Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:11, контрольная работа
Целью данной работы является раскрыть и описать сущность конституционно-правового статуса местного самоуправления в РФ.
Тема данной работы – «Конституционно-правовой статус
местного самоуправления в Российской Федерации» – актуальна в силу
того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством. Во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
Введение……………………………………………………………3
1.Конституционная основа местного самоуправления………….5
2.Правовая основа местного самоуправления……………………8
Заключение………………………………………………………...11
Список литературы………………………………………………..12
Контрольная работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Конституционная основа местного самоуправления………….5
2.Правовая основа местного самоуправления……………………8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление является обязательным
признаком демократического характера
организации публичной власти в обществе.
В России переход к организации власти
на местах на принципах местного самоуправления
начался только в начале 1990-х гг. (6 июля
1991 г. был принят закон РСФСР «О местном
самоуправлении в РСФСР», были внесены
изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., в
соответствии с которыми местные советы
были выведены из системы представительных
органов государственной власти и включены
в систему местного самоуправления, затем
последовал ряд указов Президента РФ:
от 26 октября 1993 №1760 «О реформе местного
самоуправления в Российской Федерации»,
от 22 декабря 1993 №2265 «О гарантиях местного
самоуправления в Российской Федерации»
и др.). Статья 12 Конституции РФ закрепляет,
что «в Российской Федерации признается
и гарантируется местное самоуправление…».
Основополагающим актом, регулирующим
отношения в сфере местного самоуправления
в России, является Федеральный закон
от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Эффективное
функционирование системы местного самоуправления
во многом определяется уровнем развития
его правовой основы. Совершенствование
местного самоуправления на этапе реального
реформирования невозможно без детальной
разработки законодательного регулирования
всех аспектов общественных отношений
его деятельности. Для решения вопросов
местного значения необходима детальная
правовая регламентация общественных
отношений, возникающих в процессе осуществления
местного самоуправления. Эта регламентация
осуществляется с помощью муниципальных
норм. В российском законодательстве существует
отдельная отрасль права – Муниципальное
право Российской Федерации, представляющая
совокупность правовых норм, закрепляющих
и регулирующих общественные отношения,
возникающие в процессе организации местного
самоуправления. Посредством норм муниципального
права и на основе Конституции РФ, федеральных
законов и иных нормативных актов реализуются
важнейшие вопросы местного самоуправления:
решение населением муниципальных образований
непосредственно, через выборные и другие
органы местного самоуправления, вопросов
местного значения, а также вопросы реализации
отдельных государственных полномочий,
которыми могут наделяться органы местного
самоуправления.
Целью данной работы является раскрыть и описать сущность конституционно-правового статуса местного самоуправления в РФ.
Тема данной работы – «Конституционно-правовой статус
местного самоуправления в Российской Федерации» – актуальна в силу
того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством. Во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. Конституция РФ предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству, что и реализуется в новом варианте закона о местном самоуправлении.
Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
В соответствии с ч. 1 Конституции РФ местное
самоуправление составляет одну из основ
конституционного строя Российской Федерации.
Под основами конституционного строя
Российской Федерации обычно понимаются
устои государства, его основные принципы,
которые призваны обеспечить Федерации
характер конституционного государства.
Таким образом, организация местного самоуправления
является одним из условий признания Российской
Федерации конституционным демократическим
государством. В соответствии с п. 1 ст.
16 Конституции РФ основы конституционного
строя Российской Федерации не могут быть
изменены иначе как в порядке, установленном
самой Конституцией.
При уяснении сущности местного самоуправления
необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых, местное самоуправление признается
в качестве самостоятельного уровня публичной
власти, следовательно, местное самоуправление
обладает всеми основными признаками
и свойствами власти и может осуществляться
в двух основных формах народовластия:
непосредственно и опосредованно, т.е.
через органы местного самоуправления.
Во-вторых, самостоятельность местного
самоуправления не безгранична: оно может
осуществляться в пределах, установленных
Конституцией РФ, федеральными законами
и законами субъектов РФ, издаваемыми
в соответствии с федеральными законами.
В-третьих, автономность и самостоятельность
местного самоуправления не означают
полной его изолированности, многие вопросы
местного значения население не в состоянии
решать самостоятельно, в то же время некоторые
государственные функции эффективно могут
выполняться органами публичной власти
на местах. Поэтому Конституция РФ предусматривает,
что органы местного самоуправления могут
наделяться законом отдельными полномочиями
с передачей для их осуществления материальных
и финансовых средств (ч. 2 ст. 132). Данное
конституционное положение корреспондирует
и Европейская хартия местного самоуправления,
п. 3 ст. 4 которой закрепляет, что осуществление
государственных полномочий, как правило,
должно преимущественно возлагаться на
органы власти, наиболее близкие к гражданам.
Осуществление местного самоуправления в РФ обеспечивается рядом конституционных гарантий, представляющих собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. Они являются важнейшим условием полного и эффективного осуществления местным самоуправлением своих задач и функций.
Конституционные нормы обладают высшей
юридической силой в отношении всех других
законодательных актов любого уровня.
Местное самоуправление в Российской
Федерации, исходя из его значимости для
оперативного решения всех вопросов местного
значения, подлежит особой правовой охране
со стороны государства. В соответствии
со ст. 133 Конституции РФ запрещается ограничение
кем бы то ни было прав местного самоуправления,
установленных Конституцией Российской
Федерации и федеральным законом. Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» дополняет
указанный перечень обязательностью решений,
принятых путем прямого волеизъявления
граждан, решений органов местного самоуправления
и должностных лиц на территории соответствующего
муниципального образования, а также обязательностью
рассмотрения обращений органов и должностных
лиц местного самоуправления государственными
органами и их должностными лицами.
Конституция
России устанавливает право населения
самостоятельно решать вопросы местного
значения, владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью, а также
право самостоятельно осуществлять управление
местными делами путем прямого волеизъявления,
через выборные и другие органы местного
самоуправления (ст. 130). Эта норма, по существу,
развивает положение о местном самоуправлении
как одной из форм народовластия и основ
конституционного строя.
Гражданам РФ предоставляется право избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления
и участвовать в местном референдуме.
В Конституции РФ сформулировано поле
деятельности местного самоуправления
– «вопросы местного значения». В их перечень
Конституция РФ включила строительство
и распределение жилья, в сфере муниципального
здравоохранения к вопросам местного
значения отнесено оказание бесплатной
медицинской помощи за счет средств местного
бюджета, страховых взносов и иных поступлений.
Конституцией также гарантируется общедоступное,
основное общее и среднее профессиональное
образование в муниципальных образовательных
учреждениях.
Функционирование местного самоуправления
в Российской Федерации осуществляется
на правовой, территориальной, экономической
основах (иногда выделяют и иные основы:
демографическую, организационную, финансовую
и др.) В следующей главе данной работы
мы подробнее рассмотрим правовую основу
местного самоуправления.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
Правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому перечень вопросов, отнесенных к ее полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов РФ и конкретизироваться в нормативных правовых актов местного самоуправления[7].
Правовая база местного самоуправления
– это система законодательных и иных
нормативных актов, на основе которых
оно функционирует. Правовому регулированию
местного самоуправления в Конституции
Российской Федерации посвящена гл. 8 «Местное
самоуправление» (ст. 130-133). На основе конституционных
норм можно определить следующие параметры
правового пространства местного самоуправления:
– население муниципального образования
самостоятельно решает вопросы местного
значения;
– экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;
– система местного самоуправления
включает институты непосредственной
и представительной демократии, при этом
система осуществления местного самоуправления
через представителей не исчерпывается
выборными органами, а включает в себя
и иные органы (исполнительно-
– местное самоуправление осуществляется
в городских, сельских поселениях и
на других территориях с учетом исторических
и иных местных традиций;
- изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
– органы местного самоуправления имеют
самостоятельные полномочия по решению
вопросов местного значения (управления
муниципальной собственностью, формирования,
утверждения и исполнения местного
бюджета, установления местных налогов
и сборов, осуществления охраны общественного
порядка и др.), а также могут наделяться
законом отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых
для их осуществления материальных и финансовых
средств;
– местному самоуправлению
гарантируется право на судебную
защиту;
– местному самоуправлению гарантируется
компенсация дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти;
– устанавливается запрет на ограничение
прав местного самоуправления, установленных
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами.
Правовую (нормативную) основу
местного самоуправления в России образуют:
общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ, которые
в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ являются составной частью российской
правовой системы. Весьма важное значение
в регулировании местного самоуправления
в Российской Федерации имеет Европейская
хартия местного самоуправления от 15 октября
1985 г. Россия, подписав вышеназванную хартию
28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав
ее, взяла на себя обязательство соблюдать
следующие положения в сфере местного
самоуправления:
Информация о работе Конституционно-правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации