Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:37, контрольная работа
Именно здесь в трудовом коллективе, по месту жительства человек, прежде всего, ощущает себя необходимым компонентом, движущей силой общества и государства, одновременно рассчитывая на их поддержку и опору, ощущает себя естественной необходимой частью единого целого. Здесь человек лучше всего видит собственную природу, осознает политические интересы, устремления и в соответствии с этим лично определяет жизненную позицию и место в обществе.
Введение
Процесс выработки идеологии
Именно здесь в трудовом коллективе, по месту жительства человек, прежде всего, ощущает себя необходимым компонентом, движущей силой общества и государства, одновременно рассчитывая на их поддержку и опору, ощущает себя естественной необходимой частью единого целого. Здесь человек лучше всего видит собственную природу, осознает политические интересы, устремления и в соответствии с этим лично определяет жизненную позицию и место в обществе. Именно на этом уровне идеология государства получает благодатную возможность наиболее эффективно влиять на общество, сплотить его, направить энергию, разум и волю людей в созидательное русло. А от конкретного, сознательно реализуемого вклада каждого гражданина в дела государства, от его позитивного отношения к власти и властным структурам зависит в целом успешное вхождение нашей страны в мировое сообщество.
Это особенно важно в нынешних условиях, когда борьба
за сознание, созидательную энергию, разум
и волю широких масс становится особенно
ощутимой, порой ожесточенной. В трудовых
коллективах, по месту жительства населения
возрастает потребность в эффективной
системе массово-политической и индивидуально-воспитательной
работы. Как показывают социологические
исследования, более двух третей населения
страны ощущают потребность в проведении
целенаправленной идеологической работы.
Большинство людей адекватно понимает
роль и дает объективную оценку различным
социальным институтам в формировании
политики государства.
1. Характеристика местного управления и самоуправления в РБ.
Система местного самоуправления и управления в Беларуси определена Конституцией Республики Беларусь [1], Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [4], некоторыми иными нормативными правовыми актами.
Как и в других современных странах, централизованное управление делами государства в Беларуси сочетается с местным управлением и самоуправлением.
Согласно Конституции
В комплексе мер, направленных на достижение необходимых стране целей, особое место занимает то звено, где идеологическая работа получает конкретное воплощение, где она всего важнее и нужнее. Речь идет о местном самоуправлении, его реформировании и совершенствовании деятельности. С идеологией местное самоуправление роднит то, что и первое и другое – это такие комплексные явления, которые наряду с юридическими, социальными и экономическими аспектами включают в себя и важные духовно-политические слагаемые. Реальный процесс вовлечения через местное самоуправление граждан в решение государственных и местных дел выступает в органическом единстве с соответствующим идеологическим обеспечением. Вместе они составляют ту основу, на которую опирается стабильная демократия в государстве.
Законом местное самоуправление определяется
как форма организации и
Основным звеном местного самоуправления
являются местные Советы депутатов
- представительные органы государственной
власти на территории соответствующих
административно-
Единство системы местных
Согласно ст.3 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [4] система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
Местные Советы депутатов всех уровней
избираются гражданами соответствующих
административно-
Две ветви власти участвуют в формировании исполнительных комитетов. Сегодня, согласно ст. 119 Конституции Республики Беларусь [1] руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов [35, с.70].
Особое значение в развитии местного самоуправления имеет такая форма непосредственной демократии, как местные референдумы, назначение которых относится к исключительной компетенции местных Советов.
Органы территориального общественного самоуправления являются элементом системы местного управления и самоуправления и по месту жительства могут проводиться собрания граждан.
На местном уровне действуют также общественные, сельские, уличные, квартальные и домовые комитеты, создаваемые по территориальному принципу.
В условиях Беларуси местное самоуправление
в концепции идеологии
Таким образом, субъект местного самоуправления предстает как основное и наиболее фундаментальное сообщество лиц, населяющих конкретную территорию, органы которого выполняют общественно значимые задачи от своего имени и под свою собственную ответственность, вследствие чего обладают статусом юридического лица частного и публичного права, располагают собственными основными, оборотными средствами и финансовыми ресурсами, размер которых соответствует возложенным задачам.
Основными формами участия граждан в процессе самоуправления являются представительство в избираемых представительных органах местной власти, различных собраниях, сходах и т.п., а также принятие участия в местных референдумах. Следует отметить, что данные формы участия имеют свои глубокие исторические корни. Еще в период становления белорусской государственности на землях Великого княжества Литовского уже были города, которым официально королем предоставлялось т.н. Магдебургское право, т.е. право местного самоуправления.
Согласно ст. 117 Конституции Республики Беларусь [1] местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории [27, с.802].
В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов:
Данная классификация Советов по уровням дает возможность в законодательстве более четко определять полномочия Советов, имеющие различное название. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы; к базовому - городские (городов областного подчинения), районные Советы; к областному - областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета [4].
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории.
Органы местного самоуправления — это органы, которые избираются непосредственно гражданами.
Действующая в настоящее время в стране система местного самоуправления пока еще далека от предъявляемых к ней требований. Она не обеспечена в достаточной мере ни в правовом, ни в идеологическом, ни в организационно-практическом плане. Местные органы не имеют устойчивых полномочий и необходимой материально-финансовой базы для самостоятельного решения на должном уровне социально-экономических проблем соответствующих территорий. Не создан рациональный механизм сочетания государственного и местного управления с местным самоуправлением.
На пути становления и реформирования местного самоуправления в Республике Беларусь есть ряд тормозящих факторов, которые можно отнести в том числе и к сфере идеологии. Среди них – недостаточная правовая культура граждан. С одной стороны, люди еще слабо ориентируются в своих правах и возможностях.
Люди слабо владеют механизмом собственного участия в решении жизненно важных для них задач, не могут естественно, совмещать свои завышенные требования с собственными возможностями.
С другой стороны, в ходе идеологических и пропагандистских мероприятий приходится учитывать и то, что не готовы к реализации в полном объеме принципов местного самоуправления и многие государственные органы, руководители. Они не всегда идут на открытый диалог с населением, усматривают в местном самоуправлении и проявляемой при этом осознанной активности людей покушение на свое положение и свой статус.
Местное управление — это органы, назначаемые центральной властью. В этом их главное отличие: самоуправление — избираемые органы, управление — назначаемые. Однако справедливо отмечается, что выборность — не единственное свойство и качество органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, определенной самостоятельностью, т. е. иметь реальные права [56, с.57].
Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [4] в качестве местных исполнительных и распорядительных органов называются исполнительный комитет с правами юридического лица и местная администрация.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. Исполнительные комитеты различных уровней входят в систему органов исполнительной власти, являются органами местного управления общей компетенции и одновременно исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов.
В состав исполнительного комитета, помимо его председателя, входят заместители (заместитель) председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения), районных в городах исполнительных комитетов - секретарь) и члены исполнительного комитета [4].
Отличительным признаком организации управленческой власти на местах является отсутствие параллельных структур (представителей центральной власти и органов управления, формируемых на местном уровне).
Две ветви власти участвуют в формировании исполнительных комитетов. Так, председатель областного исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и утверждается областным Советом. Кандидатура на эту должность считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство депутатов от числа избранных. Назначение председателя исполнительного комитета на должность и освобождение его от должности оформляется указом Президента Республики Беларусь.
Назначение на должность и освобождение от должности председателей районных (городских) исполнительных комитетов и представление их кандидатур на утверждение районных (городских) Советов депутатов осуществляется председателем областного исполнительного комитета.
Исполнительным и
Информация о работе Характеристика местного управления и самоуправления в РБ