Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование государственного управления в сфере социальной защиты населения в Тверской области, разработка практических рекомендаций по разрешению проблем.
В курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную защиту населения как объект государственного управления;
2. Проанализировать государственное управление сферой социальной защиты населения в Тверской области.
Введение 3
1. Социальная защита населения как объект государственного управления 6
1.1. Теоретические и правовые основы социальной защиты населения 6
1.2. Современное состояние системы социальной защиты населения в Российской Федерации 13
2. Анализ государственного управления сферой социальной защиты населения в Тверской области 17
2.1. Министерство социальной защиты населения Тверской области как основной орган государственного управления сферой социальной защиты населения 17
2.2. Ведомственные целевые программы как инструмент государственного регулирования в сфере социальной защиты населения 20
2.3. Проблемы в государственном управлении сферой социальной защиты населения и пути их решения 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 36
В цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. Россия же находится в состоянии кризиса, а в этих условиях немыслимо ставить задачу ликвидации неравенства. Подобное просто нереально, это – иллюзия. Речь идет о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и критической нестабильности в обществе.
Правящие структуры прекрасно осознают и понимают взрывоопасность такой ситуации. И поэтому принимаются определенные шаги для ее предотвращения. Разрабатываются и внедряются различные социальные программы, принимаются кардинальные и судьбоносные решения.
Но сегодня, несмотря на некоторое оживление в экономике страны и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях в сфере социальной политики пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Покупательская способность у большей части населения России крайне низкая. В основном жители страны покупают только то, что необходимо для того, чтобы выжить и не могут позволить себе приобретать предметы роскоши и длительного пользования. Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.
Итак, подводя итоги, можно сказать о том, что на сегодняшний день в России положение ее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий, проводимых в рамках социальной политики. Главная задача социальной политики в целом и социальной защиты в частности состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Важно отметить, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийся свой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и рост благосостояния граждан, социальной справедливости в целом.
Прежде всего необходимо рассмотреть систему законодательных актов в сфере социальной защиты населения конкретно в Тверской области. И начать необходимо с Федеральных законов, которые имеют юридическую силу на всей территории РФ, в том числе и в Тверской области1.
Итак, основным федеральным
законом, который определяет государственную
политику в сфере социальной защиты
населения, является Федеральный закон
«Об основах социального
Кроме этого на уровне федерального законодательства приняты законы, которые регулируют нормативно-правовые отношения государства с отдельными категориями граждан. Это ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» № 255-ФЗ от 29.12.2006г., ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ от 29.12.2006г., ФЗ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.
То есть федеральное законодательство позаботилось практически обо всех категориях граждан, которые нуждаются в мерах социальной защиты и поддержки и законодательно закрепило нормы и особенности взаимодействия государства с такими категориями граждан.
На основе федеральных законов субъекты РФ разрабатывают и принимают региональные законодательные акты – законы и постановления. Региональные нормативные акты не должны противоречить федеральному законодательству, но в тоже время региональные власти могут при разработке законодательных актов местного значения предусмотреть дополнительные меры социальной поддержки и защиты отдельных категорий граждан при условии, что такие меры не ухудшат общего положения данных категорий населения.
Прежде чем переходить к нормативно-правовой базе в сфере социальной защиты населения в Тверской области целесообразно будет сказать о том, что всю систему социальной защиты населения можно условно разделить на три подсистемы:
В данной работе более подробно будет рассматриваться деятельность последней подсистемы, а именно социальная защита населения.
В системе социальной защиты населения действуют следующие федеральные законы:
И целый ряд других законов федерального уровня.
На основе этих федеральных законов приняты областные законы:
Кроме этого в Тверской области приняты региональные законы в сфере социальной защиты населения:
Теперь конкретно о Министерстве социальной защиты населения Тверской области. До недавнего времени оно именовалось департаментом, и было создано в 2002 году как структурное подразделение Администрации Тверской области. Основной задачей Министерства как исполнительного органа государственной власти является проведение государственной политики в сфере социальной поддержки различных категорий и групп населения. Министерство осуществляет отраслевое управление в рамках своей деятельности. Министерство в своей деятельности подчиняется и подотчетно Администрации Тверской области и заместителю Губернатора Тверской области, курирующему вопросы социальной защиты населения Тверской области. В случаях предусмотренных федеральным законодательством Министерство подчиняется соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
В непосредственном подчинении у Министерства находятся территориальные отделы социальной защиты населения, осуществляющие в городах, районах и иных территориях Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социальной защиты населения.
Главной целью деятельности Министерства является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение доступности и качества социальных услуг.
Основными задачами Министерства являются:
Министерство выполняет возложенные на него функции непосредственно через отделы и учреждения, находящиеся в его подчинении. В области организации системы социального развития и социальной защиты населения Министерство осуществляет следующие функции: