ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ» В Г. АНАДЫРЕ
Контрольная работа
Дисциплина: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Вопросы №№ 28, 58
Практическое задание № 13
|
Выполнил студент
Группа 369/1 курс _6__
Косинский
Владимир Станиславович
Проверил преподаватель
Лебедева
Елена Николаевна
__________________________
(дата)
__________________________
(подпись) |
2015 г
Содержание
Система принципов и функции
местного самоуправления………………3
Отношения органов местного
самоуправления с предприятиями, учреждениями
и организациями, не находящихся в муниципальной
собственности………………………………………………………………. 7
Практическое задание……………………………………………...............10
Список литературы ………………………………..………………………12
Вопрос № 28. Полномочия
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере местного
самоуправления.
Понятие местного самоуправления
относительно недавно вошло в современную
отечественную политическую терминологию.
Как гласит закон, местное самоуправление в РФ
- форма осуществления народом своей власти,
обеспечивающая в пределах, установленных
Конституцией РФ, федеральными законами,
а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное
и под свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы местного
самоуправления вопросов местного значения
исходя из интересов населения с учетом
исторических и иных местных традиций1
Еще одно определение,
можно почерпнуть из текста Хартии о местном
самоуправлении п. 1 ст. 3, которой, закрепляет,
что под местным самоуправлением
понимается право и способность
органов местного самоуправления регламентировать
значительную часть публичных дел и управлять
ею, действуя в рамках закона, в соответствии
со своей компетенцией и в интересах местного
населения2.
Власть, существующая России
по вертикали, разделена на две части государственную
и муниципальную. Как у государственной,
так и у муниципальной власти есть свои
специфические признаки. К примеру органы
государственной власти решают вопросы
государственного значения, а органы местного
самоуправления (далее органы МСУ) решают
вопросы местного значения.
Муниципальная власть имеет
ряд признаков, присущих государственной
власти. И государственная и муниципальная
власть характеризуются наличием специфического
обособленного аппарата, осуществляющего
эту власть - органы государственной власти
и органы местного самоуправления соответственно.
И государственная власть и муниципальная
обладают непрерывностью во времени, универсальностью,
всеобщностью. Деятельность органов государственной
власти и местного самоуправления основана
на Конституции РФ, законах и иных нормативных
актах.
Полномочия органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в сфере местного самоуправления прописаны
в Конституции Российской Федерации, в
Федеральном законе "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации", а так же в
Уставах органов МСУ.
Статья 5 ФЗ № 131 "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" гласит что,
к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в области местного самоуправления относятся:
Во-первых, правовое
регулирование вопросов организации местного
самоуправления в субъектах РФ в случаях
и в порядке, установленных данным Федеральным
законом, где так же определены его пределы
в сфере местного самоуправления в новых
условиях. Фактически приведенное положение
означает, что закон субъекта может что-либо
регулировать в плане организации местного
самоуправления только в том случае, если
именно по этому поводу имеется отсылка
в Федеральном законе к законодательству
субъектов РФ. То есть в Законе должно
быть указано, что вопрос регулируется
законодательством субъектов РФ.
Во-вторых, это правовое
регулирование прав и обязанностей, ответственности
органов государственной власти субъектов
РФ, их должностных лиц в области местного
самоуправления в случаях и порядке, установленных
федеральными законами. Здесь субъект
РФ наделен правом определять роль своих
органов государственной власти в отношении
местного самоуправления, но сохраняется
принцип - регулирование субъектом отношений
в области местного самоуправления только
по прямому указанию федерального законодательства,
в том числе и в отношении возможностей
своих органов власти, т. е. регулирование
в отсутствие такого прямого указания
невозможно.
Как следует из текста
Федерального закона 2003 г. вопросы регулируются
либо федеральным законом и законом субъекта
РФ, либо законом субъекта, тем самым обозначаются
пределы полномочий органов государственной
власти субъекта РФ.
