Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: Изучить структуру, правовой статус и формы деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также рассмотреть проблемы и особенности административно-правового регулирования органов исполнительной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
- Контроль со стороны
Явный недостаток действенных контрольных инструментов в сфере местного самоуправления возник закономерно. Российское местное самоуправление в силу специфики обстоятельств своего формирования оказалось выведено как из-под гражданского контроля снизу, так и из-под политического контроля сверху. На первом плане обычно находится проблема слабости местного самоуправления, отсутствия у него достаточных ресурсов для исполнения вмененных ему функций. Но это - лишь следствие ситуации, когда целые сферы жизнеобеспечения и удовлетворения повседневных нужд граждан, формально переданные местному самоуправлению, на самом деле тем самым выведены из-под государственного контроля и не поставлены ни под какой другой. Местное самоуправление превращается в «серую зону», в которой рождается целый спектр правовых проблем. Этот подход не противоречит ни демократическим принципам, ни здравому смыслу - наоборот, именно он мотивирован соображениями защиты общего блага. Более того, необходимо в каждом конкретном случае определять, в какой пропорции сочетать восстанавливаемый гражданский контроль снизу и государственный контроль сверху, используя в качестве единственного критерия конечную эффективность деятельности.
Контроль и ответственность
не являются самоцелью. Они
- лишь инструмент повышения
2.2 Проблемы и
особенности административно –
правового регулирования
Стабильность
Россия с момента оформления
собственной государственности
находится в состоянии
В настоящее время реформирование политической, правовой и экономической систем РФ закрепило предметы совместного ведения РФ и её субъектов в Конституции РФ и иных федеральных законах, а также наделило субъекты РФ правом осуществления собственного правового регулирования во многих сферах общественной жизни. За сравнительно небольшой отрезок времени (с 1993 года) был осуществлён первоначальный этап становления федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Можно даже сказать, произошёл огромнейший скачок от партийно-правовых догм к общепринятым международным стандартам и новому восприятию правовой действительности гражданским обществом. С другой стороны, процесс его оформления приобретает длительный и незавершённый характер, что предопределяет низкую эффективность применения правовых норм и научно-обоснованных исследований в области формирования единой системы исполнительной власти. До 2000 года решение вопросов единства исполнительной власти на федеральном уровне носило декларативный характер. Так, совершенствование структуры органов исполнительной власти в 1996-1997 годах обозначилось изданием указов Президента РФ: «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Редакции указанных нормативно-правовых актов постоянно видоизменяя друг друга, а одна из них была отменена по причине финансовой невозможности практического применения. Подобная ситуация имела место во всех субъектах РФ. Нестабильность структуры органов федеральной исполнительной власти обусловлена не только сменой руководства, но и долгим отсутствием политической воли на эффективную модернизацию данной ветви государственной власти, а также отчасти экономическими трудностями. Нечёткая линия государственной политики в совершаемых преобразованиях ведёт к увеличению количества государственных органов и государственных служащих либо к их массовому «бегству», особенно в отдельных сферах управления, подвергшихся интенсивному реформированию (органы внутренних дел). Недаром существует афоризм по данному поводу: «При слабой власти нард - сирота».12 Создание семи федеральных округов в Российской Федерации предполагает создание новых окружных структур органов исполнительной власти, наличие федеральных инспекторов к каждом субъекте РФ и их аппаратов. Это новшество носит двоякий характер:
1. улучшение прямого президентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ; 2. увеличение численности федеральных государственных служащих.
На данный момент существование указанных федеральных структур не вписывается в единую систему исполнительной власти. Они представляют собой громоздкую надстройку над действующими органами государственной власти. Думается, это организационно-правовое противоречие устранится в возможном процессе укрупнения субъектов РФ.
Относительно недостатков
реформирования отдельных отраслей
государственного управления следует
указать на дробление функций
органов исполнительной власти, что
приводит к увеличению их количества.
Например, в сфере функциональной
организации государственных
Несмотря на проблемы, в России выстроилась довольно стройная система Органов исполнительной власти в РФ. На федеральном уровне она представлена Правительством РФ. На уровне субъектов – Правительством субъекта, либо администрацией субъекта.
