Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование государственного управления в сфере социальной защиты населения в Тверской области, разработка практических рекомендаций по разрешению проблем.
В курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную защиту населения как объект государственного управления;
2. Проанализировать государственное управление сферой социальной защиты населения в Тверской области.
Введение 3
1. Социальная защита населения как объект государственного управления 6
1.1. Теоретические и правовые основы социальной защиты населения 6
1.2. Современное состояние системы социальной защиты населения в Российской Федерации 13
2. Анализ государственного управления сферой социальной защиты населения в Тверской области 17
2.1. Министерство социальной защиты населения Тверской области как основной орган государственного управления сферой социальной защиты населения 17
2.2. Ведомственные целевые программы как инструмент государственного регулирования в сфере социальной защиты населения 20
2.3. Проблемы в государственном управлении сферой социальной защиты населения и пути их решения 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 36
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Система государственного и муниципального управления»
Тема: «Государственное управление в сфере социальной защиты населения в субъектах РФ (на примере Тверской области)»
Выполнила
Студентка
группы 09 ГУ/3-03
Владимирова Д.В.
Руководитель:
к.с.н., доцент Прибыткова Л.В.
Конаково 2012 г.
Содержание
Актуальность проблемы исследования. Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Следует понимать, что рыночная экономика не может гарантировать благосостояние для всех без исключения граждан страны. У различных групп населения разный уровень доходов, разные способности и здоровье. Соответственно, такие категории граждан не могут успешно конкурировать с другими, приспособленными к рыночным отношениям, гражданами. Но это условия рынка – выживает более успешный и наиболее приспособленный.
Возникает вопрос – а что же делать остальным, социально незащищенным слоям населения? Прежде всего, необходимо отметить, что рыночная справедливость не означает справедливость социальную. Социальная справедливость предполагает равенство возможностей и достойный уровень существования для различных людей. И вот на этом этапе появляется необходимость в создании системы социальной защиты населения.
В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.
Государству в условиях современной рыночной экономики необходимо проводить активную социальную политику. Необходимость проведения социальной политики обусловлена рядом причин.
Во-первых, государство должно стремиться обеспечить социальную стабильность внутри страны путем защиты населения от различных негативных сторон рынка, таких как отсутствие гарантий полной занятости населения и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствие стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования. Во-вторых, современная рыночная экономика предъявляет обществу достаточно жесткие требования: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции. Исходя из этого общество и государство должны быть заинтересованы в воспроизводстве здорового населения. Одной из задач государства при реализации социальной политики является задача по предотвращению депопуляцию (снижение численности населения страны).
Актуальность темы заключается в том, что, несмотря на множество законодательных актов, которые призваны реализовывать социальную политику в Тверской области, очень многое в данной сфере остается несовершенным. Часто законы и постановления, которые были задуманы для поддержки социально незащищенных слоев населения, в реальности создают дополнительные проблемы и совершенно не решают те задачи, которые изначально в них ставились. Поэтому очень важно анализировать сферу социальной защиты населения и выявить возможные проблемы и недостатки.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопросами социальной защиты населения занимались А.Н. Аверин, Е.И. Капустин, Т.К. Миронова, В.С. Кукушин. Эти и многие другие авторы рассматривали различные варианты системы социальной защиты населения, останавливаясь на наиболее социально незащищенных слоях общества. В работах этих авторов рассматриваются виды социальной помощи населению, правовые и документационные основы системы социальной защиты населения в России. Но во всех литературных источниках мало внимания уделяется конкретно системе социальной защиты населения Тверской области.
Объект исследования - сфера социальной защиты населения.
Предмет исследования – государственное управление в сфере социальной защиты населения в Тверской области.
Цель исследования – теоретическое обоснование государственного управления в сфере социальной защиты населения в Тверской области, разработка практических рекомендаций по разрешению проблем.
В курсовой работе ставятся следующие задачи:
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературу, приложения.
Во-первых, необходимо определить, что такое в целом система социальной защиты населения. Систему социальной защиты можно определить как комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, которые обеспечивают реализацию мер социальной защиты населения и поддержку социально уязвимых слоев населения. Что же это за социально уязвимые слои населения? Это люди, которые нуждаются в посторонней помощи. К ним относятся пенсионеры, инвалиды и тяжелобольные люди, а также несовершеннолетние. Еще к такой категории граждан относят людей, которые по определенным причинам попали в трудную жизненную ситуацию – это безработные, наркоманы, трудные подростки, неблагополучные, неполные и многодетные семьи, лица осужденные, находящиеся в местах лишения свободы или отбывшие наказание, беженцы и переселенцы. Перечислять можно очень долго. Очевидно одно – 90% населения страны можно смело относить к социально незащищенным слоям населения. И именно на работу с этими категориями граждан направлена вся система социальной политики государства
Социальная защита придерживается нескольких принципов в своей деятельности:
Частью системы
социальной защиты населения является
обеспечение гражданам
Другими словами, социальные гарантии это определенный перечень социальных благ и услуг, которые предоставляются гражданам без учета каких-либо индивидуальных показателей (стажа работы, возраста, образования, здоровья). На социальные гарантии имеют право все граждане Российской Федерации.
В системе социальной защиты населения действует также система социальных льгот. Это уже более специфические социальные услуги и воспользоваться ими имеют право определенные категории граждан. К социальным льготам относятся пенсии и льготные выплаты по инвалидности, пособия многодетным матерями матерям-одиночкам, денежные выплаты ветеранам труда и пр.
Еще одной неотъемлемой
частью политики социальной защиты населения
является система социального
И наконец, социальная защита населения в современной России включает в себя социальную поддержку или помощь, которая предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.
Для оказания населению социальной помощи обычно проводится проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь. Другими словами, граждане, чей доход ниже прожиточного минимума, установленного законодательно, имеют возможность собрать пакет документов и обратиться в соответствующие учреждения системы социальной защиты для получения помощи.
Здесь следует оговорить, что система оказания социальной помощи носит региональный характер, так же как и величина прожиточного минимума. И соответственно финансовое обеспечение такого рода помощи производится из регионального бюджета.
При этом социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально незащищенных слоев общества, называется социальной работой.
Вся система государственного управления в сфере социальной защиты населения построена на законодательно-нормативной базе. Это, прежде всего, Конституция РФ и федеральные законы, а также Указы и постановления Президента РФ. На основе этих законов разрабатываются и принимаются региональные законодательные акты – областные и муниципальные законы и постановления.
Таким образом, можно сказать, что нормативно-правовая база в сфере социальной защиты населения разработана достаточно полноценно как на федеральном, так и на региональном уровнях и охватывает все категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства.
Темпы экономического и социального развития любого государства во многом зависят от проводимой этим государством социальной политики. Ведь благополучие общества в целом, несомненно, определяется благополучием жизни каждого его гражданина. Таким образом, главной целью социальной политики для любой страны является обеспечение социального благополучия каждого её гражданина, то есть: обеспечение и поддержание высокого уровня и качества жизни, предоставление человеку возможностей для развития, создание всех условий для того, чтобы гражданин чувствовал уверенность в своём завтрашнем дне.
В России система социальной политики формируется практически заново, с нуля. За последние десятилетия экономика и социальная структура российского общества подверглись серьезным изменениям. Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, приняв на себя ответственность за уровень жизни населения страны и за стабильность социально-экономических взаимоотношений между гражданами и государством. Но экономическая система в России, к сожалению далека от стабильности. И это привело к тому, что большая часть населения страны нуждается в тех или иных мерах социальной поддержки и защиты со стороны государства. Другими словами вся система социальной политики, проводимой Российской Федерацией не может до сих пор решить свою основную задачу – дать населению страны стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Все это приводит к тому, что в стране растет уровень безработицы, население страны становится все более бедным в экономическом плане. На фоне этих процессов падает социальная стабильность и устроенность общества. В России очень высокий уровень смертности, демографический кризис и десоциализация общества.
Можно сказать, что система социальной политики в России, равно как и система социальной защиты населения работает не на развитие общества и страны, а на поддержание населения страны просто на плаву. Другими словами, вся социальная политика России на сегодняшний день направлена на то, чтобы население страны не вымерло от нищеты и десоциализации.
Уровень жизни Россиян на протяжении последних лет не растет, а скорее падает, а государство своими социально-политическими мерами старается не допустить критического падения этого уровня.
Говорить о том, что Россия действительно стала социальным государством преждевременно, скорее она является государством переходного типа. От советской системы страна уже ушла, а вот новую качественную систему еще не выработала. Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас именно в социальной защите со стороны государства нуждается большинство жителей страны.
Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: свехбедные и сверхбогатые. Если посмотреть реалистично на Россию сегодня, то становится очевидно, что в стране уже начинает зашкаливать уровень бедного или даже нищего населения. Российское общество на данный момент крайне неуравновешенно во всех отношениях. А ведь крайняя степень социального и экономического неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей.