Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:42, контрольная работа
Цель данной работы состоит в изучении муниципальной собственностью как социально-экономической основы местного самоуправления.
В задачи работы входит:
1.Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2.Изучить порядок правового регулирования управления муниципальной собственностью.
Введение……………………………………………………………….............3
1)Институт муниципальной собственности…………………………...........5
1.1 Понятие Муниципальной собственности……………………....5
1.2 Порядок формирования муниципальной собственности……...8
2) Объекты муниципальной собственности……………………….............13
3)Муниципальные предприятия и муниципальные учреждения………...17
Заключение…………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………….22
- внесение муниципального
имущества в качестве вклада
в уставные капиталы
-отчуждение находящихся
в муниципальной собственности
акций созданных в процессе
приватизации открытых
Какие цели преследует государство, передавая свою собственность юридическим и физическим лицам? Основной целью, безусловно, является повышение эффективности использования всех видов имущества, ресурсов и богатств страны. Однако существуют и другие общественно значимые цели приватизационных процессов.
В федеральной Концепции управления государственным имуществом содержится следующий обширный перечень конкретных целей (задач) приватизации:
· создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;
· вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах;
· уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;
· привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;
· создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;
· существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий, а также заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;
· формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;
· восстановление активного функционирования фондового рынка;
· рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации.
Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.
2. Объекты муниципальной собственности
Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие.
Объекты права муниципальной собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям:
Во-первых:
Имущество составляющее муниципальную казну.
Имущество находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении.
Во-вторых:
Движимое имущество.
Недвижимое имущество.
Имущественные права.
Указанная классификация
может быть использована для создания
реестра муниципальной
Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:
-средства местного бюджета,
-муниципальные внебюджетные фонды,
-имущество
органов местного
-муниципальные
земли и другие природные
-муниципальные предприятия и организации,
-муниципальные
банки и другие финансово-
-муниципальные
жилищный фонд и нежилые
-муниципальные
учреждения образования,
-другое
движимое и недвижимое
Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на 2 группы: имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления. Имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (это право подлежит отмене) или оперативного управления. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну муниципального образования5.
Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.
Содержание права
Полномочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.
Полномочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Полномочие пользования обычно опирается на полномочие владения.
Полномочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов по отношению этой вещи.
Право муниципальной собственности,
как и право собственности
вообще, является элементом абсолютного
правоотношения. Все лица по отношению
к муниципальной собственности
выступают в качестве обязанных
лиц. Их обязанность состоит в
том, что они не должны посягать на
целостность муниципальной
Муниципальной собственности
отчасти присущ властный характер,
который выражается в способах ее
осуществления. В то же время властное
начало муниципальной собственности
никак не должно сказываться на реализации
права муниципальной
В законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.
3.Муниципальные предприятия и муниципальные учреждения
В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления вправе:
1) создавать муниципальное предприятие и учреждение;
2) Участвовать в создании хозяйственных обществ.
В отношении муниципальных
Учреждение - это организация, устав которой в качестве основных целей деятельности не предусматривает получения прибыли7. Основной целью деятельности учреждения является выполнение какой-либо социальной функции или функций. К учреждениям относятся детские сады, больницы, образовательные учреждения и пр.
Признаки учреждения:
1) Осуществление управленческих, социально-культурных
или иных функций
2) Финансируется полностью или частично учредителем.
3) Отвечает по обязательствам своими денежными средствами.
4) Имущество формируется за счет
переданных им собственником
средств. На это имущество
5) Собственник соответствующего
имущества несет субсидиарную
ответственность по
6) Учреждение владеет,
7) Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое имущество.
8) Учреждение не вправе
4) Учреждение не вправе
5) Собственник вправе изъять лишнее или не по назначению используемое оборудование.
Предприятие - организация, одной из уставных целей которой является получение прибыли. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования8.
Муниципальные предприятия, учреждения, организации имеют, как и прочие организации, собственный устав. Устав муниципального предприятия, учреждения, организации - нормативно-правовой акт, устанавливающий режим данного предприятия, учреждения, организации, права, обязанности, ответственность работников и другое, нормы которого обязательны для всех внутри данной организации.
Муниципальные учреждения, предприятия и организации наделяются собственностью, необходимой для их функционирования. Эта собственность передается им органами местного самоуправления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальные предприятия, учреждения, организации, имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели
особенности муниципальной
Муниципальная собственность
как одна из форм