Государственное управление в сфере социальной защиты населения в субъектах РФ (на примере Тверской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование государственного управления в сфере социальной защиты населения в Тверской области, разработка практических рекомендаций по разрешению проблем.
В курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную защиту населения как объект государственного управления;
2. Проанализировать государственное управление сферой социальной защиты населения в Тверской области.

Содержание работы

Введение 3
1. Социальная защита населения как объект государственного управления 6
1.1. Теоретические и правовые основы социальной защиты населения 6
1.2. Современное состояние системы социальной защиты населения в Российской Федерации 13
2. Анализ государственного управления сферой социальной защиты населения в Тверской области 17
2.1. Министерство социальной защиты населения Тверской области как основной орган государственного управления сферой социальной защиты населения 17
2.2. Ведомственные целевые программы как инструмент государственного регулирования в сфере социальной защиты населения 20
2.3. Проблемы в государственном управлении сферой социальной защиты населения и пути их решения 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

Система гос и мун управления КУРСОВАЯ.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

В цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. Россия же находится в состоянии кризиса, а в этих условиях немыслимо ставить задачу ликвидации неравенства. Подобное просто нереально, это – иллюзия. Речь идет о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и критической нестабильности в обществе.

Правящие структуры  прекрасно осознают и понимают взрывоопасность такой ситуации. И поэтому принимаются определенные шаги для ее предотвращения. Разрабатываются и внедряются различные социальные программы, принимаются кардинальные и судьбоносные решения.

Но сегодня, несмотря на некоторое оживление в экономике страны и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях в сфере социальной политики пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Покупательская способность у большей части населения России крайне низкая. В основном жители страны покупают только то, что необходимо для того, чтобы выжить и не могут позволить себе приобретать предметы роскоши и длительного пользования. Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

Итак, подводя  итоги, можно сказать о том, что  на сегодняшний день в России положение  ее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий, проводимых в рамках социальной политики. Главная задача социальной политики в целом и социальной защиты в частности состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Важно отметить, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийся свой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и рост благосостояния граждан, социальной справедливости в целом.

 

 

 

  1. Анализ государственного управления системой социальной защиты населения в Тверской области

    1. Министерство социальной защиты населения Тверской области как основной орган государственного управления в системе социальной защиты населения

 

Прежде всего  необходимо рассмотреть систему  законодательных актов в сфере  социальной защиты населения конкретно  в Тверской области. И начать необходимо с Федеральных законов, которые  имеют юридическую силу на всей территории РФ, в  том числе и в Тверской области1.

Итак, основным федеральным  законом, который определяет государственную  политику в сфере социальной защиты населения, является Федеральный закон  «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. В этот закон постоянно вносятся изменения и дополнения, как того требует постоянно меняющаяся социальная и экономическая обстановка в стране и в мире.

Кроме этого на уровне федерального законодательства приняты законы, которые  регулируют нормативно-правовые отношения государства с отдельными категориями граждан. Это ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» № 255-ФЗ от 29.12.2006г., ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ от 29.12.2006г., ФЗ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

То есть федеральное законодательство позаботилось практически обо всех категориях граждан, которые нуждаются в мерах социальной защиты и поддержки и законодательно закрепило нормы и особенности взаимодействия государства с такими категориями граждан.

На основе федеральных  законов субъекты РФ разрабатывают и принимают региональные законодательные акты – законы и постановления. Региональные нормативные акты не должны противоречить федеральному законодательству, но в тоже время региональные власти могут при разработке законодательных актов местного значения предусмотреть дополнительные меры социальной поддержки и защиты отдельных категорий граждан при условии, что такие меры не ухудшат общего положения данных категорий населения.

Прежде чем переходить к нормативно-правовой базе в сфере  социальной защиты населения в Тверской области целесообразно будет сказать о том, что всю систему социальной защиты населения можно условно разделить на три подсистемы:

  • Подсистема учреждений, которые занимаются предоставлением социальных гарантий населению. К ним относятся министерство образования Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области и Отделение Пенсионного Фонда РФ в Тверской области. Эти учреждения осуществляют свою деятельность в рамках федерального и регионального законодательства.
  • Подсистема социального страхования граждан – это Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
  • Подсистема социальной защиты населения – Министерство социальной защиты населения Тверской области.

В данной работе более подробно будет рассматриваться деятельность последней подсистемы, а именно социальная защита населения.

