Мажоритарная система: её достоинстобщественной жизни, основные её достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:21, реферат

Описание работы

Одним из главных принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с наибольшей вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Понятие избирательной системы……………………………...4
Мажоритарная избирательная система………………………..9
Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства…………………………………………………………10
Мажоритарная избирательная система относительного большинства…………………………………………………………15
Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства - наиболее редко встречающийся вариант…………17
Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума…………………………………....18
Заключение …………………………………………………………...20
Список использованных источников ……………………………………...23

Файлы: 1 файл

Гниненко В.Г. реферат КП.docx

— 58.28 Кб (Скачать файл)

Министерство  внутренних дел России

Нижегородская академия

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по конституционному праву России

на тему: «Мажоритарная система: её достоинства  и недостатки» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: курсант первого «А» курса

группы  № 5 Гниненко В.Г.

Научный руководитель: к.ю.н.,

ст. преподаватель  Трусов Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

      
Введение……………………………………………………………………...3

  1. Понятие избирательной системы……………………………...4
  2. Мажоритарная избирательная система………………………..9
    1. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства…………………………………………………………10
    2. Мажоритарная избирательная система относительного большинства…………………………………………………………15
    3. Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства - наиболее редко встречающийся вариант…………17
    4. Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума…………………………………....18

     Заключение …………………………………………………………...20 
Список использованных источников ……………………………………...23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одним из главных принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным  средством, позволяющим с наибольшей вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных прав и свобод человека и гражданина. Но в большинстве своем существующие избирательные системы не понятны избирателю, вводят его в заблуждение. Почему бы не ввести систему, которая является наиболее ясной для избирателя  – мажоритарную? Такая позиция имеет хождение в критически настроенных кругах. Раз Путин ввел пропорциональную систему, значит, она по определению плоха, а мажоритарная – хороша.  
Действительно, современные российские институты носят имитационный характер. Они не работают так, как надо. Но отказываться от них только на этом основании – значит впадать в своеобразную инверсию карго-культа: раз наши самолеты из соломы не летают, значит, нам и настоящих не надо. Самокат надежнее. Да, надежнее, чем соломенный самолет. Но настоящий двигается быстрее. Во всех этих странах (кроме, пожалуй, США) периодически вспыхивают дискуссии об избирательной реформе, но воз и ныне там.1 Конечно, это не обязательно означает, что у мажоритарной системы есть весомые достоинства. Реформировать избирательную систему намного легче при авторитаризме, чем при демократии. Ведь реформа должна пройти через парламент, а в нем сидят те самые люди, которые однажды уже выиграли за счет имеющихся правил.2 Значит, что-то менять им не резон. Избирательные системы в большинстве своём консервативны в странах демократического устройства. Далее рассмотрим мажоритарную избирательную систему во всех известных её проявлениях, а также отметим её плюсы и минусы.

     1.Понятие избирательной системы

     Конституционное право, как и любая другая отрасль права, состоит из институтов: института правительства, института парламента, института главы государства, института прав и свобод, в том числе и института избирательного права.  
По европейской традиции избирательное право – это неотъемлемая часть конституционного права. Хотя детальные правила в данной области закрепляются как правило в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции. Основные законы ряда стран (например, Португалии), устанавливают тип избирательной системы выборов всех ветвей и уровней власти: парламентских, президентских, региональных и местных; основные законы других - только парламентских (Бельгия); в некоторых странах конституция рассматривает избирательные законы в качестве конституционных, или органических (Молдова), или во всяком случае, требует для их принятия квалифицированного большинства голосов, например, 2/3 от всего состава парламента (Македония). Если же обратиться к конституционному праву США, то данный институт изучается другими прикладными науками. 
Избирательное право имеет два значения: объективное и субъективное. Объективное избирательное право – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов. В субъективном значении избирательное право – это право граждан участвовать в образовании представительных органов, т.е. избирать эти органы и быть избранным.  
Наряду с понятием «избирательное право», как правило, используется термин «избирательная система». Под избирательной системой в широком смысле понимают систему общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией норм избирательного права. «Избирательная система» - понятие более широкое, чем «избирательное право», поскольку оно включает помимо норм сложившиеся общественные отношения, которые могут в чем-то не совпадать с нормами либо регулироваться и неписанными нормами и традициями.  
Понятие «избирательная система» применяется и в более узком значении – как закрепленная в законе система выдвижения кандидатов и подсчета голосов, т.е. конкретный способ организации выборов. Наиболее распространенными являются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют свои разновидности. Есть также и смешанная избирательная система, когда применяются обе вышеназванные разновидности. 
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное и т.д.), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.  
Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Такие идеи высказал во французском Конвенте в 1793 г. видный деятель Великой французской революции Л. Сен-Жюст. Практически пропорциональная система впервые была применена в Дании в 1855 году для выборов части членов Ригстага. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.  
С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.  
В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса.  
Главное для победы на выборах - наличие поддержки избирателей, выраженной в количестве голосов «за» ту или иную партию и кандидата.  
Как считает Четвериков А.О.: «сама по себе избирательная система не может и не должна оказывать существенного воздействия на итоги выборов. Избирательная система есть не что иное, как определенная «технология», трансформирующая голоса в мандаты, которая должна быть нейтральной по своему характеру, не создавать преимуществ и препятствий никаким партиям и кандидатам. Практика проведения выборов и в нашей стране, и за рубежом показывает, однако, что эта картина весьма далека от фактической реальности». 4 
Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав, но и на все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие - создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие - для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Существуют виды избирательных систем, которые могут эффективно применяться в условиях «партийного государства» и общества; другие формально сохраняют внепартийный характер. Наконец, что безусловно необходимо иметь в виду: практически любая из известных разновидностей избирательных систем в той или иной мере искажает волю граждан, высказанную на выборах, хотя характер и содержание этих искажений для разных ее моделей неодинаковы.  
«Избирательная система, таким образом, отнюдь не нейтральный фактор в политическом процессе. Так, по мнению ряда исследователей, в числе других известных обстоятельств свою долю вины за приход в 1933 г. правительства национал-социалистов к власти несет установленная после Первой мировой войны в Веймарской Германии пропорциональная избирательная система»5.  Проблема выбора избирательной системы обычно является одним из ключевых вопросов политической жизни страны, приобретая в отдельные периоды особую остроту. Имели место случаи, когда вопрос о будущей избирательной системе страны решался непосредственно гражданами путем всенародного голосования (например, в Новой Зеландии). В Ирландии и Италии такие референдумы проводились неоднократно (В Ирландии, например, дважды с интервалом в десять лет - 1959 и 1968 г.; в Италии несколько народных голосований по этому вопросу проводились  в 1991-93 г.).  
В Республике Беларусь, Российской Федерации, равно как и в большинстве других стран СНГ, во Франции, детальные правила в отношении избирательных систем установлены конституцией только в отношении выборов главы государства (президента). Выбор избирательной системы - одна из важнейших и наиболее сложных задач законодателя. Но каков он – «правильный» выбор? Существует ли «наилучшая» модель избирательной системы или во всяком случае та, которая в наибольшей степени соответствует условиям страны, определенной территориальной, национально-территориальной или местной единицы? Применительно к моделированию избирательной системы Беларуси особое значение приобретает изучение мирового опыта организации выборов, определении их победителей. Последний отличается широким многообразием и может показаться весьма сложным для восприятия. Тем не менее, как отмечал незабвенный Козьма Прутков, «лучше побольше, чем поменьше»: чем шире круг известных нам моделей избирательной системы, чем больше мы знаем о них, тем выше шансы подобрать в этом многообразии, ту одну модель, которая будет в наибольшей степени соответствовать условиям определенного государства в целом.  
На территории одного государства могут применяться несколько избирательных систем для выборов центральных и местных органов; даже для выборов одного органа. Избирательные системы, действующие на уровне регионов и муниципальных образований, не обязательно должны быть идентичными моделями, введенной для выборов центральных органов6. Учитывая различные национальные, географические, социально-политические, экономические особенности регионов и территорий страны, устанавливать из центра какую-либо общеобязательную модель избирательной системы не только нецелесообразно, но и вряд ли полезно. «Плюрализм» избирательных систем существует не только в крупных федеративных государствах (США, Россия), но и во многих других странах: Венгрии, Великобритании, Италии и др.

     2. Мажоритарная система.

     Наиболее  распространена на выборах система  большинства, именуемая мажоритарной. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

     В странах, имеющих длительные демократические  традиции, политическая жизнь давно  монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах  и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие  партийные фракции, действующие  организованно. В тех же странах, где партийная система еще  находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе  создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали это на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов.7 Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Существующие разновидности мажоритарной избирательной системы подробнее рассмотрим ниже.

