Ход и общая характеристика муниципальной реформы 1993-2009 г.г. в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 03:49, контрольная работа

Описание работы

Становление местного самоуправления в России проходит в условиях широкомасштабного реформирования политической и социально-экономической жизни общества и в значительной мере предопределяется заинтересованностью государства в развитом институте местного самоуправления, которое выступает связующим звеном между населением и государственными структурами.

Содержание работы

1. Ход и общая характеристика муниципальной реформы 1993-2009 г.г. в России………………..………………..………………..………………..…………...3
2. Особенности организации местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге, в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах и на приграничных территориях…………………12
Задача…..………………………...………………..………………..……………….21
Список использованной литературы…..………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Муниципальное - Контрольная (вариант 6).docx

— 77.59 Кб (Скачать файл)

Согласно  ст. 80 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории19.

Исходя  из содержания ст. 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» под приграничной территорией понимается пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.

Указанный Закон определяет некоторые особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях, которые, в частности, касаются полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Как следует из содержания ст. 3 Закона, органы местного самоуправления совместно с другими органами власти осуществляют согласованную деятельность по защите государственной границы.

В соответствии со ст. 16 указанного Закона, пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 18).

Статья 37 Закона устанавливает полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере защиты государственной границы. В соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, они:

а) предоставляют  в соответствии с законодательством  Российской Федерации земельные участки для нужд защиты государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

б) оказывают  помощь пограничным органам, Войскам  противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

в) создают  условия для участия граждан  на добровольных началах в защите государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами  муниципальных образований, расположенных  полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены  должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

В развитие рассматриваемого Закона распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р утверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации20. Под приграничным сотрудничеством в ней понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.

Одной из задач приграничного сотрудничества является обеспечение поддержки  органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества.

В связи  с этим органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:

а) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические  связи с муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств;

б) заключать  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке с  иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.

В Концепции предполагается, что стимулирование развития приграничной территории осуществляется в том числе и путем регулирования ставок местных налогов, а также финансовой поддержки органов местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ приграничного сотрудничества.

Задача: В форме таблицы дайте сравнительный анализ вопросов местного значения: а) поселения, б) муниципального района, в) городского округа, в следующих сферах: 1) образование, библиотечное дело, опека и попечительство; 2) медицина и социальная защита; 3) ЖКХ, 4) охрана общественного порядка и безопасность, 5) рекреация и организация досуга населения.

 

Сравнительный анализ вопросов местного значения

Поселение

Муниципальный район

Городской округ

Образование, библиотечное дело, опека и попечительство

Органы местного самоуправления поселения имеют право на:

- организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Образование – нет.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

- осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года;

- организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Медицина и социальная защита

К вопросам местного значения поселения относятся:

- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- создание, развитие и  обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

- оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

 

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

- создание условий для  оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- создание условий для  развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

К вопросам местного значения городского округа относятся:

- создание условий для  оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- создание условий для  обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- создание, развитие и  обеспечение охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов местного значения на территории городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

ЖКХ

К вопросам местного значения поселения относятся:

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- организация сбора и  вывоза бытовых отходов и мусора.

 

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых  и промышленных отходов.

Охрана общественного порядка и безопасность

К вопросам местного значения поселения относятся:

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

- организация и осуществление  мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

- осуществление мероприятий  по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

- создание условий для  деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

 

 

Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

- организация охраны  общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;

- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

 

К вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;

- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

- организация охраны  общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.

Рекреация и организация досуга населения

К вопросам местного значения поселения относятся:

- создание условий для  организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

- создание условий для  массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

- организация и осуществление  мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

 

Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:

- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

- создание музеев муниципального района;

создание условий для  обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

- создание условий для  развития местного традиционного  народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

- создание, развитие и  обеспечение охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

К вопросам местного значения городского округа относятся:

- создание условий для  организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

- создание условий для  развития местного традиционного  народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

- обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;

- создание условий для  массового отдыха жителей городского  округа и организация обустройства  мест массового отдыха населения;

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.


 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  2. О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон от 07.04.1999 г. № 70-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  4. О закрытом административно-территориальном образовании: Закон РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.
  5. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
  6. Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 г. № 196-р // Собрание законодательства РФ. 2001. № 8. Ст. 764.
  7. Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса: Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 г. № 681 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 48. Ст. 4804.
  8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506 (утратил силу).

Судебная практика

  1. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 г. № 3-П // Собрание законодательства РФ. 1996. № 7. Ст. 700.
  2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы главы муниципального образования «Мирный» Архангельской области на нарушение конституционных прав и свобод абзацами первым и третьим пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании»: Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 375-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 5.

Специальная литература

  1. Акмалова А.А. Особенности организации местного самоуправления как проблема муниципальной теории / А.А. Акмалова // Право и государство: теория и практика. 2005. № 4. С. 29-37.
  2. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый/ В.И. Васильев // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 43-49.
  3. Егорова Н.Е. Муниципальная реформа в Российской Федерации и структура органов местного самоуправления / Н.Е. Егорова // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 44-50.
  4. Ежевский Д.О. Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ) / Д.О.Ежевский, В.В.Еремян. М.: Академический проект, 2006. 305 с.
  5. Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Эксмо, 2010. 416 с.
  6. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 788 с.
  7. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2008. № 3. С. 53-59.
  8. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление/ Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 10-18.
  9. Холопов В.А. Модернизация модели местного самоуправления в РФ в контексте муниципальной реформы / В.А. Холопов // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 17-18.

1Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010. С. 10.

2Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

3Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 11.

4Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506 (утратил силу).

5Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

6Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 48.

7Егорова Н.Е. Муниципальная реформа в Российской Федерации и структура органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 48.

Информация о работе Ход и общая характеристика муниципальной реформы 1993-2009 г.г. в России