Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:29, реферат
Целью данной работы является рассмотрение понятия и самой сущности либертарной концепции права. Задачами контрольной работы являются:
1. Уяснить различные концепции правопонимания и конституирования на этой основе различных правовых картин мира разными подходами к объяснению характера единства всеобщности содержания и конкретных форм проявления права. 2. Рассмотреть базисные элементы либертарно-юридического типа правопонимания в его современном философском осмыслении.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Либертарная концепция права: понятие и особенности…………. 4
Глава 2. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция. 10
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы………………………………………… 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
по курсу: «Основы государства и права»
на тему: «Либертарная концепция права»
Альметьевск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Либертарная концепция права: понятие и особенности…………. 4
Глава 2. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция. 10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Введение
Актуальность данной темы обусловливается мировоззренческим напряжением, которое существует в нашем обществе относительно права, правовых норм, правового государства, культуры и т.п. Напряжение объясняется, конечно, конкретными реальными процессами, связанными с издержками развития демократии в мире, явлений его глобализации, когда они переставая считаться с условиями и спецификой отдельных культур, практикой утвердившихся правовых отношений, становятся похожими на попытки универсализации мира. Целью данной работы является рассмотрение понятия и самой сущности либертарной концепции права. Задачами контрольной работы являются:
1. Уяснить
различные концепции
Плюрализм культур, накладывающий, безусловно, свой отпечаток на существование права, в этом случае объективно перестает рассматриваться в качестве аргумента в пользу возможности наличия национально культурной атмосферы реализации правовых взаимоотношений. Такое напряжение инициирует необходимость философского исследования проблем права.
Современная реальность знает не только онтологические изменения, которые требуют нового взгляда на реальную практику функционирования права. Традиционная правовая теория сегодня претерпевает существенные изменения, сущность которых заключается в устранении искусственного отрыва права, санкционированного государством, от права гражданского общества. Ищутся различные пути их взаимодействия на основе принципов доверия, толерантности, стандартизации гражданских правоотношений. Речь идет о том, что современное функционирование правовой системы меняется в результате встречных действий судебных решений и гражданских действий.
Глава 1. Либертарная концепция права: понятие и особенности.
Споры о понятии права никогда не были схоластическими, оторванными от реальной социальной жизни.
Правовая
доктрина, основанная на том или
ином понятии права, была основным источником
действующего права в течение
очень длительного периода
Да и в наши дни доктрина, формулирующая правовые понятия, разрабатывающая методы толкования законов, помогающая восполнять правовые пробелы на основе общих принципов права, составляет, по мнению такого авторитетного специалиста, как Р.Давид, «очень важный и весьма жизненный источник права»1.
Кроме того,
не следует недооценивать и
При этом диалектика взаимодействия теории и практики такова, что та или иная доктринальная трактовка права приобретала доминирующий характер в рамках отдельной страны на определенном историческом этапе ее развития в конечном итоге именно благодаря актуальным потребностям социально-правовой практики.
Эта тесная связь типа правопонимания с правовой практикой, самым непосредственным образом влияющей на судьбы людей, и обусловливает неослабевающий накал научных споров о понятии права.
За последние несколько десятилетий термин «тип правопонимания» уже настолько прочно вошел в научный оборот отечественной (советской, а затем российской) теории права, что нуждается в понятийном осмыслении и четкой дефиниции.
А для этого необходимо, прежде всего, выяснить, какую познавательную нагрузку в системе юридического научного знания несет на себе категория «тип правопонимания», какова ее роль в познании права.
Анализ показывает: тип правопонимания по своему познавательному статусу в юриспруденции равнозначен тому, что в современном науковедении получило название научной парадигмы.
Под парадигмой понимаются общие для определенной части научного сообщества теоретико-методологические основания научного поиска, которые обеспечивают единство и внутреннюю непротиворечивость процесса познания в рамках заданной парадигмы. Проще говоря, парадигма – это группа теорий, объединенных единой методологией.
Смена доминирующей
научной парадигмы в той или
иной сфере знания всегда означает
коренную ломку теоретико-
Тип правопонимания
как специфический вид научной
парадигмы представляет собой теоретико-
При этом, философский тип правопонимания, ориентированный на выявление сущности права в качестве критерия для оценки правового качества закона и правовой природы естественных прав, выгодно отличается и от позитивистского, и от естественно-правового подходов к праву.
И, по-видимому,
не случайно наиболее последовательная
версия философского типа правопонимания
– либертарная концепция права
– сложилась именно в России,
где потребность в критической
оценке законодательной и
Данный тип правопонимания, в основе которого лежит различение права и закона и трактовка права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов2, начал формироваться в российской теории права с середины 70-х гг. в острой полемике с позитивистским подходом к праву советского образца.
Автор либертарной
концепции правопонимания В.С.Нерсесянц
под сущностью права понимал
формальное равенство, раскрываемое как
единство трех составляющих: всеобщей
равной меры регуляции общественных
отношений, свободы и справедливости.
Согласно такому подходу право как
специфическая форма
Обоснованная
в рамках либертарной концепции
В.С.Нерсесянца формула: «Право – это
равная мера свободы» получила широкое
распространение в
По мнению В.С.Нерсесянца, право выражает свободу людей именно потому, что говорит и действует языком и мерами равенства. В этом смысле, резюмируя суть своего подхода к праву, он использует также формулу «Право – математика свободы»4.
Важно отметить,
что в русле гегелевской
Одним из опорных моментов этой концепции является положение о внутренней взаимосвязи между категориями свободы и формального равенства, согласно которому «люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы»6. Ведь если между людьми нет равенства, то отношения между ними строятся не по принципу их свободы и независимости друг от друга, а на началах господства и подчинения, то есть произвола со стороны сильного против слабого.
Таким образом,
формальное правовое равенство предстает
как равенство в свободе, а
право – как единственно
Сторонники
либертарной концепции
Историю
права В.С.Нерсесянц
Весьма показательно, что идеи, созвучные концепции цивилизма, в настоящее время получают все большее распространение на Западе. Так, в Германии широко обсуждаются предложения ряда экономистов о выплате каждому гражданину страны ежемесячной суммы в размере около 1,5 тыс. евро (за счет отмены иных социальных выплат и изменения налогообложения). По замыслу сторонников такого подхода, эти так называемые «цивильные деньги» или «деньги для всех» должны составить тот базовый доход, который обеспечит всем гражданам материальные гарантии достойной жизни, избавит людей от страха перед будущим, а общество – от социальных конфликтов. На Западе, в отличие от России, проделавшей в результате колоссальных усилий и жертв черновую работу по социализации частной собственности, не созданы предпосылки для цивилитарного преобразования частной собственности отдельных лиц в индивидуальную собственность каждого гражданина. У нас же гражданская собственность – это имущество, приносящее доход, которое должно быть получено в результате «возврата определенной части социалистического наследства тем, кому она правомерно принадлежит».