Контрольная работа по "Оценке эффективности государственного и муниципального управления в субъекте РФ на примере Республики Адыгея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Республика Адыгея — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Столица — город Майкоп. Территория республики окружена территорией Краснодарского края. Расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейнах рек Кубани, Лабы и Белой. Географическое положение Адыгеи весьма удобно. Оно обеспечивает благоприятные условия для ее хозяйственного развития.

Содержание работы

Глава 1.Социально-экономическая и политическая оценка………….3
Глава 2. Демографическая обстановка в регионе……………………46
Глава 3. Оценка прожиточного минимума в регионе………………..48
Глава 4. Оценки эффективности деятельности органов
исполнительной власти ………………………………………………53
Список литературы……………………………….68

Файлы: 1 файл

Регион.doc

— 656.00 Кб (Скачать файл)

По уровню преступности Республика Адыгея относится к числу  относительно благополучных субъектов Российской Федерации. Общий уровень преступности в республике значительно ниже среднероссийских показателей.

 

Экономический потенциал региона.

 

Республика Адыгея занимает 11 место в ЮФО по объему валового регионального продукта, и за последние 2 года объем ВРП вырос на 67,5%, что выше, чем  средний темп роста по ЮФО (54,5%). Доминирующими видами экономической деятельности, преобладающими в экономике Республики Адыгея, являются торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства. На долю вышеперечисленных секторов экономики приходится 47% ВРП.

Расчет отраслевых коэффициентов  специализации Республики Адыгея в  Российской Федерации показал следующие результаты:

  1. государственное управление - 3,33;
  2. сельское хозяйство - 2,86;
  3. образование - 2,42;
  4. здравоохранение - 2,25;
  5. строительство - 0,95;
  6. транспорт и связь - 0,95;
  7. предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг - 0,94;
  8. торговля - 0,88;
  9. производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 0,79;
  10. гостиницы и рестораны - 0,78;
  11. обрабатывающие производства - 0,71;
  12. операции с недвижимым имуществом - 0,71;
  13. рыболовство - 0,33;
  14. добыча полезных ископаемых - 0,1.

Такое распределение  определяется высокой бюджетной  ориентированностью республики и развитым сельским хозяйством. В то же время потенциально развитыми отраслями региона, играющими более значительную роль в отраслевой специализации, могут стать: строительство; транспорт и связь; торговля.

Анализ распределения  занятых по видам экономической  деятельности показывает, что наибольшую занятость населения обеспечивают следующие сферы: образование (22,3%), предоставление коммерческих услуг (19,4%), здравоохранение (16,5%), обрабатывающие производства (10,6%). Самый высокий уровень оплаты труда в финансовом секторе (более 22 тысяч рублей в месяц), производстве машин и оборудования (14,19 тысячи рублей), химическом производстве (13,05 тысячи рублей), государственном управлении (12,8 тысячи рублей), добыче полезных ископаемых (11,85 тысячи рублей). При этом в вышеперечисленных секторах экономики занято всего лишь 13,3% трудоспособного населения. Безработица – одна из сложнейших социально-экономических проблем, стоящих перед Республикой Адыгея на данном этапе ее развития, особенно если исходить из того, что число безработных с начала рыночных преобразований увеличилось более чем в 2 раза и остается очень высоким в последние годы: 27,1 тысячи человек в 2002 году, 30,0 тысячи человек в 2003 году и 33,4 тысячи человек в 2004 году, 21,6 тысячи человек в 2007 году.

По объему промышленного  производства Республика Адыгея занимает 10 место среди субъектов ЮФО. Доля промышленности в ВРП составляет 17,6%. Основными видами деятельности обрабатывающего производства являются: производство пищевых продуктов (52% от всей обрабатывающей промышленности); целлюлозно-бумажное производство, издательская и типографская деятельность (14,4%); производство машин и оборудования (10,6%).

Основным видом деятельности добывающего сектора является добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (52,5% от всей добывающей промышленности).

Основными секторами  производства и распределения электроэнергии, газа и воды являются: производство, передача и распределение электроэнергии (45,2% от общего количества произведенной  продукции); производство газообразного  топлива (24%); производство, передача и распределение тепловой энергии (23%).

Сельское хозяйство  является одной из крупнейших сфер экономики Республики Адыгея, на долю которой приходится производство 14% ВРП, доля занятых – 4,6% от общей численности занятых в экономике. Основными направлениями производственной специализации в сельском хозяйстве являются растениеводство и животноводство. Количество крупных и средних сельскохозяйственных предприятий за последние 4 года сократилось на 18%, при этом количество крестьянских (фермерских) хозяйств за аналогичный период выросло на 5,5%. В то же время объем выпускаемой продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями вырос на 166,7% (с 4745,4 миллиона рублей в 2005 году до 7911,5 миллиона рублей в 2007 году).

В деятельность малых предприятий вовлечены практически все социальные группы населения Республики Адыгея. Развитие малого предпринимательства позволяет решать такие социальные задачи, как создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение уровня жизни жителей республики. В Республике Адыгея зарегистрировано более 2,2 тысячи малых предприятий и более 16 тысяч индивидуальных предпринимателей. В малом бизнесе занято более 20% работающих в республике, а это около 40 тысяч рабочих мест. Малый бизнес республики сегодня формирует более 70% оборота торговли и общественного питания, 40% оборота строительства, каждое пятое малое предприятие осуществляет выпуск промышленной продукции.

 

Проблемы и  перспективы развития региона.

 

Проблемы:

- Низкий уровень зарплат (отмечается, что средний уровень зарплат - 3-5 тысяч), постоянно подчеркивается, что заработанная плата в республике намного ниже, чем в соседнем Краснодарском крае.

- Высокий уровень безработицы,  особенно среди молодежи. В силу невозможности найти работу, многие жители Адыгеи вынуждены работать в Краснодаре. Так, в поселках Энем, Яблоновский большая часть населения (90 % населения) ездит на работу в Краснодар.

По мнению жителей  Адыгеи, в основе низкого уровня благосостояния лежат такие причины как: Развал экономики: прежде всего сельского хозяйства и промышленных предприятий. Ответственность за решение проблемы возлагается, в основном, на руководство республики, которое не занимается комплексным решением проблемы, например, не строит крупных сельскохозяйственных комплексов, как это делается, например, в Краснодарском крае, не поддерживает собственных сельхозпроизводителей, не восстанавливает предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

Ограниченное использование туристического потенциала региона. По оценкам жителей республики, Адыгея имеет мощные природные ресурсы, но они не используются на благо жителей территории. Отсутствует единая концепция развития туризма, потенциально привлекательные для развития туристического бизнеса объекты отдаются в частные руки, частные предприниматели не занимаются развитием отрасли, а нацелены на сиюминутную прибыль. Респондентов беспокоит судьба заповедника Западный Кавказ. Существуют определенные страхи, что он станет объектом растерзания для чиновников и будет использоваться не по назначению (как коттеджная зона). В целом, негативно оценивается работа республиканского комитета по туризму. Надежду на решение проблемы жители республики связывают с развитием федеральных программ.

Жителей Адыгеи не устраивает статус республики как дотационного региона, они считают, что регион имеет все возможности для  того, чтобы обрести большую финансовую самостоятельность и независимость, но в силу неэффективного руководства республикой ресурсы региона не используются в должной мере.

- Плохое транспортное  сообщение между районами: «автобусов  мало, а маршрутки на дорогах  небезопасны"

- Низкое качество дорог,  особенно во дворах.

- Недостаточное количество  детских садов. После развала предприятий детские стали муниципальными и были распроданы или их здания были переданы другим учреждениям.

Как и в других регионах, присутствует проблема ЖКХ: низкое качество услуг при завышенных тарифах. Применительно  к поселкам Адыгеи, это высокие тарифы на газ, которые невозможно проверить по счетчику (из-за холода к показаниям счетчика добавляется коэффициент, величину которого трудно контролировать).

Важно отметить, что, по мнению жителей республики, корень всех проблем - это неэффективная система управления Адыгеей, основанная на клановости и семейственности имеющая следующие последствия:

- Коррупцию, пронизывающая  все сферы жизни республики (медицина, образования, работа административных  учреждений и т. д.)

- Раздутый штат чиновников {«вся республика работает на белый дом», «для того, чтобы взять справку, надо обойти десять кабинетов», «кум, сват, брат, и все кормятся от одного пирога», «Такая масса денег тратится на армаду руководителей, а толку нет никакого, и т. д.)

