Либертарная концепция права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия и самой сущности либертарной концепции права. Задачами контрольной работы являются:
1. Уяснить различные концепции правопонимания и конституирования на этой основе различных правовых картин мира разными подходами к объяснению характера единства всеобщности содержания и конкретных форм проявления права. 2. Рассмотреть базисные элементы либертарно-юридического типа правопонимания в его современном философском осмыслении.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Либертарная концепция права: понятие и особенности…………. 4
Глава 2. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция. 10
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

Государство и право(Реферат).docx

— 37.27 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на базе либертарного правопонимания выстроена теоретически завершенная  концепция правового развития постсоциалистической России не к капитализму, а к цивилизму как к новому общественному строю, основанному на новом  типе индивидуальной собственности и соответствующему такой стадии правового развития, в рамках которой принцип формального равенства распространяется на сферу экономических отношений собственности.

 Так,  очевидно, что невозможно исчерпывающим  образом раскрыть в международных  договорах и в национальном  законодательстве такое постоянно  наполняющееся новым смыслом  понятие, как «достоинство человека»,  которое является основой всей  системы естественных прав. Поэтому  в границах юснатуралистского  правопонимания всегда будет  сохраняться тот правовой дуализм,  который сопутствовал этому подходу  на протяжении всей истории  его развития.

 

Глава 2. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция.

Предшествующее  изложение с позиций различения и соотношения права и закона разных типов правопонимания и соответствующего понимания и понятия государства по существу уже содержит в себе либертарно-юридическую концепцию философии права и государства, предмет которой - право как сущность и закон как публично-властное, официально-обязательное явление в их различении и соотношении совпадении или несовпадении.

Предметная область философии права философии права и государства, согласно либертарно-юридической концепции, - это понятие права и соответствующее правовое понятие государства. В этом определении подразумевается, что в понятии права и в соответствующем правовом понятии государства - в рамках концепции различения и соотношения сущности права и государства принципа формального равенства и соответствующих нормативно-регулятивных общеобязательный закон и институционально-властных явлений - достигнуто и выражено искомое единство правовой сущности и соответствующих явлений. В этом смысле можно сказать, что предмет философии права и государства - это правовой закон и правовое государство.

Либертарно-юридическое  понимание сущности права как  формального равенства (в смысле триединства всеобщей равной меры, свободы и справедливости) дает основание  для конкретизации приведенных  выше определений предмета философии  права в следующем виде: предмет  философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.

Формы внешнего проявления и практического осуществления  в эмпирической действительности формального  равенства - это все реальные правовые явления нормативно-регулятивного, институционально-властного и поведенческого характера, представляющие собой лишь различные формы внешнего выражения  и конкретизации единой правовой сущности, одного и того же отличительного правового начала, общеправового принципа формального равенства.

К правовым явлениям, таким образом, относятся  все те реальные явления (официально установленный закон, фактически наличная общая, публичная, официальная власть, поведенческие акты различных субъектов  социальной жизни, их взаимоотношения  и т.д.), которые соответствуют  принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения  и осуществления требований данного  принципа.

Все эти  явления входят в предмет философии  права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как  конкретизированные формы выражения  формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых по своей сущности и характеру формах закона, власти, поведения, отношений, объединений и т.д.

Раскрытие и изложение предмета философии  права подразумевают и включают в себя также и критический  анализ соответствующих антиподов  права и государства, различных  прошлых и современных теоретических  и практических форм отрицания, игнорирования  или искажения смысла, специфики  и ценности права и государства  как сущности и как явления, их подмены насилием и произволом, деспотическими (антиправовыми) формами организации  власти и ее произвольно-приказными правилами.

Сформулированная  Нерсесянцем В.С. с либертарно-юридических  позиций понимание предмета философии  права имеет и общее значение в плане выявления, уяснения и  определения того общего для различных  учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает и определяет их философско-правовой характер и  профиль.

Философия права отличается от прочих трактовок  права именно по определенному предметному  критерию, а не, как это нередко  бывает, по названию той или иной работы, намерениям ее автора, дисциплинарной принадлежности последнего и т.д.

Очевидно, что далеко не все, что говорит  представитель философии о праве  или представитель юриспруденции  о философском значении права - это  философия права. Для философско-правовой концепции, как минимум, необходимо, чтобы, во-первых, кроме закона (позитивного  права) признавалось определенное исходное объективное правовое начало (сущность, принцип, идея права), а, во-вторых, чтобы  это признание было сформулировано как определенное понятие права  и выражено как внутренне согласованная  и непротиворечивая теоретическая  концепция, охватывающая и объясняющая  весь мир права (право - в мире и  мир - в праве) и антиправа.

При всем богатстве, многообразии и различии философско-правовых концепций в  них «непозитивный» момент в праве (смысл, сущность, идея, понятие права, т.е. то, что исходно не есть закон, позитивное право) так или иначе  сводится к естественному праву (с соответствующими для юснатурализма  последствиями - смешением права  с моралью, нравственностью или  религией, формального с фактическим, дуализма систем права - естест венного  и позитивного и т.д.).

Иначе говоря, во всех этих философско-правовых концепциях отсутствует как надлежащим образом  формализованный принцип права (его  специфический критериальный признак, отличающий право от всего неправового), так и в целом формализованное  понятие права (как сущности и  как явления в их различении и  соотношении).

С позиций  либертарно-юридического понятия права  и соответствующего понимания предмета философии права вся предшествующая до либертарно-юридической концепции философия права это по существу философия естественного права или естественно-правовая философия права, предмет которой - естественное и позитивное право в их различении и соотношении.

Примечательно, что и Г.В. Лейбниц, видимо, первым употребивший термин «философия права», как профессиональный юрист по образованию и служебной деятельности, теоретик права и философ придерживался естественно-правовых представлений.

При всей своей понятийно-правовой неопределенности концепции юснатуралистического типа правопонимания относятся к предметной сфере философии права в силу признания (хотя и без надлежащей формализации) в этих концепциях некоего  объективного правового начала вне  закона и независимо от законодателя (официальной правоустанавливающей власти).

Таким образом  теория, разработанная В.С. Нерсесянцем, является коммуникативной, интегративной  по определенным критериям. К таковым, следует отнести, во-первых, методологию, поскольку используются разные теории, которые имеют рациональное начало. Во-вторых, в данной концепции соединяются (интегрируются) легистские и естественно-правовые представления о праве.

Например, понятие правового закона, правового  государства. В-третьих, равенство, свобода  рассматриваются в их неразрывном  единстве. В-четвертых, в ней соединяются  легистский и правовой подходы к  праву и государству. В-пятых, в  концепции В.С. Нерсесянца используется теория цивилизма, в которой непосредственно  присутствуют и синтетика, и интеграция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Попытками преодолеть недостатки легизма и  юснатурализма явилась либертарно-юридической  концепции правопонимания, трактующей право как форму и меру свободы, реализуемую по принципу формального  равенства. Автор этой концепции, академик В.С. Нерсесянц, под сущностью права  понимает формальное равенство, раскрываемое как единство трех составляющих (трех модусов единой субстанции): всеобщей равной меры регуляции общественных отношений, свободы и справедливости. В соответствии с либертарным правопониманием само по себе естественное право как система, основанная на общепризнанных международным сообществом принципах и нормах, за которыми по договоренности признается правовой характер, связанный с их соответствием прирожденным правам человека, не является безусловным эталоном. Таким эталоном служат не конвенционально устанавливаемые права человека, а лежащий в их основе принцип формального равенства.

Масштабность  и целостность обсуждения философско-правовых вопросов характеризует автора либертарной  концепции как самого универсального по социально-историческому кругозору  и исходным методологическим позициям отечественного правоведа, творчество которого приходится на период перехода от советского права и государства  к либерально-демократическому правовому  государству, созидаемому в непривычных  условиях рыночной стихии и политически глобализирующегося мира.

Либертарно-юридическая  концепция права, сложившаяся на базе философского осмысления трудного исторического опыта России и  мировых достижений в исследовании права, а также логически связанная  с ней концепция цивилизма, о  связи чего пишет также и В.Д. Зорькин: «обеспечивают, на наш взгляд, тот искомый синтез индивидуального  и социального начал (индивидуальной свободы и всечеловеческой солидарности), который на данном историческом этапе  может быть достигнут в границах правового принципа формального  равенства.

 

Список использованной литературы

1. Аристов Р.В., Саввин А.М., Шалашников Г.В. Актуальные вопросы философии права. Тула., 2010г.

2. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М. 2009г.

3. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. М., 2008г.

4.[Электронный ресурс] http://student.zoomru.ru/

5.[Электронный ресурс] http://www.studzona.com/

6.[Электронный ресурс] http://kref.ru/

7.[Электронный ресурс] http://wikipedia.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: 2008. – С.152, 326.

2 Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема. – М.: 2007.

3 Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М.: 2006. – С.33.

4 Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. – М.: 2011.

5 Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция//Вопросы философии. 2007. № 3. – С.8.

6 Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М.: 2009. – С.33.

7 Четвернин В.А. Российская конституционная концепция правопонимания//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2008. № 4. – С.15.

8 Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. – М.: 2008. – С.21.

9 Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция//Вопросы философии. 2007. № 3. – С.5.

10 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву: от социализма к цивилизму. – М.: 2009.; Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия. Цивилизм как национальная идея//Независимая газета. 2010. 1 декабря; Несресянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. – М.: 2008.

 


Информация о работе Либертарная концепция права