     2.1. Мажоритарная избирательная  система абсолютного  большинства

     Мажоритарную  систему абсолютного большинства  иногда называют французской моделью, потому, что она традиционно используется во Франции и в ранее зависимых  от Франции территориях. По этой системе  кандидату для избрания в первом туре нужно набрать 50% голосов плюс 1 голос. Если в первом туре никто  не набирает эти «50+1», то проводится второй тур, в котором участвуют  два кандидата, которые набрали  больше других голосов. Для победы во втором туре достаточно набрать больше хотя бы на один голос, чем конкурент.

     Исходное  общее число избирателей может  быть трояким:

     а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое  требование, которое практически  не встречается);

     б) общее число поданных голосов;

     в) общее число поданных действительных голосов.8

     При этой системе обычно устанавливается  нижний порог участия избирателей  в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

     Главное достоинство данной системы заключается  в том, что избранными считаются  кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос.

     Основным  дефектом является то, что пропадают  голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом  является вся страна, это не имеет  значения. Но когда страна, как это  имеет место на парламентских  выборах, разбита на множество избирательных  округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутат и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что  партия, получившая по стране большинство  голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении  пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов - 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!9

     У мажоритарной системы абсолютного  большинства так же есть свой специфический  дефект - частая нерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

     Для преодоления нерезультативности голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства существуют разные способы:

     1) Второй тур (повторное голосование), при котором баллотируются уже  не все кандидаты, соперничавшие  в первом туре. Например, в Болгарии  на выборах в Великое народное  собрание во втором туре происходит  перебаллотировка только двух  кандидатов, получивших в первом  туре наибольшее число голосов,  а если баллотировался и не  избран один кандидат, то допускается  выдвижение новых кандидатов, хотя  в течение недельного интервала между турами это не очень легко осуществить. Во Франции же на выборах депутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре голоса не менее 12,5 % (т.е. 1/8) от числа избирателей, внесенных в списки (здесь отсчет от общего числа зарегистрированных избирателей); если в округе окажется всего один такой кандидат, то во втором туре примет участие кандидат, получивший следующее наибольшее число голосов, а если в первом туре ни один из кандидатов не выполнил установленного условия, то во втором туре баллотируются два кандидата с наибольшим числом голосов, полученных в первом туре.10 Для избрания во втором туре в обеих странах достаточно относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов (поданных голосов во Франции, действительных голосов в Болгарии).11 Поэтому такая система называется системой двух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; если относительного большинства достаточно, например, в третьем туре, то мы имеем дело с системой трех туров и т. д.

     Учитывая, что во втором туре участие избирателей  обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в  голосовании обязательного минимума избирателей, или заметно снижает  этот порог.

     2) Альтернативное голосование

     Избиратель  в бюллетене цифрами указывает  предпочтительность для него кандидатов. Например, если в одномандатном округе баллотируются кандидаты А, Б. В и Г, избиратель может отметить цифрой 1, скажем, кандидата А (это наиболее желательный для него кандидат), цифрой 3 - кандидата Б (наименее желательно), цифрой 2 - кандидата В (он наиболее желателен, если кандидат А не пройдет), а кандидат Г вообще цифры не получает, ибо он для этого избирателя совершенно не желателен. Предположим, что голоса 50 тыс. Избирателей округа распределились по первым предпочтениям (преференциям) следующим образом: А получил единичку в 19 тыс. бюллетеней, Б - в 12 тыс., В - в 10 тыс. И Г - в 9 тыс. Бюллетеней. Абсолютного большинства (25 001), следовательно, нет ни у одного кандидатов. Тогда берут бюллетени кандидата с наименьшим числом первых предпочтений (в данном случае кандидата Г), и распределяют их между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. К примеру, в этих бюллетенях вторым кандидата А указали 1 тыс. избирателей, кандидата Б - 5 тыс. Избирателей и кандидата В - 3 тыс. Избирателей. Получаем: А - 20 тыс.; Б - 17 тыс., В - 13 тыс. Опять ни один из кандидатов не получает требуемого большинства. Операция повторяется: На этот раз передаются 13 тыс. Бюллетеней кандидата В, из которых 10 тыс. - по вторым предпочтениям, а полученные 3 тыс. - по третьим. И так до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет требуемое абсолютное большинство.

Информация о работе Мажоритарная система: её достоинстобщественной жизни, основные её достоинства и недостатки