Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 15:10, курсовая работа
Цель данного курсового проекта– провести исследование, как государство влияет на развитие предпринимательства в регионах России.
Основные задачи курсового проекта:
Определить цели и задачи государственного регулирования развития предпринимательства в регионах России;
Охарактеризовать международный опыт государственного регулирования предпринимательства в регионах ;
Охарактеризовать предпринимательскую деятельность в регионах России (на примере Курской области);
Определить институциональную структуру предпринимательства регионов России (на примере Курской области);
Введение……………………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы государственной политики по развитию предпринимательства в РФ…………………………………………………………....5
1.1.Понятие предпринимательства, виды, необходимость государственной поддержки……………………………………………………………………………...5
1.2.Нормативно – правовая база развития предпринимательства в РФ……………8
1.3.Институциональные основы поддержки развития предпринимательства……11
2.Анализ региональной политики по поддержке предпринимательства (на примере Курской области)……………………………………………………...……15
2.1.Состояние предпринимательства в Курской области………………………….15
2.2.Нормативно – правовая база и институциональная основа поддержки предпринимательства в Курской области…………………………………………..18
2.3.Основные проблемы развития отдельных субъектов предпринимательства в Курской области……………………………………………………………………...20
3.Пути совершенствования государственной политики по развитию предпринимательства в регионах РФ……………………………………………….22
3.1.Перспективы государственной поддержки предпринимательства в РФ……..22
3.2.Совершенствование правовой основы поддержки малого предпринимательства в РФ………………………………………………………….23
3.3.Совершенствование региональной политики по поддержке предпринимательства в Курской области………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………….……..27
Список литературы…………………………………………………………………..28
2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 29 ноября 2010 г., 1 марта, 27 июня, 1, 11, 18 июля 2011 г.)
3. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».
4. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 июня, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.).
5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
7. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
8. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 2010 г.)
9. Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки"
10. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 961 "О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества"
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (с изменениями от 18 августа 2007 г., 19 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.).
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».
21. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2010 г. N 781 "О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта».
1.3.Институциональные основы
поддержки развития
Институциональная основа предпринимательства состоит:
1.Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке
финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
1)надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);
2)надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года);
3)надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);
4)надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года);
надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года).
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
2. Министерство экономического развития Российской Федерации.
3.Структура органов власти и
управления, обеспечивающих поддержку
и взаимодействие с бизнесом,
в различных регионах
К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.
2.Анализ региональной политики по поддержке предпринимательства(напримере Курской области)
2.1.Состояние предпринимательства в Курской области
В целях формирования благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечения самозанятости жителей области и создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности товаров и услуг в 2010 году осуществлялось решение задач, определенных областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2009-2011 годы».Подготовлено 13 региональных нормативных правовых актов.В 33 муниципальных образованиях проведены зональные семинары-совещания по вопросам реализации Федерального закона от 4.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Принят Нормативный акт (постановление Правительства Курской области от 11.02.2010 г. № 17-пп) в постановление Правительства Курской области от 03.04.2002 г. № 168 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства в Курской области» в части совершенствования положения о комиссии и изменения ее состава.Сформирована региональная нормативная правовая база, необходимая для реализации Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Подготовка проектов региональных нормативных правовых актов по вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
осуществляется с участием общественных организаций предпринимателей (Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – ОЦПМСП), КРОО «Союз предпринимателей», КРО ООО «ОПОРА России», Курская ТПП).При выполнении задачи по максимальному удовлетворению потребности малого и среднего бизнеса в комплексных консультационных услугах в 2009-2010 г.г. проведена работа по оказанию консультационной и методической помощи органам местного самоуправления и предпринимателям на местах. Во всех районах и городах области созданы Советы предпринимателей при главах муниципальных образований, союзы предпринимателей.В 2010 году организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказана информационно-консультационная поддержка 4426 предпринимателям, проведено пять семинаров, в том числе два семинара в режиме online.Для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе начинающих предпринимателей, подготовлено и выпущено методическое пособие «Справочник предпринимателя Курской области».
Характеристики малого и среднего предпринимательства
Курской области
№ п.п. |
Характеристика |
Един. измер. |
2007г |
2008г* |
2009г* |
2010г* |
2011г* (прогноз) |
1. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, всего, том числе |
единиц |
40248 |
44970 |
46149 |
47665 |
49304 |
- малых предприятий |
единиц |
4916 |
7983 |
8746 |
8971 |
9010 | |
- средних предприятий |
единиц |
- |
266 |
168 |
194 |
195 | |
- индивидуальных предпринимателей |
чел |
35332 |
36761 |
37235 |
38500 |
40100 | |
2. |
Численность занятых в малом и среднем бизнесе, тыс. чел |
тыс. чел |
127 |
151 |
155 |
157 |
160 |
3. |
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике, % |
% |
25 |
28 |
30 |
36 |
41 |
4. |
Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП, |
% |
9,0 |
9,5 |
9,9 |
10,5 |
12 |
5. |
Оборот малых и средних предприятий |
млрд. рублей |
46 |
112,8 |
120,0 |
123 |
125 |
6. |
Налоговые поступления от применения специальных режимов налогообложения |
млн. руб. |
842,5 |
1084,9 |
1186 |
1332 |
1500 |
7. |
Выделение бюджетных средств на государственную поддержку |
Млн. руб. |
13,2 |
15,1 |
28 |
77 |
86 |