Характеристика местного управления и самоуправления в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Именно здесь в трудовом коллективе, по месту жительства человек, прежде всего, ощущает себя необходимым компонентом, движущей силой общества и государства, одновременно рассчитывая на их поддержку и опору, ощущает себя естественной необходимой частью единого целого. Здесь человек лучше всего видит собственную природу, осознает политические интересы, устремления и в соответствии с этим лично определяет жизненную позицию и место в обществе.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

В состав местной администрации  входят глава местной администрации, его заместители и члены местной  администрации.

Ни у кого не вызывает сомнения, что совершенствование местного управления и самоуправления — одна из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь.

Реформирование местного управления и самоуправления не является уникальной проблемой, которая встала только перед Беларусью. Такого рода преобразования периодически осуществляются почти во всех странах мира. Анализ практики проведения реформ местного управления и самоуправления в странах с рыночной экономикой позволяет сделать вывод о том, что этот процесс включает в себя не одну, а несколько реформ: структурные, функциональные, организационные и др. Сочетание и очередность вышеперечисленных реформ в европейских странах были разнообразными. Но имели две общие тенденции: первая — укрупнение размеров низовых административно-территориальных единиц при сокращении их числа; вторая — децентрализация государственного управления.

 

Вывод:

 

Формирование  и укрепление местного самоуправления составляет неотъемлемый фактор создания гражданского общества и критерий демократизма государства, способ привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных дел. Поэтому стратегия дальнейшего реформирования местного управления и самоуправления в Беларуси должна проводиться не методом проб и ошибок, а на основе научно обоснованной концепции, учитывающей как мировую практику, так и белорусский национальный опыт.

 

 

 

2. Участие  местных советов в идеологической  работе белорусского государства. 

 

В идеологической настроенности людей  присутствует серьезная полярность, в основе которой лежат экономико-материальные условия. Наблюдается весьма мозаичная, пестрая и разнородная идеологическая ситуация, где сталкиваются и противоречат друг другу различные представления об идеалах, ценностях и нормах жизни. Почти четверть опрошенных не интересуются проблемами политической жизни. В политических мероприятиях участвует только каждый пятнадцатый из числа опрошенных. Многие люди затрудняются в выборе своей жизненной позиции и идеологической ориентации, своего места в политическом процессе.

Сегодня нужны такие катализирующие политические новации, которые бы в  наибольшей степени отвечали подавляющей  части населения, давали бы людям  ощущение ясности, уверенности в  завтрашнем дне, осмысленности существования. Именно в условиях и при наличии реально действующей системы местного самоуправления люди получают возможность опоры на понятные им базисные ценности и идеи, апробированные практикой, обусловленные логикой, требованиями самой жизни, диктуемые интересами не только общества и государства, но и населения каждой конкретной территории. В нынешних условиях рассматривать идеологию в отрыве от конкретных задач местных территорий, где, прежде всего, материализуется политика государства, где планы государственных органов воплощаются в конкретные дела, нельзя. В обратном случае она теряет всякий смысл. Вне идеологии, максимально приближенной к человеку, нет политического процесса.

Отсюда основными функциями  идеологической работы на местах являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание в глазах общественного мнения позитивного образа предлагаемых в стране идеалов, целей и задач экономического, социального, политического развития; распространение и пропаганда их в трудовых коллективах и по месту жительства населения; обеспечение целенаправленных действий людей в целях исполнения поставленных перед государством в целом и конкретной территорией задач. Идеология присущими ей формами и методами должна способствовать созданию подлинного народного самоуправления, обеспечивающего решение жизненного важных задач через человека и во имя человека.

В свою очередь, местное самоуправление с помощью идеологических средств, форм и методов должно стать полноценным выразителем существующих традиций и обеспечить такое положение, чтобы в стране была в достаточной степени гарантирована экономическая и личная свобода для одних и социальная защита для других при их общей консолидации. Постановка вопроса о местном самоуправлении и создании на этом уровне соответствующей идеологической системы имеет под собой объективную основу. В стране в настоящее время созрели благоприятные условия и настоятельная потребность в демократизации всех сфер ее жизнедеятельности, наполнении их новым идейным и духовным содержанием. Достигнут такой уровень общественно-политического и социально-экономического развития, образованности и управленческих кадров и населения, когда становится возможным активное развитие демократических начал в обществе.

