Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:18, контрольная работа
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.
1. Введение…………………………………………………………….. 2
2. Дореволюционный этап……………………………………………..2
3. Местное самоуправление в советский период…………………… 11
4. Местное самоуправление России в переходный период
(90-е годы XX века)……………………………………………….. 20
5. Заключение…………………………………………………………..24
6. Список использованной литературы……………………………….
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.Ю.ВИТТЕ
Контрольная работа на тему:
«История становления и развития местного самоуправления в России»
Дисциплина: «Муниципальное право России»
________________
Москва, 2013
Оглавление
1. Введение
Местное самоуправление, повышая активность населения в решении
важных проблем
В той или иной мере самоуправление в России
существовало на всем протяжении ее истории.
При этом немаловажным обстоятельством
является то, что, как и в настоящее время,
государство сознательно шло на возрождение самоуправления
в периоды кризиса
2. Дореволюционный этап
Отсчет российского опыта
местного самоуправления, по мнению большинства
историков и правоведов, можно
начинать с Ивана IV.
Классическими образцами самоуправляющихся
городских общин Древней Руси являются
Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи
выработали, по их мнению, наиболее стабильную
форму полномочного народного собрания.
Согласно принимаемым в то время грамотам,
для признания вече устанавливался определенный
состав участников. Однако инициаторами
созыва вече могли выступать как народ
в целом, князья, так и отдельные частные
лица.
Общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI в. не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций.
Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.
Низшей административной
единицей была волость, во главе которой
стоял сотский (сотник), или староста,
волость владела землей; крестьяне,
признавая верховным
Значительный вклад
в развитие местного самоуправления внес
указ Ивана IV под названием «Приговор
царской о кормлениях и о службах» лета
7064 (1555-1556 гг.). Речь фактически шла о проведении
земской реформы. Было отменено кормление,
что способствовало повсеместному учреждению
земских властей. В уездах и волостях,
где не было помещичьего землевладения,
черносошные и дворцовые крестьяне и посадские
люди получили право выбирать «излюбленных
голов» (старост) и «лучших людей» - земских
судей, целовальников. Делопроизводство
вел выборный земский дьяк. В своей работе
они опирались на выборных от крестьянской
общины - сотских, десятских,
пятидесятских.
Все земские выборные избирались
на неопределенный срок, но могли быть
переизбраны. Позже были введены
ежегодные выборы.
В XVII в. в Русском государстве произошли
функциональные изменения в системе государственного
управления, что не могло не сказаться
на структуре и функционировании местного
самоуправления.
Был введен институт
воевод как основного звена местного самоуправления.
В 1625 г. в 146 городах с уездами появляются
воеводы, назначенные Разрядным приказом
и утвержденные царем. Как правило, они
назначались на срок до трех лет и за свою
службу получали денежное жалование и
поместья. В крупных городах было по несколько
воевод.
В XVII в. на большинстве
территорий России существовали две формы
«самоуправления» - губная и земская. Каждым
округом - «губой» - управляли губной староста
и его помощники - целовальники. В их ведении
находились тюрьмы и тюремные служители,
палачи, выборные от населения сотские
и десятские. Свободное население выбирало
губного старосту из дворян и детей боярских,
целовальников - из черносошных крестьян
или посадских.
В 20-30-е гг. XVII в. формируется
тип местных приказных учреждений, получивших
название воеводских изб (приказных, съезжих).
Личный состав съезжих изб разделялся
на временную и постоянную части. Первая
была представлена воеводами, дьяками,
иногда подьячими с приписью, присылавшимися
в город на 2 - 3 года. Вторая состояла из
местных подьячих, постоянно работавших
в приказных избах.
Губные и земские учреждения получили распространение в основном в городах европейской части России. Но губное управление переживало в XVII кризис. Воеводы нередко использовали губные избы как дополнительный административный аппарат.
Интересный опыт реформ местного
самоуправления был накоплен в годы
царствования Петра I. Изменения в местном
самоуправлении были связаны в первую
очередь с реформированием всей административно-
Преобразования Петра I фактически
затронули все области
Губернии управлялись
назначаемыми царем губернаторами, генерал-губернаторами.
Таким образом, институт губернаторства
имеет глубокие исторические корни. Деление
России на губернии диктовалось, с одной
стороны, экономическими причинами, с
другой - военно-политическими (не случайно
многие губернаторы были военными), учитывался
и природно-географический фактор. Так,
5 губерний - Ингерманландская, Рижская,
Архангелогородская, Азовская и Астраханская
- считались приморскими.
В 1723-1724 гг. была проведена
реформа городского сословного управления
и учреждены выборные сословно-общинные
учреждения городского самоуправления,
получившие названия магистраты. В Москве
был создан новый орган местного самоуправления
- Бурмистерская палата, вскоре переименованная
в ратушу. Она состояла из избранных на
избирательных собраниях бурмистров.
В других городах России
учреждались земские избы с выборными
бурмистрами (подчинялись ратуше, а
не воеводе), которые, как указывалось
в документах, ведали всякими расправными
делами между посадскими и торговыми,
управляли казенными сборами и градскими
повинностями и т. д.
Реформой 1723-1724 гг.
в развитии городского самоуправления
была сделана попытка расширить круг деятельности
учреждений самоуправления.
Они не только отвечали
за сбор податей, осуществляли полицейский
надзор, но и были обязаны заниматься социальной
сферой, в частности развитием народного
образования.
Сословный принцип формирования
органов местного самоуправления и усиливающийся
контроль над их деятельностью со стороны
государственных органов в связи с расширением
государственного аппарата и его вмешательством
в городские дела свидетельствовали о
продолжающемся процессе ограничения
и усечения прерогатив городского самоуправления.
Местные органы, созданные
при Петре I, оказались нежизненными. Россия
не была готова к отделению суда от администрации,
надзора - от исполнения, финансового управления
- от полиции и т. д. Вновь созданные учреждения
требовали огромных средств. И уже в 30-е
г. от многого пришлось отказаться. Вернулись
к прежней системе уездного деления. К
1727 г. Россия подразделялась на 14 губерний,
47 провинций и 250 уездов. Единственным
органом управления и юстиции в губернии
остался губернатор, в провинциях и уездах
- воевода.
Новая система местного управления
была закреплена инструкцией от 12 сентября
1728 г., которая усиливала власть воевод
и губернаторов: уездный воевода подчинялся
провинциальному, а тот - губернатору,
который сносился с центральными учреждениями.
Губернаторы и воеводы осуществляли свои
функции через канцелярии, а с 1763 г. каждому
губернатору для содействия в исполнении
законов была дана воинская команда. С
начала 60-х г. в подчинение губернаторам
и воеводам попали и полицмейстеры. Восстановленные
в 1743 г. магистраты и ратуши тоже подчинялись
губернаторам и воеводам. При Екатерине
II развитие государственного управления
и местного самоуправления продолжилось.
В ноябре 1775 г.
было издано «Учреждение для управления
губерний Российской империи». Во вводной
части этого документа отмечалось, что
необходимость нового реформирования
связана с тем, что существующие губернии
весьма обширны по размерам, несовершенна
структура губернского управления.
При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись, как правило, чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями. Все должностные лица и учреждения регионов подразделялись на три группы:
1. Первая - административно-полицейская
- включала губернатора,
2. Второй группой губернских
учреждений были финансово-
3. К третьей
группе губернских учреждений относились
судебные - палаты уголовного и палата
гражданского суда. В губерниях того времени
функционировали верхний земский суд
для дворян, губернский магистрат - для
горожан, верхняя расправа — для государственных,
дворцовых крестьян, ямщиков. В губерниях
также существовала прокурорская служба
во главе с губернским прокурором.
«Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи»
1785 года устанавливала права и привилегии городов. Она закрепляла право собственности города на принадлежавшие ему «земли, сады, поля, пастьбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустыя места, мельницы водяныя или ветряныя...». Города получили возможность иметь школы, мельницы, харчевни, корчмы, трактиры, устраивать ярмарки, устанавливать места и время для торговли. Горожане обязаны были нести установленные «тягости», т.е. повинности и сборы, которые местные власти не могли увеличивать без разрешения правительства. От податей и служб полностью освобождались дворяне, военные и гражданские чиновники. Каждый город должен был иметь свой герб.
Права населения защищал городовой магистрат, который наблюдал за тем, чтобы оно не было обложено новыми повинностями и сборами без утверждения. Магистрат ходатайствовал о нуждах города перед вышестоящими учреждениями.
Городское население делилось на 6 разрядов или избирательных курий, заносимых в городскую обывательскую книгу.
Выборы в Общую
городскую думу проходили один раз в три
года. Председательствовал в Общей городской
думе городской голова. При голосовании
гласные от каждого разряда имели только
один голос, поэтому не играло никакой
роли то, что число гласных от разных разрядов
различно.
Общая дума избирала
из своего состава Шестигласную думу,
которая вела непосредственную работу
по заведованию текущими городскими делами.
В состав этого учреждения входили городской
голова и шесть гласных - по одному от каждого
разряда «общества градского». Шестигласная
дума была не только исполнительным органом
при Общей думе. Ее ведению подлежал тот
же круг вопросов, что и для Общей думы.
Однако в провинции
реализация Городового положения столкнулась
со многими трудностями, и пришлось вводить
упрощенное самоуправление.
Наиболее значительные реформаторские
преобразования были осуществлены в начале
60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного
права Александр II подписал указ правительствующему
Сенату о введении в действие с 1 января
1864 г. Положения о земских учреждениях.
Земская
(1864) и городская (1870) реформы преследовали
цель децентрализации управления и развития
начал местного самоуправления в России.
В основе реформ лежали две идеи. Первая
- выборность власти: все органы местного
самоуправления избирались и контролировались
избирателями. Кроме того, эти органы были
под контролем представительной власти.
Земства были сторонниками государственной
власти, поддерживали законность и стабильность
в обществе. Вторая идея: местное самоуправление
имело реальную финансовую основу своей
деятельности. В XIX в. до 60 % всех собираемых
с территорий платежей оставалось в распоряжении
земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило
в госказну и губернию.
1 января 1864 г. было учреждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому «Положению» земства являлись всесословными органами. Желая сделать земства более управляемыми, с преобладанием влияния в них господствующих классов, закон предусматривал, к примеру, деление избирателей уездов на три курии для избрания уездного земского собрания.
Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоявшими при них учреждениями. Земское собрание состояло из земских гласных и членов по должности (председателя управления государственным имуществом, депутата от духовного ведомства, городского головы уездного города, представителей уездного ведомства).
Информация о работе История становления и развития местного самоуправления в России