Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:10, курсовая работа
Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Понятие компетенции и содержание местного самоуправления……..3
1.1.Понятие компетенции местного самоуправления……………………3
1.2.Содержание местного самоуправления……………………………….8
2.Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ………11
2.1.Правовые акты субъектов Федерации в их соотношении с федеральным законодательством………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие компетенции и содержание местного самоуправления……..3
1.1.Понятие компетенции местного самоуправления……………………3
1.2.Содержание местного самоуправления……………………………….8
2.Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ………11
2.1.Правовые акты субъектов
Федерации в их соотношении с федеральным
законодательством…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Именно органы местного самоуправления предоставляют гражданам возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни.
Осуществление местного самоуправления связано с определенными направлениями и процедурами деятельности органов местного самоуправления (как и органов государственной власти). Для описания этих направлений и процедур в науке и законодательстве используются такие понятия, как компетенция, функции, полномочия и предметы ведения.
Функция выражается через всю совокупность элементов другого явления — компетенции. Компетенция, в свою очередь, предстает в виде предметов ведения и властных полномочий.
Указанный понятийный ряд отражает социальное назначение местного самоуправления, отграничивает его сферу деятельности от круга дел других органов власти, очерчивает область ответственности местного самоуправления.
Понимание сущности и количества функций местного самоуправления в российской правовой науке неоднозначно.
Функции местного самоуправления традиционно рассматриваются как основные направления деятельности его главных субъектов: органов и должностных лиц местной власти, населения муниципальных образований. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуют социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее).1
И.В. Выдрин выделяет две основные группы функций местного самоуправления. Первая включает в себя финансово-экономические, хозяйственные, социальные, экологические функции, функцию охраны общественного порядка. Данные функции объективно обусловлены, свойственны данному уровню публичной власти.
Эти функции имеют характерный признак, они в максимальной степени связаны с конкретными сферами общественной жизни (предметами ведения), в которых муниципальные органы юридически состоятельны (местные финансы, муниципальная собственность, организация здравоохранения, образования и т.д.).
Вторая группа функций обусловлена самой природой местного самоуправления, его социальной ролью в государстве и обществе. В рамках этой группы функции местного самоуправления — обеспечение права граждан на местное самоуправление, решение вопросов местного значения, возложенных на муниципальные образования, выполнение отдельных государственных полномочий, которыми наделены муниципальные органы.
Функции обеих групп устойчивы, направлены на обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований2.
Иначе выглядит классификация
функций местного самоуправления у Н.С.
Бондаря, В.И. Авсеенко и С.Н. Бочарова.
Они выделяют социально-целевые функции
управления (основные направления, цели
и содержание конкретной управленческой
деятельности) и социально-организационные
(процессуальные, действия организационного
и исполнительно-
О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев основными функциями местного самоуправления называют:
Однако следует иметь в виду, что большинство функций местного самоуправления, названных вышеперечисленными авторами, являются в основном функциями органов местного самоуправления.
В положениях Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” раскрыты предметы ведения местного самоуправления и их компетенция:
1. В ведении муниципальных
образований находятся вопросы
местного значения, а также отдельные
государственные полномочия, которыми
могут наделяться органы
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение
уставов муниципальных
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование,
утверждение и исполнение
4) комплексное социально-
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание
и развитие муниципальных
7) организация, содержание
и развитие муниципальных
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки
и застройки территорий
10) создание условий для
жилищного и социально-
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования
водных объектов местного
13) организация, содержание
и развитие муниципальных
14) организация снабжения
населения и муниципальных
15) муниципальное дорожное
строительство и содержание
16) благоустройство и озеленение
территории муниципального
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных
услуг и содержание мест
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного
обслуживания населения и
21) создание условий для
обеспечения населения
22) создание условий для
деятельности учреждений
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание
муниципальной информационной
25) создание условий для
деятельности средств массовой
информации муниципального
26) создание условий для
организации зрелищных
27) создание условий для
развития физической культуры
и спорта в муниципальном
28) обеспечение социальной
поддержки и содействие
29) участие в охране
окружающей среды на
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Компетенция местного самоуправления различается в зависимости от видов органов муниципальной власти. Если представительные и исполнительные органы являются органами общей компетенции, выполняющими собственные функции при решении всех вопросов местного значения, то структурные подразделения местных администраций являются органами управления в определенной сфере местного хозяйства (т.е. они обладают специальной компетенцией).
Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.
Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:
Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, торговли, бытового обслуживания и местной промышленности.
Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется местный бюджет, то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:
К органам местного самоуправления относятся:
Информация о работе Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