Так, за неисполнение
муниципальных правовых актов граждане,
руководители организаций, должностные
лица органов государственной власти
и должностные лица органов местного самоуправления
несут ответственность в соответствии
с федеральными законами и законами субъектов
РФ.
Границы территорий
муниципальных образований устанавливаются
и изменяются законами субъектов РФ. Гарантии
права граждан на участие в местном референдуме
устанавливаются федеральным законом,
порядок подготовки и проведения местного
референдума регулируется законом субъекта
РФ, гарантии избирательных прав граждан
при проведении муниципальных выборов,
порядок назначения, подготовки, проведения
и подведения итогов муниципальных выборов
устанавливаются федеральным законом
и принимаемыми в соответствии с ним законами
субъектов РФ (ст. 23). Наименования представительного
органа муниципального образования, главы
муниципального образования, местной
администрации (исполнительно-распорядительного
органа муниципального образования) устанавливаются
законом субъекта РФ с учетом исторических
и иных местных традиций.
Возможно установление
полномочий органов местного самоуправления
законом субъекта РФ. Условия контракта
для главы местной администрации муниципального
района (городского округа) в части, касающейся
осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных как федеральными
законодателями, так и законами субъектов
РФ, устанавливаются законом субъекта
РФ; в этом случае законом субъекта РФ
могут быть установлены дополнительные
требования к кандидатам на должность
главы местной администрации.
Допускается регулирование
законом субъекта РФ (а также уставом муниципального
образования) муниципальной службы в соответствии
с федеральным законом.
Достаточно большое
число отсылок к законам субъектов РФ
имеется в части межбюджетных отношений.
В частности, в субъектах РФ - городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге в
качестве отображения их специфики - перечень
вопросов местного значения, источники
доходов местных бюджетов внутригородских
муниципальных образований определяются
законами этих субъектов исходя из необходимости
сохранения единства городского хозяйства.
Есть и ряд других отсылок
к закону субъекта РФ в Федеральном законе
2003 г. По мере регулирования
тех или иных вопросов законодатель уточняет
правовую основу соответствующих отношений.
Так, в развитие нормы Конституции РФ в
Федеральный закон 2003 г. включена ст. 32
«Обращения граждан в органы местного
самоуправления». В ней говорится, что
граждане имеют право на индивидуальные
и коллективные обращения в органы местного
самоуправления. В начальной редакции
ст. 32 Закона было записано, что порядок
и сроки рассмотрения обращений устанавливаются
законами субъектов РФ и принимаемыми
в соответствии с ними нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований. Однако в связи с принятием
специального Федерального закона от
2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации»
приведенные положения Федерального закона
2003 г. заменены указанием на то, что обращения
граждан подлежат рассмотрению в порядке
и сроки, установленные Федеральным законом
2006 г.
В-третьих, согласно
абз. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона 2003 г.
к полномочиям органов государственной
власти субъектов РФ относится правовое
регулирование прав, обязанностей и ответственности
органов и должностных лиц местного самоуправления
по предметам ведения субъектов, а также
в пределах полномочий органов государственной
власти субъектов по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
РФ.
В Федеральном законе
2003 г. отдельно сказано о правовом регулировании
субъектами РФ организации местного самоуправления
в субъекте и о его праве на установление
прав, обязанностей и ответственности
органов и должностных лиц местного самоуправления
в сферах ведения субъектов. Это значит,
что возложение на органы местного самоуправления
полномочий по предметам государственного
ведения будет либо наделением органов
отдельными государственными полномочиями,
либо утратой данным полномочием прежней
государственной природы.
