Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа
В данной работе будет приведена историческая эволюция местного самоуправления, сравнение института местного самоуправления в разные исторические периоды, выявление закономерностей формирования местного самоуправления от внешних условий, состояние развитие органов местного самоуправления на современном этапе , прядок их формирования, полномочия, также будут освещены проблемы развития местного самоуправления в экономической , социальной и градообслуживающей сферах.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. История развития местного самоуправления в России……………………………………………………………………….5
1.1Дореволюционный этап………………………………………………...5
1.2Самоуправление в СССР……………………………………………….6
1.3Местное самоуправление в постсоветский период…………………..8
ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………..11
2.1 Правовые основы местного самоуправления………………………12
2.2 Местное самоуправление и государство……………………………17
2.3 Предметы ведения и полномочия местного самоуправления……..18
2.4 органы местного самоуправления………………………………….................................................24
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………………………………..31
Классификация органов местного самоуправления
По способу образования
и делегирования полномочий они
делятся на выборные и другие. Первые
отличаются тем, что население напрямую
наделяет их полномочиями по решению
вопросов местного значения. Вторые создаются
для обеспечения этих полномочий
и могут подразделяться на формируемые
на добровольной основе с последующим
утверждением (например, комиссии представительного
органа), на основе назначения (местная
администрация), на основе кооптации
по установленным нормам (муниципальные
комиссии: административная, жилищная
и пр.). Выборные органы получают полномочия
непосредственно от населения, т.е.
выборы являются не только способом создания
органов, но и способом наделения
их полномочиями. Органы, формируемые
иными способами, получают свои полномочия
чаще всего от выборных органов. По
назначению органы местного самоуправления
делятся на органы общего и специального
назначения (с широкой и узкой
специализацией). Под органами общего
назначения понимаются те, деятельность
которых распространяется на все
или большинство сфер деятельности
местного самоуправления (представительный
орган, администрация, а также такие
органы, как, например, финансовый или
орган по управлению муниципальной
недвижимостью). Под органами специального
назначения понимаются "отраслевые"
органы, занимающиеся одной или несколькими
сферами муниципальной
- собственные полномочия по решению вопросов местного значения, выполняемые в обязательном порядке согласно Конституции РФ, федеральным и региональным законам;
- делегированные органами
государственной власти
- добровольные, порученные
населением муниципального
В зависимости от способа принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоличные. Коллегиальное принятие решений характеризует саму суть выборных органов. Оно целесообразно, если решения имеют принципиальное значение для муниципального образования, а также в тех случаях, когда со стороны населения возможны предположения о предвзятом отношении или личном интересе должностного лица (например, предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т.п.). Такие решения могут приниматься специально создаваемыми коллегиальными органами.
В то же время вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно решаются на основе единоначалия, когда конкретными сферами деятельности управляют профессионалы, несущие ответственность за результаты этой деятельности.
По типу исполняемых функций
органы местного самоуправления делятся
на представительные (проектная функция)
и исполнительные (программная функция).
Представление интересов
Исходя из данной классификации, можно охарактеризовать каждый орган местного самоуправления. Например, комитет по социальной политике является: по способу образования - формируемым на основе назначения, по назначению - органом специального назначения, по полномочиям - исполняющим и собственные, и делегированные полномочия, по способу принятия решений - коллегиальным, по типу выполняемых функций - исполнительным. Однако такое разделение достаточно условно, и практически по всем классификационным признакам возможны варианты частичного или даже полного совмещения разнородных функций в одном органе.
Представительный орган муниципального образования
Количественный состав представительного
органа определяется уставом муниципального
образования и зависит, как правило,
от числа жителей. В разных странах
подходы к определению
- 7 - при численности жителей менее 1000;
- 10 - при численности жителей от 1 до 10 тысяч;
- 15 - при численности жителей от 10 до 30 тысяч;
- 20 - при численности жителей от 30 до 100 тысяч;
- 25 - при численности жителей от 100 до 500 тысяч;
- 35 - при численности жителей свыше 500 тысяч.
Численность депутатов в муниципальном районе не может быть менее 15. Верхние пределы численности депутатов Закон не ограничивает.
Депутаты представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района Закон допускает две схемы, упомянутые выше.
В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся:
- принятие устава
- утверждение местного
бюджета и отчета о его
- установление, изменение
и отмена местных налогов и
сборов в соответствии с
- принятие планов и
программ развития
- определение порядка
управления и распоряжения
- определение порядка
принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации
- определение порядка
участия муниципального
- определение порядка
материально-технического и
- контроль исполнения
органами и должностными
Депутаты представительного
органа муниципального образования
осуществляют свои полномочия, как
правило, на непостоянной основе. На постоянной
основе могут работать не более 10% депутатов,
а в малых муниципальных
Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет его глава или избираемый из числа депутатов председатель.
Разнообразие вопросов, решаемых представительным органом, вызвало необходимость создания в его составе структурных единиц - комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности. Структурные подразделения готовят проекты решений представительного органа, им может также передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов. В некоторых крупных городах в составе представительных органов сформировались также депутатские группы (фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой
Исполнительно-распорядительный орган.
Исполнительно-распорядительный орган наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия администрации городского округа
Глава муниципального образования
Глава муниципального образования является его высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Порядок избрания главы муниципального образования изложен выше. В пределах своих полномочий он:
- представляет муниципальное
образование в отношениях с
органами местного
- подписывает и обнародует
в порядке, установленном
- издает в пределах
своей компетенции правовые
- вправе требовать созыва
внеочередного заседания
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования,
являющийся одновременно главой местной
администрации, имеет право отклонить
нормативный правовой акт, принятый
представительным органом муниципального
образования, с мотивированным обоснованием
отклонения либо с предложениями
о внесении в него изменений и
дополнений (отлагательное вето). Это
решение может быть отклонено
представительным органом, если при
повторном рассмотрении за принятие
указанного акта проголосовало не менее
2/3 от установленного числа депутатов
(квалифицированное
Таким образом трансформация
института местного
Прежде всего, наличие
в муниципальном образовании
представительного органа, главы
муниципального образования и местной
администрации стало
Заключение
На современном этапе институт местного самоуправления находится на стадии становления и укрепления. Для полноценного развития местного самоуправления, полноценной реализации вопросов местного значения, чёткой работы органов местного самоуправления, полноценного развития муниципальных образований нужно преодолеть ряд существенных проблем таких как формирование гражданского общества, повышение социальной активности, кадровое обеспечение органов местного самоуправления, применение различных экономических методов для улучшения хозяйственной деятельности. Кроме того для укрепления местного самоуправления потребуется поддержка органов государственной власти как на региональном так и на федеральном уровне, путём проведения ими эффективной политики в политической , экономической , социальной и правовой областях.
Информация о работе Местное самоуправление на современном этапе