местного
значения.
Сход граждан может созываться
главой муниципального образования самостоятельно
либо по инициативе группы жителей поселения
численностью не менее десяти человек.
Не является нарушением норм действующего
законодательства и сложившаяся практика,
когда сход граждан созывается на основании
решения, принятого жителями поселения
на предыдущем сходе. Проведение схода
граждан обеспечивается главой мест ной
администрации. Не позднее чем за 15 дней
до проведения схода он доводит до сведения
жителей поселения решение о созыве схода
и его повестку дня. О времени и месте проведения
схода жители поселения оповещаются доступными
способами не менее чем за три дня до его
созыва.
Участие в сходе граждан выборных
лиц местного само управления является
обязательным.
На сходе граждан председательствует
глава муниципального образования избираемое
сходом или иное лицо, граждан.
Решение принятым, если
за него схода граждан считается
проголосовало более половины
участников схода граждан. Решения,
принятые на сходе граждан, подлежат официальному
опубликованию (обнародованию) и обязательному
исполнению на территории поселения.
Органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления
обеспечивают исполнение решений, принятых
на сходе граждан, в соответствии с разграничением
полномочий между ними, определенным уставом
поселения.
2.2 Опрос граждан
В статье 31 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
впервые введен термин «опрос». В законе
предусмотрено, что опрос граждан проводится
на всей территории муниципального образования
или на части его территории для выявления
мнения населения и его учета при принятии
решений органами местного самоуправления
и должностными лицами местного самоуправления,
а также органами государственной власти.
Как уже говорилось ранее, результаты
опроса носят рекомендательный характер.7
В опросе имеют право участвовать
жители муниципального образования, обладающие
избирательным правом. Опрос граждан проводится
по инициативе:
1) представительного органа
муниципального образования или
главы муниципального образования
- по вопросам местного значения;
2) органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации — для учета мнения
граждан при принятии решений
об изменении целевого назначения
земель муниципального образования
для объектов регионального и
межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения
опроса граждан определяется уставом
муниципального образования и (или) нормативными
правовыми актами представительного органа
муниципального образования.
Решение о назначении опроса
граждан принимается представительным
органом муниципального образования.
В нормативном правовом акте представительного
органа муниципального образования о
назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения
опроса;
2) формулировка одного
или нескольких вопросов, предлагаемых
при проведении опроса;
3) методика проведения
опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность
жителей муниципального образования,
участвующих в опросе.
Жители муниципального образования
должны быть проинформированы о проведении
опроса граждан не менее чем за 10 дней
до его проведения. Финансирование мероприятий,
связанных с подготовкой и проведением
опроса граждан, осуществляется за счет
средств:
1) местного бюджета - при
проведении опроса по инициативе
органов местного самоуправления;
2) бюджета субъекта Российской
Федерации - при проведении опроса
по инициативе органов государственной
власти соответствующего субъекта
Российской Федерации.
- Правотворческая инициатива
граждан
Право правотворческой инициативы
- право разработки проекта нормативного
акта и его внесения в орган местного самоуправления.
Правотворческая инициатива
- вхождение в компетентный орган с предложением
принять нормативный юридический акт,
а зачастую и внесение проекта такого
акта.8
В соответствии с Федеральным
законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» с правотворческой инициативой
может выступить инициативная группа
граждан, обладающих избирательным правом,
в порядке, установленном нормативным
правовым актом представительного органа
муниципального образования. Минимальная
численность инициативной группы граждан
устанавливается нормативным правовым
актом представительного органа муниципального
образования и не может превышать 3% от
числа жителей муниципального образования,
обладающих избирательным правом. В случае
отсутствия нормативного правового акта
представительного органа муниципального
образования, регулирующего порядок реализации
правотворческой инициативы граждан,
принятие к рассмотрению и рассмотрение
проекта муниципального правового акта,
внесенного гражданами, осуществляется
в соответствии с названным Федеральным
законом.
Установлена существенная гарантия
института гражданской правотворческой
инициативы: в случае отсутствия нормативного
правового акта представительного органа
муниципального образования, регулирующего
порядок реализации правотворческой инициативы
граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение
проекта муниципального правового акта,
внесенного гражданами, осуществляются
в соответствии с нормами Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации».
Проект муниципального правового
акта, внесенный в порядке реализации
правотворческой инициативы граждан,
подлежит обязательному рассмотрению
органом местного самоуправления или
должностным лицом местного самоуправления,
к компетенции которых относится принятие
соответствующего акта, в течение трех
месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной
группы граждан должна быть обеспечена
возможность изложения своей позиции
при рассмотрении указанного проекта.