Однако в настоящее время  ситуация значительно изменилась. Новые  веяния и требования демократизации процессов управления диктуются  реалиями, вытекающими из того, что  жизненно необходимые для граждан  проблемы начинают все более эффективно решаться именно на местном уровне, чаще всего с помощью и в рамках местного самоуправления, с опорой на демократические методы управления.

И в теории и на практике в этих вопросах должна быть достигнута безусловная  гармония, при которой главным  объектом воздействия и субъектом управления должен быть человек. Воспитание человека в духе принципов трудовой жизненной этики, нравственное одухотворение труда, ответственность за его результаты – важнейшее направление идеологически-просветительской деятельности на местном уровне.

Важно убедить людей, что местное  самоуправление должно быть направленным на организацию своей работы в  рамках Конституции и законов  Республики Беларусь.

Реальный процесс широкого вовлечения граждан через местное управление в решение государственных и местных дел посредством передачи ряда функций вышестоящих органов на местный уровень возможен лишь при условии, если власть будет максимально приближена к народу, а деятельность органов местного самоуправления подчинена удовлетворению потребностей населения, людей независимо от их политических взглядов, вероисповедания, рода занятий, отношения к собственности. Надо при этом избегать ненужной конфронтации и неоправданного противостояния.

Безусловно, одним из наиболее влиятельных  факторов обеспечения этого процесса призвана стать осуществляемая на местном уровне идеология государства, которая должна войти в стройную систему работы с населением. Жители городов и сельских населенных пунктов в настоящее время еще недостаточно четко, а порой и упрощенно представляют себе систему власти, полномочия, обязанности и возможности всех ее уровней, способы ее формирования.

В плане повышения политической культуры населения очень важным становится ведение разъяснительной  работы, значительная роль в которой  отводится службам системы общественно-политической информации и средствам массовой информации. Отсюда и в системе идеологической, пропагандистской работы важная роль должна быть отведена вопросам правовой и самоуправленческой грамотности местного населения. В нынешних условиях возрастает потребность в усилении информационно-политического обеспечения важнейших экономических, социальных и политических задач. Это объективно необходимо, так как идеология выполняет роль мощной движущей силы не тогда, когда она действует лишь сама по себе, а тогда, когда она становится руководством к действию, входит в политическое сознание людей, отражая их интересы и социальное бытие, выступает в качестве побудительных мотивов политического действия.

Следует полнее учитывать то, что в систему местного самоуправления человек должен входить не только как производитель материальных ценностей, но и как личность, не только как объект воздействия, но и как проявляющий общественную активность субъект управления. Именно идеологические средства и возможности в силах повысить роль и обеспечить высокий уровень глубоко осознанного отношения каждого отдельного человека к целям и задачам всего сообщества.

Многолетняя практика показала, что  вести идеологическую и воспитательную работу в трудовом коллективе легче и проще. Но наилучший результат ее обеспечивается по месту жительства населения. В этом ответ на вопрос, почему с большей результативностью идеологические мероприятия проводятся на селе. Срабатывает то, что в условиях сельскохозяйственных предприятияй территориальные структуры, где проживает работающее население, и производственные единицы практически совпадают, экономические и социальные проблемы территории в таком случае решаются комплексно и более гласно. Это в условиях сельских административно-производственных единиц снимает многие проблемы в процессе организации идейно-воспитательной работы.

На местном уровне необходимо особенно тщательное отслеживание процессов  идеологического становления и  политической ориентации граждан. Как  и в обществе в целом, в коллективах людей необходимы идеи, ценности, выверенные нормы, стандарты, которые смогли бы объединить граждан, явились бы устойчивой платформой, надежной базой согласованных действий во имя достижения общих стратегических целей. Здесь идеология должна приобрести форму доступных всем норм, ориентиров, установок, лозунгов и конкретных решений.

Местный уровень – это как  раз та благодатная почва, где  должны произрасти семена, составляющие традиционные для каждого белоруса ценности, окрепнуть и получить конкретное утверждение стержень нашей идеологии – национальная идея, идея белорусской независимой государственности, идея высокой гражданственности, патриотизма, верности своему народу и государству. Острием и вершиной такой национальной идеи может и должна стать борьба общества и каждого отдельного гражданина за авторитетную в мире, сильную процветающую Беларусь, за ее достойное место в мире, за укрепление в сознании людей веры в себя, в надежное будущее не только свое, но и последующих поколений, устойчивое осознание людьми идеи патриотизма, гражданственности, гордости за принадлежность к своему государству, за его славную историю и традиции.

Особенно важно, чтобы на местном  уровне была создана ярко выраженная социальная технология идеологической работы. Ее слагаемые компоненты были в основном сформулированы на республиканском семинаре-совещании управленческих кадров Республики Беларусь в марте 2003 года. Основные из них:

1. Научно-обоснованное, соответствующее  лучшей мировой и отечественной  практике формирование путей и целей развития государства и общества, грамотное, доступное доведение их до сведения и понимания гражданами государства, его регионов, трудовых коллективов.

2. Систематическое, полное и  целенаправленное информирование  граждан о важнейших событиях, внутренней и внешней политике государства, его стратегических и текущих задачах, решениях государственных органов, а также по всем вопросам, касающимся социально-экономического развития местных территорий, в контексте чего каждому гражданину предстоит определять свое место в политическом процессе, корректировать свои действия.

3. Повышение уровня политической  грамотности и культуры населения,  его нравственности и социальной  активности, воспитания внутренней  убежденности и готовности вносить  максимально возможный вклад в решение жизненно важных проблем конкретной территории и государства в целом.

4. Определение и реализация на  практике всех составляющих идейно-воспитательного  процесса на местном уровне, оптимальных  способов идейного влияния на  сознание и поведение граждан страны и каждой конкретной территории. Выработка системы, умений и навыков идеологической работы с людьми, выявление их способностей, потенциальных возможностей в целях повышения эффективности работы и достижения поставленных задач.

5. Формирование  у граждан позитивного отношения  к решению главных экономически, социальных, идейно-воспитательных  проблем, в процессе которого  они вовлекаются, с целью обеспечения  их влияния в нужном, желательном  направлении, поддержки при этом  деятельности государственных органов и принимаемых ими решений.

6. Выработка  и реализация умения целенаправленно,  аргументировано влиять на мотивационную  сферу людей, связанную с их  участием в решении задач, стоящих  перед государством и местным  сообществом.

Идеологический заряд несут в себе и многие проводимые на местном уровне, казалось бы, чисто управленческие меры и мероприятия. Имеются в виду регулярные советы с людьми по наиболее важным проблемам жизни местных территорий, изучение их мнения в процессе анализа и оценки ситуации, подготовки и принятия управленческих решений.

В стране повсеместно  созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, проводятся единые дни информирования, чаще всего  по единой тематике. Как правило, в  ходе этих акций вышестоящими руководителями одновременно ведется прием граждан, уточняются и решаются вопросы, поднимаемые в письменных и устных обращениях граждан. В эти дни не проводятся иные мероприятия, благодаря чему не сбивается ритм идеологической работы.

Повсеместно действуют группы докладчиков, которые являются важным инструментом информирования людей, формирования общественного мнения и одновременно эффективным средством политического роста самих руководителей. Важную роль здесь призваны сыграть возобновляющие свою деятельность областные, городские, районные, первичные организации общества «Знание», представляющие собой весьма важный и нужный канал информационного просвещения населения.

Хорошо зарекомендовали  себя организованные в ряде мест прямые телефонные линии местных исполкомов, дни открытого письма. Как показывает практика, такие меры в два и более раза сокращают поступление в разные властные инстанции письменных обращений граждан, что само по себе немаловажно.

В комплексе  помогает эффективно решать многие информационные, мобилизационные, организационно-методические и идейно-воспитательные проблемы проведение выездных заседаний исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Получили право на жизнь и такие формы идеологической работы как пресс-центры в областях, городах и районах.

Весомой идеологической составляющей на местном уровне являются и некоторые формы морального и материального поощрения тружеников города и села: доски почета, переходящие  знамена, вымпелы, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии, письма-благодарности родителям за хорошее воспитание детей. Большой идейно-воспитательный потенциал заложен в обеспечении соревнования между коллективами и гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической и социально-воспитательной деятельности.

Назрела острая необходимость в формировании идеологического ядра в трудовых коллективах и по месту жительства населения. Главой государства выдвинуто требование на предприятиях с числом работников более 300, в организациях АПК — 150 и более ввести должности заместителей руководителей по идеологической работе. В организациях с меньшим числом работников эта обязанность возложена на заместителей, курирующих кадровую работу и социально-бытовые вопросы.

Информация о работе Характеристика местного управления и самоуправления в РБ