- Отсутствие квалифицированных кадров на управленческих должностях: кадры подбираются на основе родственных отношений, «всех родственников и соседей стараются пристроить». В результате основной кадровый состав бюджетных и государственных учреждений составляют полностью некомпетентные люди.

 

Перспективы:

Поддержка малого бизнеса  является одним из приоритетных направлений  в политике Республики Адыгея. А  в свете задач, поставленных Президентом  РФ в Послании Федеральному собранию, приобретет особую актуальность. Дмитрий  Медведев подчеркнул необходимость развития именно в северо-кавказском регионе предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности в сфере энергетики и строительства, развития туризма и санаторно-курортной сети, сельского хозяйства. Выступая на Парламентских слушаниях, Президент РА Аслан Тхакушинов отметил, что глава государства поставил перед Правительством РФ задачу сформировать в течение полугода перечень перспективных инвестиционных проектов, нуждающихся в адресной поддержке. Будет также рассмотрена возможность применения налоговых и финансовых механизмов для расширения инвестиций.

Туризм — одна из самых  перспективных отраслей экономики  Адыгеи, т. к. он требует создания разветвленной  транспортной инфраструктуры, высококлассных автомобильных дорог, эффективных  систем связи, производства экологически безопасных продуктов питания, подготовки квалифицированных специалистов сферы обслуживания. В связи с этим происходит переориентация направления социально-экономического развития горной части Республики Адыгея, где в качестве приоритетных экономических ценностей выступают рекреационные ресурсы. Приоритетной задачей развития туристской сферы республики является укрепление материальной базы существующих на данный момент туристских предприятий, дальнейшая реклама туристских возможностей Адыгеи, реализация целевых программ по развитию туристской отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Демографическая  обстановка в регионе.

 

Численность населения  республики по данным Госкомстата России составляет 442 451 чел. (2012). Плотность  населения — 56.78 чел./км2. Более четверти сельского населения Российской Федерации живет в  ЮФО. На 1 января 2008 года в Республике Адыгея доля сельского населения выше, чем в среднем по ЮФО и значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (47,3%, 42,5%  и 26,7% соответственно). Процессы урбанизации не затрагивают Республику Адыгея. Доля сельского населения на протяжении последних 15 лет постепенно растет, что обусловлено более высокими темпами снижения численности городского населения. В исследуемый период число родившихся в сельской местности стабильно выше, чем в городе (кроме 2001 и 2002 гг.) Число умерших практически одинаково и в городе, и на селе. Естественная убыль населения лишь частично компенсируется миграционным приростом. За последние 10 лет миграционный прирост не компенсировал убыль населения, максимальный коэффициент замещения сложился в 2007 году, его величина составила 98,2%. Главной особенностью возрастной структуры населения Республики Адыгея является сокращение числа и доли детей и подростков, их меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Это свидетельствует о старении населения республики. Снижение удельного веса лиц в пенсионном возрасте и одновременный рост доли лиц в трудоспособном возрасте носит временный характер и уже в ближайшие годы ситуация в этом отношении ухудшится. Изменение возрастной структуры населения в сильной степени влияет на динамику показателя демографической нагрузки – соотношение численности населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста. В целом показатель демографической нагрузки в Республике Адыгея выше, чем в среднем по России и в ЮФО. На протяжении 2000-2007 годов этот показатель также, как и в России и ЮФО, снижался с 786 до 646. В 2008 году снижение прекратилось, и в перспективе ожидается его увеличение. Уменьшающееся в предшествующие годы число детей суженным контингентом переходит в категорию трудоспособных, а пока еще растущее количество лиц трудоспособного возраста - в группу пенсионного возраста.

Расчет демографического коэффициента.

Расчет демографического коэффициента по формуле:

                                       КD= (К2010 / К 2000 ),

Численность населения  республики  Адыгея  по данным  2010 года составляет 439 996 человек.

Численность населения  республики  Адыгея по данным 2000 года составляет 449 052 человек.

Информация о работе Контрольная работа по "Оценке эффективности государственного и муниципального управления в субъекте РФ на примере Республики Адыгея