Наделение граждан правотворческой
инициативой позволяет:
А) Создать надежный механизм,
при помощи которого население муниципального
образования может высказать, исходя из
собственного понимания своих и общественных
интересов. Собственное мнение относительно
целесообразности и результативности
правового регулирования определенных
отношений;
Б) В наибольшей степени приблизить
органы и должностных лиц муниципального
образования к населению, расширив тем
самым степень самоуправления населения;
В) Учесть общественные потребности
и запросы отдельных групп в регулировании
тех или иных отношений;
Г) Расширить возможность принятия
актов, отражающих интересы населения
муниципального образования, повысив
тем самым популярность муниципальной
власти;
Д) Обеспечить гласность и информированность
населения по вопросам муниципального
правотворчества.
По Закону члены местного сообщества
обладают правом правотворческой инициативы,
только если оно закреплено в Уставе муниципального
образования. Такой порядок регулирования
объясняется, вероятно, стремлением законодателя
учесть особенности условий осуществления
местного самоуправления в разных муниципальных
образованиях, степень подготовленности
населения к проявлению правотворческой
инициативы.
Проект муниципального правового
акта, внесенный в порядке реализации
правотворческой инициативы граждан,
подлежит обязательному рассмотрению
органом местного самоуправления или
должностным лицом местного самоуправления,
к компетенции которых относится принятие
соответствующего акта, в течение трех
месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной
группы граждан должна быть обеспечена
возможность изложения своей позиции
при рассмотрении указанного проекта.
В случае если принятие муниципального
правового акта, проект которого внесен
в порядке реализации правотворческой
инициативы граждан, относится к компетенции
коллегиального органа местного самоуправления,
указанный проект должен быть рассмотрен
на открытом заседании данного органа.
Мотивированное решение, принятое
по результатам рассмотрения проекта
муниципального правового акта, внесенного
в порядке реализации правотворческой
инициативы граждан, должно быть официально
в письменной форме доведено до сведения
внесшей его инициативной группы граждан.
Заключение
Особую роль в реализации местного
самоуправления, несмотря на сложную социально-экономическую
ситуацию в стране по-прежнему играют
институты непосредственной демократии.
Обусловлено это тем, что: во-первых, именно
народ является носителем суверенитета
и единственным источником власти, имея
право в первую очередь на непосредственное
ее осуществление; во-вторых, формы непосредственной
муниципальной демократии оказывают прямое
влияние на институты местного самоуправления,
определяя, к примеру, не только состав
представительных и иных органов местного
самоуправления, но и задавая конкретные
параметры их деятельности.
Решения, принятые самими гражданами,
имеют не только общественно-политическое,
но и большое экономическое значение.
Кроме того, благодаря институтам непосредственной
демократии усиливается контроль граждан
за деятельностью органов местного самоуправления.
Как известно, непосредственная
демократия - прямое осуществление власти
народам в общегосударственном и местном
масштабах, различные формы принятия самим
населением (преимущественно гражданами
- избирателями) решений общего и местного
характера.
Участие граждан в непосредственном
решении вопросов местного значения должно
осуществляться в самых разнообразных
формах. Основными из них являются местный
референдум, муниципальные выборы, народная
правотворческая инициатива, общие собрания
(сходы) граждан и т.д. Все их перечислить
попросту невозможно, так как законодательство
практически не ограничивает творчество
и инициативу населения муниципальных
образований в поиске и использовании
форм прямого волеизъявления граждан
в решении вопросов местного самоуправления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИСТОЧНИКИ
a) нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ.
04.08.2014. №31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 26.11.1996
№ 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления»
(ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1996. № 49 Ст. 5497.
3. Федеральный закон от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления» (ред. от 21.07.2014)
// СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 12 июня
2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» (ред. от 14.10.2014) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
2. ЛИТЕРАТУРА
5. Авакьян С.А. Муниципальное
право России: учебник. М.: Проспект, 2009.
— 544 с.
6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право Российской Федерации: Учебник.
— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,
2001. — 552 с.
7. Малько А.В., Корсакова С. В.
Муниципальное право России: учебник.
-2-е изд., перераб. и доп. –М.:Юрайт, 2011. –
398 с.
8. Прудников А.С., Чепурной
А.Г. Муниципальное право России. Учебник. - М: Юнити-Дана, 2012. – 375 с.
9. Шугрина Е.С. Муниципальное
право Российской Федерации : учеб. — 2-е
изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2007.
— 672 с.
1
Малько А.В., Корсакова С. В. Муниципальное
право России: учебник. -2-е изд., перераб.
и доп. –М.:Юрайт, 2011. – С.259.
2
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право Российской Федерации: Учебник.
— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,
2001. — С.181.
3
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право Российской Федерации: Учебник.
— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,
2001. — С. 193.