В-четвертых, Федеральный
закон 2003 г. специально говорит о том, что
правотворчество субъекта РФ в области
местного самоуправления допускается
в части регулирования прав, обязанностей
и ответственности органов и должностных
лиц местного самоуправления при осуществлении
отдельных государственных полномочий,
которыми органы местного самоуправления
наделены законом субъекта РФ в порядке,
установленном Федеральным законом 2003
г. Таким образом, Федеральный закон допускает
подобное регулирование посредством издания
как закона субъекта о самой передаче
государственных полномочий субъекта
местному самоуправлению, так и иных актов,
касающихся прав, обязанностей и ответственности
органов и должностных лиц местного самоуправления
в связи с осуществлением переданных полномочий.
Анализ полномочий
органов государственной власти субъектов
РФ в области местного самоуправления,
установленных ст. 6 Федерального закона
2003 г., позволяет еще раз обратить внимание
на вывод: предмет для развернутого закона
субъекта РФ о местном самоуправлении
фактически отсутствует. Например, законом
субъекта РФ утверждаются территории
муниципальных образований, но это правоприменительный
по природе закон о конкретной «нарезке»
территории субъектов РФ на территории
муниципальных образований. Законодательное
регулирование выборов в органы местного
самоуправления, местного референдума,
а в большинстве случаев - и обращений
в органы местного самоуправления в субъектах
РФ уже сложилось. Межбюджетные отношения
по устоявшейся практике, как правило,
являются предметом законов о бюджетном
устройстве и бюджетном процессе субъекта
РФ.
В этой ситуации есть
два возможных варианта развития нормативной
базы субъекта РФ:
а) принять закон субъекта
РФ, который включает в части регулирования
местного самоуправления все то, что с
точки зрения логики правовой системы
не подлежит включению в другие законы
и на что есть отсылки в Федеральном законе
2003 г. (по такому пути пошли, например, Ставропольский
край, Республика Бурятия);
б) принять в субъекте
РФ полноценный закон о местном самоуправлении
при условии, что по вопросам, по которым
отсылок к законодательству субъекта
РФ в Федеральном законе нет, будет иметь
место дублирование текста данного Федерального
закона.
Федеральный закон
2003 г. определяет основное правило соотношения
(субординации) законодательства субъекта
РФ о местном самоуправлении и федерального
законодательства. Согласно ч. 3 ст. 6 Закона
в случае противоречия конституции (устава),
закона, иного нормативного правового
акта субъекта РФ, регулирующих вопросы
организации местного самоуправления
и устанавливающих права, обязанности
и ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления,
Конституции РФ, федеральным конституционным
законам, федеральным законам применяются
соответствующие федеральные акты.
Специально Закон оговаривает
возможности органов субъектов РФ в части
оперативного и контрольного воздействия
на местное самоуправление. В соответствии
с ч. 2 ст. 6 осуществление исполнительно-распорядительных
и контрольных полномочий органами государственной
власти субъектов РФ в отношении муниципальных
образований и органов местного самоуправления
допускается только в случаях и порядке,
установленных Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, настоящим
Федеральным законом, другими федеральными
законами и принимаемыми в соответствии
с ними законами субъектов РФ. Таким образом,
не любой закон субъекта РФ может предусматривать
осуществление исполнительно-распорядительных
и контрольных полномочий относительно
органов местного самоуправления, а только
закон субъекта, отвечающий изложенным
выше критериям.
Вопрос 58. Судебная
защита местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» одна из важнейших гарантий осуществления
местного самоуправления - судебная защита
местного самоуправления, а также возможность
обжалования гражданами незаконных решений
либо действий муниципальных органов.
Суд в Российской Федерации, выступает
в роли независимого от какого-либо влияния
органа, решающего споры о нарушенном
праве.
Обжаловаться могут как индивидуально
— правовые, так и нормативно — правовые
акты органов государственной власти
и органов местного самоуправления. Правила
судопроизводства при рассмотрении Данных
заявлений устанавливаются в Гражданском
процессуальном кодексе РФ и Арбитражном
процессуальном кодексе Российской Федерации.
Суд или арбитражный суд рассматривает
иски о признании недействительными актов,
нарушающих права местного самоуправления: