Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 03:49, контрольная работа
Становление местного самоуправления в России проходит в условиях широкомасштабного реформирования политической и социально-экономической жизни общества и в значительной мере предопределяется заинтересованностью государства в развитом институте местного самоуправления, которое выступает связующим звеном между населением и государственными структурами.
1. Ход и общая характеристика муниципальной реформы 1993-2009 г.г. в России………………..………………..………………..………………..…………...3
2. Особенности организации местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге, в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах и на приграничных территориях…………………12
Задача…..………………………...………………..………………..……………….21
Список использованной литературы…..………………………………………….28
Согласно ст. 80 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории19.
Исходя из содержания ст. 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» под приграничной территорией понимается пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.
Указанный Закон определяет некоторые особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях, которые, в частности, касаются полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Как следует из содержания ст. 3 Закона, органы местного самоуправления совместно с другими органами власти осуществляют согласованную деятельность по защите государственной границы.
В соответствии со ст. 16 указанного Закона, пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.
Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 18).
Статья 37 Закона устанавливает полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере защиты государственной границы. В соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, они:
а) предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;
б) оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;
в) создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите государственной границы в пределах приграничной территории.
Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.
В развитие рассматриваемого Закона распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р утверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации20. Под приграничным сотрудничеством в ней понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.
Одной из
задач приграничного
В связи с этим органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:
а) осуществлять
в установленном порядке
б) заключать
в установленном
В Концепции предполагается, что стимулирование развития приграничной территории осуществляется в том числе и путем регулирования ставок местных налогов, а также финансовой поддержки органов местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ приграничного сотрудничества.
Задача: В форме таблицы дайте сравнительный анализ вопросов местного значения: а) поселения, б) муниципального района, в) городского округа, в следующих сферах: 1) образование, библиотечное дело, опека и попечительство; 2) медицина и социальная защита; 3) ЖКХ, 4) охрана общественного порядка и безопасность, 5) рекреация и организация досуга населения.
Сравнительный анализ вопросов местного значения |
Поселение |
Муниципальный район |
Городской округ |
Образование, библиотечное дело, опека и попечительство |
Органы местного самоуправления поселения имеют право на: - организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; - участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Образование – нет. |
К вопросам местного значения муниципального района относятся: - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; - осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года; - организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; - участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. |
К вопросам местного значения городского округа относятся: - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время; - организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа; - участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. |
Медицина и социальная защита |
К вопросам местного значения поселения относятся: - обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; - создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; - оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
|
К вопросам местного значения муниципального района относятся: - создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; - создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству; |
К вопросам местного значения городского округа относятся: - создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; - создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; - обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; - создание, развитие и
обеспечение охраны лечебно- |
ЖКХ |
К вопросам местного значения поселения относятся: - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; - организация сбора и
вывоза бытовых отходов и
|
К вопросам местного значения муниципального района относятся: - организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений. |
К вопросам местного значения городского округа относятся: - организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; - организация сбора, вывоза,
утилизации и переработки |
Охрана общественного порядка и безопасность |
К вопросам местного значения поселения относятся: - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
|
Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на: - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; - организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района; - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
|
К вопросам местного значения городского округа относятся: - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа; - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; - организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией; - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; - организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа. |
Рекреация и организация досуга населения |
К вопросам местного значения поселения относятся: - создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; - обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; - создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; - организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
|
Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на: - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; - создание музеев муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; - создание условий для
развития местного - создание, развитие и
обеспечение охраны лечебно- |
К вопросам местного значения городского округа относятся: - создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; - создание условий для
развития местного - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; - обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; - создание условий для
массового отдыха жителей - организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе. |
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Специальная литература
1Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010. С. 10.
2Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
3Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 11.
4Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506 (утратил силу).
5Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
6Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 48.
7Егорова Н.Е. Муниципальная реформа в Российской Федерации и структура органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 48.
Информация о работе Ход и общая характеристика муниципальной реформы 1993-2009 г.г. в России