В системе социальной защиты населения действуют следующие  федеральные законы:

  • О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
  • О ветеранах.
  • О прожиточном минимуме в Российской Федерации.
  • О государственной социальной помощи.
  • О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
  • Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации
  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий.
  • О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

И целый ряд  других законов федерального уровня.

На основе этих федеральных законов приняты  областные законы:

  • от 29.12.2004 г. №84-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны»;
  • от 29.12.2004 г. №79-ЗО «О ежемесячном государственном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей»;
  • от 29.12.2004 г. №78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке»;
  • от 29.12.2004 г. №80-ЗО «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий»
  • от 29.12.2004 г. №85-ЗО «О государственной социальной помощи в Тверской области»;
  • от 29.12.2004 г. №81-ЗО «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Тверской области»;
  • от 29.12.2004 г №83-ЗО «Об основах социального обслуживания населения Тверской области»;
  • от 18.01.2005 г. №3-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан»;

Кроме этого  в Тверской области приняты региональные законы в сфере социальной защиты населения:

  • О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке
  • О ежемесячном государственном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей
  • О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий
  • О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Тверской области
  • О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
  • Об основах социального обслуживания населения Тверской области
  • О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны
  • О государственной социальной помощи в Тверской области
  • Об оплате труда работников государственных учреждений Тверской области

Теперь конкретно  о Министерстве социальной защиты населения  Тверской области. До недавнего времени оно именовалось департаментом, и было создано в 2002 году как структурное подразделение Администрации Тверской области. Основной задачей Министерства как исполнительного органа государственной власти является проведение государственной политики в сфере социальной поддержки различных категорий и групп населения. Министерство осуществляет отраслевое управление в рамках своей деятельности. Министерство в своей деятельности подчиняется и подотчетно Администрации Тверской области и заместителю Губернатора Тверской области, курирующему вопросы социальной защиты населения Тверской области. В случаях предусмотренных федеральным законодательством Министерство подчиняется соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

В непосредственном подчинении у Министерства находятся  территориальные отделы социальной защиты населения, осуществляющие в городах, районах и иных территориях Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социальной защиты населения.

Главной целью  деятельности Министерства является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение доступности и качества социальных услуг.

Основными задачами Министерства являются:

  • оптимизация системы оказания социальных услуг;
  • модернизация механизмов финансирования социальной сферы;
  • совершенствование системы показателей достижения целей деятельности;
  • содействие развитию эффективных рыночных механизмов в сфере организации социальной защиты населения;
  • внедрение системы социального государственного заказа;
  • развитие сети различных учреждений и служб системы социальной защиты населения;
  • увеличение объема и видов социальных услуг;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних и внедрение современных технологий по предупреждению семейного неблагополучия;
  • содействие деятельности негосударственного сектора экономики в части предоставления социальных услуг;
  • привлечение внебюджетных средств для финансирования программ социальной помощи и укрепления материальной базы системы социальной защиты населения;
  • создание эффективных механизмов взаимодействия с населением по вопросам социальной защиты населения;
  • создание эффективной системы информационного обеспечения и автоматизации деятельности отделов и учреждений социальной защиты населения с применением современных компьютерных и коммуникационных технологий;
  • создание модели государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Министерство  выполняет возложенные на него функции непосредственно через отделы и учреждения, находящиеся в его подчинении. В области организации системы социального развития и социальной защиты населения Министерство осуществляет следующие функции:

  • обеспечивает выполнение законодательства по социальным вопросам;
  • разрабатывает предложения о развитии и улучшении системы социальной защиты в Тверской области;
  • обеспечивает контроль в пределах своей компетенции за исполнением конституционных прав незащищенных категорий граждан;
  • осуществляет государственную политику в области социальной защиты и укрепления института семьи, создании условий для реализации её функций и улучшении качества жизни семьи, способствует повышению социального статуса и роли материнства в обществе, обеспечению прав и законных интересов детей;
  • осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, организует профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, содействует развитию семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • осуществляет разработку предложений и реализацию мер по социальной поддержке и адаптации граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы;
  • организует работу по оказанию гуманитарной помощи населению и учреждениям социального обслуживания;
  • разрабатывает и реализует областные целевы<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-si

Информация о работе Государственное управление в сфере социальной защиты населения в субъектах РФ (на примере Тверской области)