Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:29, реферат
Целью данной работы является рассмотрение понятия и самой сущности либертарной концепции права. Задачами контрольной работы являются:
1. Уяснить различные концепции правопонимания и конституирования на этой основе различных правовых картин мира разными подходами к объяснению характера единства всеобщности содержания и конкретных форм проявления права. 2. Рассмотреть базисные элементы либертарно-юридического типа правопонимания в его современном философском осмыслении.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Либертарная концепция права: понятие и особенности…………. 4
Глава 2. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция. 10
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы………………………………………… 15
Таким образом, на базе либертарного правопонимания выстроена теоретически завершенная концепция правового развития постсоциалистической России не к капитализму, а к цивилизму как к новому общественному строю, основанному на новом типе индивидуальной собственности и соответствующему такой стадии правового развития, в рамках которой принцип формального равенства распространяется на сферу экономических отношений собственности.
Так,
очевидно, что невозможно исчерпывающим
образом раскрыть в
Глава 2. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция.
Предшествующее изложение с позиций различения и соотношения права и закона разных типов правопонимания и соответствующего понимания и понятия государства по существу уже содержит в себе либертарно-юридическую концепцию философии права и государства, предмет которой - право как сущность и закон как публично-властное, официально-обязательное явление в их различении и соотношении совпадении или несовпадении.
Предметная область философии права философии права и государства, согласно либертарно-юридической концепции, - это понятие права и соответствующее правовое понятие государства. В этом определении подразумевается, что в понятии права и в соответствующем правовом понятии государства - в рамках концепции различения и соотношения сущности права и государства принципа формального равенства и соответствующих нормативно-регулятивных общеобязательный закон и институционально-властных явлений - достигнуто и выражено искомое единство правовой сущности и соответствующих явлений. В этом смысле можно сказать, что предмет философии права и государства - это правовой закон и правовое государство.
Либертарно-юридическое
понимание сущности права как
формального равенства (в смысле
триединства всеобщей равной меры,
свободы и справедливости) дает основание
для конкретизации приведенных
выше определений предмета философии
права в следующем виде: предмет
философии права - это формальное
равенство и формы его
Формы внешнего
проявления и практического осуществления
в эмпирической действительности формального
равенства - это все реальные правовые
явления нормативно-
К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления (официально установленный закон, фактически наличная общая, публичная, официальная власть, поведенческие акты различных субъектов социальной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа.
Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых по своей сущности и характеру формах закона, власти, поведения, отношений, объединений и т.д.
Раскрытие
и изложение предмета философии
права подразумевают и включают
в себя также и критический
анализ соответствующих антиподов
права и государства, различных
прошлых и современных
Сформулированная
Нерсесянцем В.С. с либертарно-юридических
позиций понимание предмета философии
права имеет и общее значение
в плане выявления, уяснения и
определения того общего для различных
учений о праве познавательно-
Философия права отличается от прочих трактовок права именно по определенному предметному критерию, а не, как это нередко бывает, по названию той или иной работы, намерениям ее автора, дисциплинарной принадлежности последнего и т.д.
Очевидно,
что далеко не все, что говорит
представитель философии о
При всем богатстве, многообразии и различии философско-правовых концепций в них «непозитивный» момент в праве (смысл, сущность, идея, понятие права, т.е. то, что исходно не есть закон, позитивное право) так или иначе сводится к естественному праву (с соответствующими для юснатурализма последствиями - смешением права с моралью, нравственностью или религией, формального с фактическим, дуализма систем права - естест венного и позитивного и т.д.).
Иначе говоря,
во всех этих философско-правовых концепциях
отсутствует как надлежащим образом
формализованный принцип права (его
специфический критериальный
С позиций
либертарно-юридического понятия права
и соответствующего понимания предмета
философии права вся
Примечательно, что и Г.В. Лейбниц, видимо, первым употребивший термин «философия права», как профессиональный юрист по образованию и служебной деятельности, теоретик права и философ придерживался естественно-правовых представлений.
При всей
своей понятийно-правовой неопределенности
концепции юснатуралистического типа
правопонимания относятся к предметной
сфере философии права в силу
признания (хотя и без надлежащей
формализации) в этих концепциях некоего
объективного правового начала вне
закона и независимо от законодателя
(официальной
Таким образом теория, разработанная В.С. Нерсесянцем, является коммуникативной, интегративной по определенным критериям. К таковым, следует отнести, во-первых, методологию, поскольку используются разные теории, которые имеют рациональное начало. Во-вторых, в данной концепции соединяются (интегрируются) легистские и естественно-правовые представления о праве.
Например, понятие правового закона, правового государства. В-третьих, равенство, свобода рассматриваются в их неразрывном единстве. В-четвертых, в ней соединяются легистский и правовой подходы к праву и государству. В-пятых, в концепции В.С. Нерсесянца используется теория цивилизма, в которой непосредственно присутствуют и синтетика, и интеграция.
Заключение
Попытками
преодолеть недостатки легизма и
юснатурализма явилась
Масштабность
и целостность обсуждения философско-правовых
вопросов характеризует автора либертарной
концепции как самого универсального
по социально-историческому
Либертарно-юридическая
концепция права, сложившаяся на
базе философского осмысления трудного
исторического опыта России и
мировых достижений в исследовании
права, а также логически связанная
с ней концепция цивилизма, о
связи чего пишет также и В.Д.
Зорькин: «обеспечивают, на наш взгляд,
тот искомый синтез индивидуального
и социального начал (индивидуальной
свободы и всечеловеческой
Список использованной литературы
1. Аристов Р.В., Саввин А.М., Шалашников Г.В. Актуальные вопросы философии права. Тула., 2010г.
2. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М. 2009г.
3. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. М., 2008г.
4.[Электронный ресурс] http://student.zoomru.ru/
5.[Электронный ресурс] http://www.studzona.com/
6.[Электронный ресурс] http://kref.ru/
7.[Электронный ресурс] http://wikipedia.ru/
1 Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: 2008. – С.152, 326.
2 Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема. – М.: 2007.
3 Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М.: 2006. – С.33.
4 Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. – М.: 2011.
5 Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция//Вопросы философии. 2007. № 3. – С.8.
6 Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М.: 2009. – С.33.
7
Четвернин В.А. Российская конституционная
концепция правопонимания//
8 Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. – М.: 2008. – С.21.
9 Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция//Вопросы философии. 2007. № 3. – С.5.
10 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву: от социализма к цивилизму. – М.: 2009.; Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия. Цивилизм как национальная идея//Независимая газета. 2010. 1 декабря; Несресянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. – М.: 2008.