Таким образом, реформа системы исполнительной власти продолжается, а ввиду указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», она перешла на качественно новый уровень.
Заключение
В современном обществе и государстве трудно переоценить значение исполнительной власти. Развитие общества сопряжено с ростом сложности политических, экономических и социальных проблем, которые требуют оперативности в их разрешении. Органы исполнительной власти призваны решать эти задачи и обеспечивать устойчивое развитие всех сфер жизнедеятельности российского общества. Традиционный взгляд на исполнительную власть как власть, предназначенную только для исполнения законов и других решений представительных органов, претерпевает определенные изменения. Исполнительная власть в условиях глобализации все больше ориентируется на учет внешних факторов, на использование новейших технологий и возможности технического прогресса. Именно она выступает главным источником законодательных или правотворческих инициатив. Обладая, наиболее полной информацией о существующих проблемах развития общества, исполнительная власть имеет право и обязана готовить важнейшие проекты нормативно-правовых актов - проекты бюджетов и обеспечивать их исполнение.
Исполнительная власть осуществляется на всех уровнях территориальной организации государства. Местные органы исполнительной власти обладают своей компетенцией, которая должна быть достаточной для решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий более высоких уровней власти.
При написании данной курсовой работы были решены следующие задачи:
1. Изучена структура и
особенности исполнительных
2. Рассмотрен правовой
статус главы администрации
3. Определены проблемы
административно-правового
Рассмотрев структуру органов исполнительной власти местного самоуправления можно сделать следующие выводы:
В законе определены основы формирования и организации деятельности исполнительного органа местного самоуправления. Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации, а также структурных подразделений, которые организуют работу исполнительных органов (комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.)).
Закон предлагает в обязательном порядке существование такого выборного органа местного самоуправления как глава администрации. Глава администрации является высшим должностным лицом муниципального образования, представляющее муниципальное образование и возглавляющее на принципах единогласия местных администраций. Глава является личностью неприкосновенной. Он подотчетен населению и представительному органу.
Местное самоуправление несет
определенные признаки властных (государственных)
и общественных институтов. Общественно
государственный характер института
местного самоуправления делает его
центральным звеном в механизме
взаимодействия гражданского общества
и государства. Это и есть главная
и основная роль местного самоуправления
в судьбе любого государства. При
отсутствии эффективных механизмов
административно - правового ограничения
власти государства оно в силу
своей природы проявляет
Новая модель местного самоуправления при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местной власти и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Проводимые в стране преобразования дадут российскому обществу дополнительные стимулы и новые возможности для того, чтобы максимально приблизится к этой цели.
Список используемой литературы
1. Европейская Хартия местного самоуправления // Собрание законодательства Российской Федерации 1998 г. № 36.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Устав Муниципального образования город Балаково от 27 декабря 2005 года.
5. Положение об Администрации муниципального образования город Балаково.
6. Доклад Президента РФ «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы развития».
7. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России Учебное пособие М., 2008.
8. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление Российская практика и зарубежный опыт Ростов н/Д., 2007.
9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2007.
10. Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалова И.Н. Основы местного самоуправления. - М.: Дело, 2006.
11. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. Саратов, 2008.
12. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» М., 2008.
13. Юрков А. При слабой власти народ – сирота// Рос. газ. 2006, 24 апреля.
1 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления. Глава 1, ст. 1., стр. 1.
2 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления. Глава 6., ст. 34., стр. 54.
3 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2007. – стр. 362.
4 Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалова И.Н. Основы местного самоуправления. - М.: Дело, 2006. – стр.109.
5 Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. Саратов, 2008.
6 Устав Муниципального образования город Балаково от 27 декабря 2005 г. Гл. 4., ст. 23,26., стр. 28.
7 Устав Муниципального образования город Балаково от 27 декабря 2005 г. Гл. 4., ст. 28., стр. 33.
Информация о работе Исполнительный орган местного самоуправления