Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 03:17, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией нашей страны каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Экологическая безопасность………………………………………………4
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования……………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………..19

Файлы: 1 файл

реферат по СГМУ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образование

Национальный исследовательский

Иркутский государственный  технический университет

Институт изобразительного искусства и социально-гуманитарных наук

Кафедра социологии и  социальной работы

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

Реферат

по дисциплине социология государственного и муниципального управления

право на тему :

 

« Государственное  управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Сдал: студент 3 курса

                                                                                                                  Гр. соц-09

                                                                                                            Телепень А.В.

 

                                                                                            Принял: Доцент, Кандидат                                

                                                                                                     Философских наук 

                                                                                                        Ринчинова А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Иркутск 2012

                                               Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

Экологическая безопасность………………………………………………4

Государственное управление в сфере  охраны окружающей среды и природопользования……………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………….18

Список используемой литературы……………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       В соответствии с Конституцией нашей страны каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В современный период, в условиях рыночной экономики одной из актуальных проблем является совершенствование  государственного управления в области  охраны окружающей среды и природопользования.  В настоящее время государство старается уделять особое внимание управлению в данной области и рациональному использованию природных ресурсов. Впервые в истории Российского государства Президент РФ Владимир Владимирович Путин наряду с другими важными инициативами, ознаменовавшими вступление России в третье тысячелетие, на встрече с экологической общественностью 30 января 2001 г. предложил разработать экологическую доктрину в качестве одной из ключевых составных частей сбалансированного и устойчивого развития страны в двадцать первом веке. Современное экологическое состояние территории России можно определить как критическое, а в некоторых регионах оно приобрело характер экологического бедствия. Быстро сокращается биологическое разнообразие природы России, гибнут экосистемы лесов, тундр, болот, каждый десятый вид растений и животных находится на грани исчезновения. Более 100 миллионов россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях. Только 15 % городских жителей России живут на территориях, где уровень загрязнения воздуха соответствует нормативам. Такому ходу событий необходимо противопоставить действенную экологическую политику, новое экологическое мышление и более совершенную систему государственного управления в сфере защиты окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду затрагивает основы жизнедеятельности  человека и занимает центральное  место в системе экологических  прав граждан. Статья 42 Конституции  Российской Федерации закрепляет три  основных экологических права человека.

1.На благоприятную окружающую  среду.

2.На достоверную информацию  о состоянии окружающей среды.

3.На возмещение ущерба причиненного  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

     Конституционное право  на благоприятную окружающую  среду в последнее десятилетие в России подвергалось масштабным нарушениям, что, в свою очередь, явилось одной из важных причин роста заболеваемости и смертности в целом по стране.

Основные направления экологической  политики России:

  • обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий.
  • улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения
  • выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения.
  • организация  контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

    Все перечисленные выше направления экологической политики России крайне важны для развития стабильной экосистемы в нашей стране и требуют для своего выполнения эффективное государственное управление.

    1. Экологическая безопасность.

Обеспечение экологической безопасности является одной из составляющих экологической  функции Российского государства  и, соответственно, задачей практически всех органов публичной власти.

Категория «экологическая безопасность»  на федеральном уровне наряду с Конституцией Российской Федерации и Законом  Российской Федерации «О безопасности» (ст.13) закреплена также в Федеральном  конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (ст.18), в ряде федеральных законов: «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О специальных экологических программах реабилитации радиационного загрязнения участков территории» и другие.

Впервые же понятие «экологическая безопасность» юридически раскрыто в Федеральном законе 2002 года «Об охране окружающей среды». В нем оно определено как «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий».

Данное понятие в качестве объектов экологической безопасности указывает  человека и природную среду, ставя  на первое место именно защищенность природной среды.

Но, более точное и полное определение  «экологической безопасности было дано в проекте Федерального закона «Об  экологической безопасности». Экологическая  безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды  от угроз возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее». Как мы можем видеть, данное определение отличается от предыдущего. Во-первых,   в качестве объекта экологической безопасности здесь выступает не только человек и природная среда, но и общество в целом. Во-вторых,   перечислением объектов экологической безопасности, на первое место в определении ставится защита человека. Данные различия в определениях можно объяснить тем, что  у анализируемых законов разный предмет регулирования.

Рассматриваемый проект Федерального закона «Об экологической безопасности», был принят Государственной  Думой 17 ноября 1995 года, но не был подписан Президентом Российской Федерации. Причину отклонения данного закона Президент РФ обозначил в своем письме в Государственную Думу. В нем говорилось о том, что экологическая безопасность не может быть составной частью безопасности. Определяя место понятия «экологическая безопасность»  в составе понятия  безопасность личности, общества и государства, не учитываются нормы п. «м» ст. 71 и п. «д» ст. 72 Конституции  Российской Федерации. Вопросы безопасности, определенные Законом РФ «О безопасности» как состоящие защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, относятся исключительно к ведению Российской Федерации, а вопросы экологической безопасности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, поэтому  понятие «экологическая безопасность» не может быть составной частью понятия «безопасность».

То, что проект Федерального закона «Об экологической безопасности»  до сих пор не принят, осложняет  механизм реализации экологической  безопасности, как органами государственной  власти, так и гражданами и общественными  экологическими объединениями.

При рассмотрении вопроса о правовом регулировании обеспечения экологической  безопасности на региональном уровне, уместно отметить, что ряд субъектов  Российской Федерации, опираясь на проект Федерального закона «Об экологической  безопасности» и в соответствии с п. «д» ст. 72 Конституции РФ, разработали и приняли свои законы об экологической безопасности. Так, в Республике Башкортостан в июне 1997г. был принят Закон «Об экологической безопасности Республики Башкортостан». Экологическая безопасность в законе трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее.

Рассматривая действующее федеральное  и региональное законодательство, можно сделать вывод, что в настоящее время  остро прослеживается необходимость скорейшего разрешения вопроса правового регулирования отношений по обеспечению экологической безопасности на  федеральном уровне. Анализ регионального законодательства в области обеспечения экологической безопасности показывает отсутствие единства в трактовке основных понятий. Такой разный подход, объясняется, в первую очередь, несистемным подходом к правовому регулированию этих вопросов на федеральном уровне.

      II. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды

        Основам управления в области охраны окружающей среды посвящена одноименная гл. II Федерального закона "Об охране окружающей среды". Законодатель выделяет полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.

       Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации. Охрана окружающей среды и законодательство об охране окружающей среды в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области охраны окружающей среды  является частью социального управления и должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации.

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

При аппарате Президента РФ существует Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, которая образована в соответствии с Законом РФ "О безопасности" и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. N 547. Межведомственная комиссия является постоянным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на него задач в сфере обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства. Среди основных задач и функций Комиссии следует отметить следующие:

подготовка предложений  по вопросам внутренней и внешней экологической политики РФ и стратегических проблем государственной экологической безопасности для рассмотрения в Совете безопасности Российской Федерации;

оценка внутренних и  внешних экологических угроз  жизненно важным интересам личности, общества и государства, оценка существующих и потенциальных источников экологической безопасности;

подготовка предложений  по обеспечению экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в  сельском и других отраслях народного  хозяйства, по решению экологических проблем защиты здоровья населения, безопасности уничтожения химического и ядерного оружия, ликвидации зон экологического бедствия и неблагополучия и другим направлениям;

подготовка проектов решений Совета безопасности РФ по вопросам экологической безопасности и др.

К органам законодательной  власти, осуществляющим политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся Государственная  Дума Федерального Собрания РФ (Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию, Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по экологии, Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого развития; Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции), Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды).

Информация о работе Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования