Местное самоуправление на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет приведена историческая эволюция местного самоуправления, сравнение института местного самоуправления в разные исторические периоды, выявление закономерностей формирования местного самоуправления от внешних условий, состояние развитие органов местного самоуправления на современном этапе , прядок их формирования, полномочия, также будут освещены проблемы развития местного самоуправления в экономической , социальной и градообслуживающей сферах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. История развития местного самоуправления в России……………………………………………………………………….5
1.1Дореволюционный этап………………………………………………...5
1.2Самоуправление в СССР……………………………………………….6
1.3Местное самоуправление в постсоветский период…………………..8
ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………..11
2.1 Правовые основы местного самоуправления………………………12
2.2 Местное самоуправление и государство……………………………17
2.3 Предметы ведения и полномочия местного самоуправления……..18
2.4 органы местного самоуправления………………………………….................................................24
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. ГЛАВА1.  История развития местного самоуправления в России……………………………………………………………………….5

1.1Дореволюционный этап………………………………………………...5

1.2Самоуправление в СССР……………………………………………….6

1.3Местное самоуправление в постсоветский период…………………..8

  1. ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………..11

2.1 Правовые основы местного  самоуправления………………………12

           2.2 Местное самоуправление и государство……………………………17

           2.3 Предметы ведения и полномочия местного самоуправления……..18

                2.4 органы местного самоуправления………………………………….................................................24

Заключение………………………………………………………………………30

Список используемых источников……………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, совокупность органов местного самоуправления сформированных для решения вопросов местного значения.  Однако полномочия , структура и порядок формирования органов местного самоуправления были не всегда одинаковы, а различались в зависимости от конкретного исторического периода. Вообще, институт местного самоуправления имеет большой исторический период своего становления. Можно считать, что становление развития местного самоуправления в России  началось с правлением Ивана IV и проведения им первых реформ местного самоуправления. С этого момента институт местного самоуправления постепенно эволюционировал. Эволюция местного самоуправления достаточно сложный и многогранный процесс, на который влияют множество факторов таких как   уровень экономического развития в обществе , тип экономики, уровень развития науки, национальный уровень развития в целом , социальная политика, политический режим, территориальное устройство и т.д. Перечень вопросов местного значения в разных странах различен, и формируется в соответствии с приоритетами государственной власти. Например в Великобритании здравоохранение относится к вопросам местного значения а в Германии нет, в Дании охрана порядка является вопросом местного значения а в Италии нет, а в Бельгии , например, к вопросам местного значения относится только Городской транспорт, аэропорты и суд. Также органы местного самоуправления являются неотъемлемым элементом государственного управления в целом, и в соответствии с этим должны строить свою работу не нарушая приоритетов государственной власти, а наоборот исходить из интересов  и основных принципах государства.

   С распадом СССР  Россия кардинально изменилась. Произошли огромные перемены  в экономике , смена политического  режима произвело огромное влияние на развитие общества, изменились основные направления и приоритеты  развития, изменилась социальная политика жизненные устои, изменились основные принципы жизнедеятельности общества .Все эти перемены напрямую оказали влияние на развитие  местного самоуправления. Изменилась структура органов местного самоуправления , порядок их формирования, полномочия .Сегодня для полноценного развития, России придется преодолеть множество вызовов , и органы местного самоуправления не могут не оставаться вне этого. Одновременно с переменами в государстве произошли и изменения в местном самоуправлении, и в связи с этим перед местным самоуправлением возник ряд проблем , которые необходимо решать. К проблемам становления местного самоуправления а России можно отнести слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности,и низкая правовая культура населения ,  дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. Серьёзной проблемой также является сопротивление бюрократии всех уровней , которая видит в местном самоуправлении   угрозу своему благополучию. Другой важной проблемой является финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и ресурсным обеспечением. Ещё одна немаловажная проблема –дефицит квалифицированных кадров  в системе самоуправления , особенно в сельской местности. Местное самоуправление ещё не твёрдо стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое, и социальное значение.

  Актуальность данной  работы заключается в том, что  местное самоуправление на сегодняшний  день только набирает устойчивость  и силу, и для этого потребуется  решения вышеперечисленных задач. Также от развития местного самоуправления зависит устойчивое социально-экономическое развитие России. В данной работе будет приведена историческая эволюция местного самоуправления, сравнение института местного самоуправления в разные исторические периоды, выявление закономерностей формирования местного самоуправления от внешних условий, состояние развитие органов местного самоуправления на современном этапе , прядок их формирования, полномочия, также будут освещены проблемы развития местного самоуправления в экономической , социальной и градообслуживающей сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1.  История  развития местного самоуправления в  России.

1.1Дореволюционный  этап

Прообразом самоуправления в России можно считать организацию  власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и т.д.). Городское  вече (сход жителей) обладало большими правами, включая право приглашения  князя, выполнявшего только функции  военачальника. В сельской местности  издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли, которая  могла перераспределяться между  ее членами.

Однако со времен Ивана  Грозного, уничтожившего Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 года в России господствовала жесткая система централизованного  государственного управления, основанная на царской власти. Но и в этот период самоуправленческие тенденции  в российской государственной системе  то усиливались, то ослабевали.

Так, при том же Иване  Грозном "земские" и "губные" старосты, избираемые населением, имели  достаточно широкие полномочия, хотя и выполняли по преимуществу поручения  центральных властей. Позднее выборное начало в местном управлении было вытеснено аппаратно-бюрократическим.

При Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в прочих городах - земские избы и выбранные бурмистры. Однако после  смерти Петра стала вновь использоваться система назначения чиновников.

Следующий важный шаг в  сторону самоуправления был сделан при Екатерине II, принявшей специальный  акт - "Грамоту на права и выгоды городов Российской империи". Появились  губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы  общественного призрения, земские  суды. Однако вся система самоуправления, как и прежде, строилась по сословному принципу и функционировала под  строгим контролем государственных  чиновников: городничих, полицмейстеров и др. После завершения правления  Екатерины процесс снова пошел  вспять.

Вехами в развитии местного самоуправления в России оказались  земская (1864 год) и городская (1870 год) реформы Александра II. Положением о  земских учреждениях создавались  выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее  заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и т.п. Властное влияние общины ("мира") на жизнь крестьян было исключительно велико. Общинные (артельные) традиции прочно укоренились в сознании русского и родственных ему народов.

Органами городского самоуправления были городская дума и городская  управа. Но одновременно с ними на местах существовали и органы государственной  власти. Земские и городские органы не были подчинены местной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.

Даже эти ограниченные права местного самоуправления вызвали  недовольство государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и согласия в действиях  правительственных и местных  властей. Поэтому при Александре III положения о земских и городских  учреждениях были пересмотрены с  целью усиления государственного влияния на принятие местных решений.

Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской  революции 1917 года. 21 мая Временное  правительство России приняло пакет  законов о земской и городской  реформе. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тысячи волостных земств. Однако довести до конца эту реформу  не удалось, наступил октябрь 1917 года

 

1.2Самоуправление в СССР

После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность  местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры  пролетариата.

В основу советской системы  был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой подчиненности  нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под контролем  коммунистической партии. Однако необходимость  скорейшего выхода из кризиса после  гражданской войны вызвала к  жизни новую экономическую политику (НЭП) с определенным допущением рыночных методов хозяйствования, некоторой  децентрализацией власти и организацией хозяйственного самоуправления на местах. В 1920 - 1923 годах при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.

В 1925 году было принято Положение  о городских советах, а в 1926 году - Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию  и финансовые ресурсы местных  советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась муниципальная  наука, крупнейшим представителем которой  был профессор Л. Велихов. Его  фундаментальный труд "Основы городского хозяйства", изданный в 1928 году, и  в наши дни сохраняет свою актуальность.

В 1927 - 1928 годах в СССР начался  новый период развития, период "великого перелома" и ускоренной индустриализации, характеризовавшийся резким усилением  централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная  реформа, вместо сельских волостей и  уездов созданы более крупные  районы, лучше приспособленные для  централизованного руководства. Все  зачатки самоуправления в городах  и в деревне были ликвидированы, а сам термин надолго исчез  из употребления. Профессора Велихова репрессировали. Вновь установившаяся жесткая централизованная система  руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти  без изменений до конца 80-х годов.

Формально советская власть была вполне демократичной. По Конституции  СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года советы избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Был  введен институт "наказов избирателей" своим депутатам и система  отзыва депутатов, не оправдавших доверия. Из числа депутатов создавались  постоянные комиссии для предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на сессии советов. Совет избирал из своего состава исполнительный комитет, его председателя и заместителей, подотчетных ему. В подготовленные исполкомами проекты бюджетов можно  было вносить поправки на сессиях  местных советов.

Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной  основе, а кандидатуры единственного  претендента по каждому избирательному округу подбирались партийными органами со строгим соблюдением спущенных  сверху пропорций (рабочие, крестьяне  и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. "Сценарии" сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не являлась ни истинным народовластием, ни самоуправлением.

 

1.3Местное самоуправление в постсоветский период

Интерес к идее местного самоуправления вернулся с началом  перестройки, во второй половине 80-х  годов XX века. Развитие малого предпринимательства  и расширение местной инициативы в сфере экономики требовало  адекватных преобразований в системе  местной власти. В апреле 1990 года был принят Закон СССР "Об общих  началах местного самоуправления и  местного хозяйства в СССР". Впервые  было законодательно закреплено понятие  коммунальной собственности. В июле 1991 года был принят российский Закон "О местном самоуправлении в  РСФСР". Эти Законы позволили начать возрождение местного самоуправления на новых принципах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях многопартийности. Система исполкомов с коллегиальной ответственностью за принимаемые решения была заменена системой глав администраций, действующих  на принципах единоначалия. Однако сохранялась система вышестоящих  и нижестоящих советов. Закон  детально регламентировал все полномочия совета и администрации каждого  уровня. Глава администрации назначался главой вышестоящей администрации, хотя и с согласия совета.

В условиях радикальных экономических  реформ начала 1990-х годов, приведших  к резкому ухудшению условий  жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической  и финансовой базы демократически избранные  советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все это закончилось известными событиями октября 1993 года, после  которых советы всех уровней были распущены.

Информация о работе Местное самоуправление на современном этапе