Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 13:17, курсовая работа
Разговоры о культуре еще раз подтверждают, что за культуру никто не отвечает, она существует сама по себе.
Суждение о культуре позволяет руководителю или руководству почувствовать, что они действительно заботятся о своих сотрудниках, уделяют внимание людям. Вся структура культуры в значительной степени определяет эффективность использования, в которой заинтересовано руководство. Переход от разговоров о культуре к размышлениям, о том, как лучше направить энергию культуры в желательном для руководителей направлении - на повышение эффективности работы организации. Руководство, подталкиваемое штатными сотрудниками, внештатными консультантами, книгами и рассказами о других организациях, а также острым ощущением необходимости, начинает рассматривать организационную культуру как инструмент управления и серьезно прислушиваться к планам изменения этой культуры - одна из наиболее благовидных новых форм воздействия на организацию на ближайшее время.
Введение
Глава 1. Основные подходы к процессу управления
1.1 Культура роли
1.2 Культура власти
1.3 Культура задачи
1.4 Культура личности
Глава 2. Методология оценки культуры управления
2.1 История и собственность
2.2 Размер
2.3 Технология
2.4 Цели и задачи
2.5 Окружение
2.6 Люди
Глава 3. Практическая оценка процесса управления
3.1 Краткая характеристика предприятия, и ее коммерческие результаты
3.2 Аналитическая характеристика культуры организации
Заключение
Список использованных источников и литературы
- традиции и обычаи, складывающиеся
в организации стихийно в
- неформальные коммуникации;
- структуру социально-
- неформальную ролевую структуру организации (коллектива).
Корпоративная система мотивации: этапы разработки
В организациях с устоявшейся корпоративной культурой она становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей мотивирующее воздействие на персонал в соответствии с нормами и ценностями, которые и составляют ее основу.
Задачей менеджмента является всемерное поддержание корпоративной культуры, формирование условий для ее укрепления и развития в организации, что во многом обусловлено действующей в ней системой мотивации труда.
Что относится к основным мотивирующим факторам корпоративной культуры? Они наблюдаются в организации, в которой:
- принадлежность к сильной культуре рождает гордость за свою организацию;
- популярность, репутация
и авторитет компании
- сплоченность коллектива помогает успешно трудиться;
- миссия компании помогает
осмыслить личные цели
- в сопоставлении с
корпоративными ценностями
- приобретаются навыки общения и коммуникации;
- гарантируется безопасность трудовой деятельности;
- реализуются мотивы творческой инновационной деятельности;
- осуществляется
Мотивация традиционно считается одной из важнейших функций управления. Мы не стремимся показать, что базовая функция управления - мотивация персонала. Тем не менее необходимо обосновать ее место и значение в системе корпоративной культуры.
Мотивация в функциональном значении - это функция менеджмента, осуществляемая посредством использования различных стимулов, с тем чтобы направить трудовой потенциал персонала на реализацию целей компании.
Характер мотивационного управленческого труда всегда уникален и отражает как специфику внешней среды, так и социокультурные особенности конкретной компании. Таким образом, в каждой фирме формируется своя, единственная в своем роде корпоративная система мотивации. Корпоративная культура формирует и корпоративную систему мотивации в организации.
Корпоративная система мотивации - это совокупность взаимосвязанных методов мотивации персонала, создаваемая в компании для реализации ее стратегических целей, которые, в свою очередь, формулируются с учетом факторов внутренней и внешней среды данной компании.
Важнейшей характеристикой корпоративной системы мотивации является набор и описание применяемых стимулов, выражающихся в методах мотивации на уровне компании. Существует множество подходов к классификации мотивационного управленческого воздействия. Так, к методам мотивации в организации относят:
- использование денег в качестве вознаграждения и стимула;
- наложение взысканий;
- развитие чувства
- мотивирование через саму работу;
- вознаграждение и признание достижений;
- участие в руководстве;
- поощрение и вознаграждение групповой работы;
- общение и развитие сотрудников компании;
- лимитирование ограничительных факторов.
На корпоративную систему мотивации могут влиять как мотивационные управленческие воздействия, так и субъективные факторы, в которых находит отражение индивидуальный стиль руководства топ-менеджеров, их стратегическое отношение к персоналу (как к издержкам или как к специфическому и крайне важному ресурсу). К субъективным факторам можно отнести и степень развития у руководителей особого умения - умения мотивировать персонал.
Исходным пунктом разработки корпоративной системы мотивации является определение стратегии развития организации. Соответственно, необходимо связать стратегию и тактику мотивации персонала со стратегией фирмы. Следующим этапом разработки корпоративной системы мотивации является формирование кадровой стратегии организации, включающей в том числе и мотивационный менеджмент.
Следующим важным этапом разработки корпоративной системы мотивации является создание корпоративной культуры.
Формирование общих целей, ценностей и норм приводит к тому, что различные работники начинают воспринимать внешние стимулы более-менее одинаково. Благодаря этому легче прогнозировать, какой эффект будет получен от использования конкретных стимулов. Кроме того, причастность к общим ценностям становится самостоятельным стимулом, формируя определенный мотив. Можно сказать, что основная цель корпоративной культуры - сделать так, чтобы работники вели себя в соответствии с интересами компании. И последний шаг - это формирование корпоративной системы мотивации на основе корпоративной культуры. Признание и принятие работником корпоративных норм поведения формирует механизм самоконтроля поведения, гораздо более эффективный, чем внешние проверки и наказания.
На рис. 2 показано соотношение стратегии организации, ее корпоративной культуры и корпоративной системы мотивации.
Соотношение стратегии организации, корпоративной культуры
и корпоративной системы мотивации
┌─────────────────────────────
│ Стратегия организации │
│ │ │
│ \│/ │
│ Кадровая стратегия организации │
│ │ │
│ \│/ │
│ Корпоративная культура │
│ │ │
│ \│/ │
│ Корпоративная система мотивации │
└─────────────────────────────
Рис. 2
Мотивационное значение корпоративной культуры трудно переоценить: работники не просто начинают воспринимать ее нормы в качестве специфических стимулов или ограничений, ее ценности воздействуют на все элементы субъективного процесса мотивации (потребности, интересы и ценности работника).
Принципы, нормы и ценности корпоративной культуры могут эффективно мотивировать персонал только при условии их реализации, ориентации на них всей системы управленческих воздействий. В ином случае работники считают ценности корпоративной культуры декларацией и, соответственно, перестают доверять компании. Нельзя провозглашать принципы, следовать которым на практике в настоящий момент невозможно, - это крайне негативно скажется на мотивации персонала.
Несмотря на уникальность корпоративной системы мотивации каждой организации, можно определить общие принципы создания корпоративной системы мотивации персонала:
- комплексный и
- применение стимулов, относящихся
к типам побуждения и
- дифференциация методов
мотивационных воздействий на
различные категории и группы
персонала (социально-демографические,
профессионально-
- непрерывное развитие и совершенствование методов мотивационных воздействий;
- учет структуры мотивов работников, степени удовлетворения их потребностей и интересов;
- стремление к гармонизации
интересов работников и
Инструменты корпоративной мотивации
Как показывает опыт передовых отечественных компаний, к инструментам корпоративной мотивации относятся:
- проведение соревнований "Лучший сотрудник месяца (года)", "Лучшая бригада" (для производственных компаний), "Лучший магазин" (для крупных сетевых магазинов) и т.п.;
- проведение спортивных турниров;
- подарки к праздничным
датам в целом или к
- упоминание имени сотрудника
на продукте, услуге или оборудовании
как автора улучшений или
- помещение фотографии в корпоративной газете или информационном листке;
- приоритет при планировании графиков рабочего времени и времени отдыха;
- издание буклетов о
компании по результатам ее
трудовой деятельности с
- подписка на дорогие журналы, оплата членства в клубах или ассоциациях по выбору работника и другие.
Практически всю систему управления персоналом можно рассматривать как набор стимулов, прямо или косвенно влияющих на работников. Реализовать идею мотивационного менеджмента можно только в том случае, если все элементы системы управления персоналом оказывают комплексное мотивационное воздействие на персонал. Это воздействие может быть прямым или косвенным, но именно его комплексный характер является необходимым условием формирования и поддержания корпоративной системы мотивации.
О чем говорят...
Нет компьютера - нет работы
41% россиян работает на
компьютерах, которым от 1 до 3-х лет,
- таковы результаты опроса, проведенного
Исследовательским центром
Практически одинаковое число россиян работает на компьютерах, которым менее одного года и более 3 лет (27% и 26% соответственно). Счастливые пользователи новой офисной техники с гордостью сообщают: "Наша компания постоянно обновляет парк персональных компьютеров!" Респонденты, вынужденные работать за компьютерами, которым 3 года и более, сетуют на то, что "старые компьютеры быстро портят зрение", а "работодатели экономят на оргтехнике, компьютерах и программном обеспечении". Некоторые признаются, что работают на очень старых машинах: "Он древний и постоянно выключается!", "Древний, как мамонт!"
6% опрошенных не знают,
какого года выпуска их
При этом 78% наших соотечественников считают, что неисправный или слишком старый компьютер в офисе - не причина для увольнения. "Компьютер можно и поменять (не такая большая проблема), а хорошую работу найти гораздо трудней", - справедливо замечают они. В случае возникновения проблем с компьютером респонденты готовы добиваться у начальства исправления неполадок или замены техники, а некоторые даже согласны принести из дома личный компьютер.
Однако для 22% россиян плохое состояние рабочего компьютера является веской причиной для поиска нового места работы. "Работа должна приносить удовольствие, а не утомление и отвращение", - заявляют они.