Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:18, контрольная работа
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.
1. Введение…………………………………………………………….. 2
2. Дореволюционный этап……………………………………………..2
3. Местное самоуправление в советский период…………………… 11
4. Местное самоуправление России в переходный период
(90-е годы XX века)……………………………………………….. 20
5. Заключение…………………………………………………………..24
6. Список использованной литературы……………………………….
К числу обязательных функций относились содержание мировых посредников и судей, арестантских помещений и квартир для чинов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт больших дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, жандармов и иных государственных чиновников.
Необязательными функциями
являлись: страхование
Накануне Февральской
революции 1917 г. земства существовали
в 43 губерниях России с общим числом
жителей около 110 млн. жителей.
Жизнеспособность
земства обеспечивалась его двумя основными
принципами: самоуправлением и самофинансированием.
Самоуправление земств проявлялось
во многих аспектах: в избрании руководящих
органов, в формировании структур управления,
определении основных направлений своей
деятельности, подборе и обучении специалистов,
формировании и распределении местного
бюджета.
После Октябрьской
революции началась повсеместная ликвидация
земств, считавшееся большевиками наследием
буржуазного строя, которая завершилась
к лету 1918 г.
Ликвидация земства была вполне закономерным процессом, т.к.
местное самоуправление предусматривает децентрализацию власти, экономико-социальную, финансовую и, в определенной степени, политическую независимость, самостоятельность, а идеи социализма опирались на государство пролетарской диктатуры, т. е. государство по своей природе централизованное.
В ходе развития местного самоуправления в дореволюционной России, можно выделить основные принципы, которые являются особенностью российской муниципальной школы:
К сожалению, накопленный до революции опыт местного управления, в первую очередь земского, фактически был отброшен, забыт. Хотя и в годы советской власти можно найти положительные примеры организации
местной власти.
3.Местное самоуправление в советский период
Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.
В октябре 1917 г. действовало свыше 1430 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и свыше 450 Советов крестьянских депутатов. Отметим, что на Дону и Кубани существовали так же и Советы казачьих и крестьянских депутатов.
Но в большинстве они опирались в своей деятельности не на законодательные акты, изданные властью, а на мнение, пожелания масс. Советы чаще всего сами определяли количественный состав депутатов, сами разрабатывали свои полномочия и структуру.
К концу декабря 1917 г. отношение нового правительства к институтам старого самоуправления меняется: 27 декабря 1917 г. декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления. До 20 марта 1918 г. действовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного (с левыми эсерами) правительства левых социалистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.
После упрочения Советов
в губернских и уездных центрах
они немедленно приступали к организации
Советов в волостях и селах.
Анализируя
законодательство того периода, можно
выделить три характерные черты присущие
местным Советам. Во-первых, местные Советы
являлись органами власти и управления,
действующими в границах существующих
тогда административных территорий. Во-вторых,
существовала организационная взаимосвязь
и соподчиненность по вертикали. И, наконец,
при определении компетенции и пределов
полномочий местных Советов, устанавливалась
их самостоятельность в решении вопросов
местного значения, но их деятельность
допускалась лишь в соответствии с решениями
центральной власти и вышестоящих Советов.
Процесс перехода
государственной власти на местах к Советам
не был бы кратковременным: определенное
время земские и городские органы, местного
самоуправления функционировали параллельно
местным Советам, при этом они не всегда
противопоставляли себя последним.
В Конституции РСФСР 1918 г. задачи местных Советов определялись следующим образом: проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти; принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении; разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
Все доходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.
В конце 1919 г. были определены единицы местного самоуправления независимо от размера (губернии, уезда, волости, города, деревни). Они стали называться коммунами. В Советах были созданы специальные органы (коммунотделы) для руководства «коммунальным хозяйством». В апреле 1920 г. был создан центральный регулирующий орган - Главное управление коммунального хозяйства.
Самостоятельная
хозяйственная деятельность Советов началась
осенью 1924 г. с выделения самостоятельных
городских бюджетов. С развитием товарно-денежных
отношений у местных Советов появляются
средства для формирования собственных
бюджетов. Их основой становятся доходы
от вновь восстановленных налогов, платы
за жилье и другие коммунальные услуги.
В целом же периоду
деятельности Советов были присущи некоторая
децентрализация единой иерархической
советской системы, перераспределение
прерогатив в сторону некоторого усиления
прав и полномочий ее низовых звеньев
и расширение социально-экономических
полномочий местных Советов в лице их
исполнительных органов за счет поглощения
ими местных территориальных органов,
центральных правительственных структур,
формирование специальных органов управления
коммунальным хозяйством; попытки более
или менее широкого вовлечения в избирательный
процесс на местах «трудящихся масс»,
оживления Советов при сохранении жесткого
политического контроля со стороны правящей
партии; формирование самостоятельной
финансово-материальной базы местных
Советов, восстановление системы налогообложения
в условиях реанимации товарно-денежных
отношений; создание нормативно-правовой
основы, обеспечивавшей определенную
«автономизацию» местных Советов.
В 60—80 г. XX в. в СССР было принято
немало постановлений, посвященных
проблемам совершенствования
Но, как отмечают историки,
эти нововведения желаемого результата
не дали: свою роль сыграла командно-административная
система. Дело в том, что устанавливая
в очередном акте новые права Советов,
центр «забывал» обеспечить их материальными,
организационными и структурными механизмами,
и эти нововведения обрекались на декларативность.
Система местного
самоуправления в СССР, в том числе и в
Российской Федерации в 80-е гг. XX в. характеризовалась
следующим образом. По Конституции СССР
1997 г. местные Советы должны были руководить
на своей территории государственным,
хозяйственным и социально-культурным
строительством; утверждать планы экономического
и социального развития и местный бюджет;
осуществлять руководство подчиненными
им государственными органами, предприятиями,
учреждениями и организациями; обеспечивать
соблюдение законов, охрану государственного
и общественного порядка, прав граждан;
содействовать укреплению обороноспособности
страны.
В пределах своих полномочий местные Советы должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координировать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового иного обслуживания населения.
К исключительной компетенцией местных Советов относится избрание и изменение составов исполнительных комитетов; образование, избрание и изменение составов постоянных комиссий Совета, заслушивание отчетов о работе исполкомов и постоянных комиссий.
Внимание к проблемам
самоуправления в нашей стране возросло
во второй половине 80-х г., когда была признана
необходимость перехода от административных
к преимущественно экономическим методам
управления. Постепенно стал утверждаться
взгляд, что местное самоуправление - это
самостоятельный уровень осуществления
народом конституционно принадлежащей
ему власти, что демократическое устройство
общества возможно лишь при отделении
местного самоуправления от государственной
власти.
Первым практическим
шагом на этом пути стало принятие 9 апреля
1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного
самоуправления и местного хозяйства
в СССР».
Согласно Закону система
местного самоуправления включала в
себя местные Советы, органы территориального
общественного самоуправления населения
(советы и комитеты микрорайонов, домовые,
уличные, квартальные, сельские комитеты
и другие органы), а также местные референдумы,
собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной
демократии. Первичным территориальным
уровнем местного само управления признавался
сельсовет, поселок (район), город (район
в городе). Закон предоставил союзным и
автономным республикам право самостоятельно
определять и другие уровни (исходя из
местных особенностей).
Историки, юристы
и политологи оценивают «советский период
развития и функционирования местного
самоуправления в России следующим образом:
По мнению В.В.
Еремяна и М.В. Федорова, для советского
периода были характерны:
По мнению
А.Н. Бурова, этот период в развитии местного
самоуправления в России отличался следующими
факторами:
1. Возникновение «советской»
системы местного самоуправления явилось
следствием творческой активности «трудящихся
масс», их стремлением к истинному народовластию.
Это соответствовало и доктринальным
положениям большевистской партии с ее
тезисом о необходимости упразднения
государства как такового и переходу к
«коммунистическому общественному самоуправлению».
При этом земское и городское самоуправление
были отвергнуты как «буржуазный пережиток».
2. Однако в противовес
доктринальной коммунистической утопии
реальная практика большевизма пошла
по пути конституирования политической
системы тоталитаризма с его всеохватывающим
контролем общественной и частной жизни
граждан. В рамках сконструированной тоталитарной
общественно-политической системы местные
Советы выступали в качестве низовой ячейки
жесткой иерархической системы Советов,
«узурпировавших» как законодательные,
так и исполнительно-
3. Упраздненный «буржуазный»
принцип разделения властей
4. В рамках целостной
политической системы
5. При решении второстепенных вопросов местной жизни Советы в ряде случаев выступали в качестве субъекта управленческого процесса, но крайне узкое поле их функционирования не позволяло им выступать в роли реального органа общественной самодеятельности. В идеологическом плане это создавало у населения местных сообществ иллюзию «народовластия», «сопричастности» делам общества и государства.
6. В период апогея тоталитаризма («поздний сталинизм») местные Советы были низведены до роли «винтика» политической системы и не
могли уже выполнять свою функцию.
7. Сверхцентрализация
8. Для восстановления
динамического» равновесия системы партийная
политическая элита пошла по пути децентрализации,
снявшей социальное напряжение и придавшей
низовым звеньям советской системы (местным
Советам) определенную динамику. Расширение
их прав и полномочий, некоторое укрепление
их материальной базы, известная демократизация
их структурирования и функционирования,
вовлечение в местную самодеятельность
более широких масс «трудящихся» предотвратили
распад тоталитарной системы, придав ей
как бы второе дыхание.
9. Вместе с тем известная
демократизация политической системы
(«хрущевская оттепель») ослабила всеохватывающий
контроль партийного аппарата над общественно-политической
жизнью страны, что вступило в противоречие
с сущностью самой тоталитарной системы.
В итоге обозначился новый виток «качания
маятника»: тоталитарная система, исчерпав
к тому времени возможности своего дальнейшего
роста, вступила в период упадка и деградации
(эпоха «застоя»).
Информация о работе История становления и развития местного самоуправления в России