Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:10, курсовая работа
Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Понятие компетенции и содержание местного самоуправления……..3
1.1.Понятие компетенции местного самоуправления……………………3
1.2.Содержание местного самоуправления……………………………….8
2.Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ………11
2.1.Правовые акты субъектов Федерации в их соотношении с федеральным законодательством………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18
Обязательным является наличие
выборных органов местного самоуправления
муниципальных образований и местной
администрации (исполнительно-
На региональном уровне вопросы организации местного самоуправления находят закрепление в конституциях (уставах) субъектов РФ, законодательстве субъектов РФ, а также подзаконных нормативных правовых актах.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
Соответственно, в этих областях органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения, оформляемые в виде нормативных правовых актов.
Как правило, в конституции или уставе субъекта Федерации содержится закрепление института местного самоуправления в соответствии с требованием федерального законодательства, а также перечисляются соответствующие необходимые атрибуты и принципы местного самоуправления: неотъемлемое право населения, самостоятельность, обособленность от государственного аппарата, принципы территориальной организации и финансово-экономической самостоятельности и т.д. Как правило, эти положения содержатся в специальном разделе. В большинстве субъектов РФ на сегодняшний день приняты специальные законодательные акты, регламентирующие организацию и порядок осуществлении местного самоуправления на территории субъекта. А в некоторых субъектах существует целый законодательный массив в области местного самоуправления.
Принятие нового Федерального закона о местном самоуправлении обусловило необходимость для органов государственной власти субъектов РФ и прежде всего органов законодательной (представительной) власти предпринять необходимые меры законодательного регулирования, связанные с реформой местного самоуправления на региональном уровне.
Первая группа нормативных правовых актов федерального уровня, которыми были урегулированы земельная и аграрная реформы, занимает исключительное положение в регулировании земельных отношений).
Вторая группа нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения государства с сельскохозяйственными организациями и гражданами, осуществляющими сельскохозяйственную предпринимательскую и непредпринимательскую деятельность, на федеральном уровне была ранее представлена Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства», а сейчас Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и соответствующим пакетом постановлений Правительства РФ. Аналогичные региональные программы и постановления государственных органов исполнительной власти приняты практически в каждом субъекте Федерации, где ведется сельское хозяйство, поскольку это обусловлено, во-первых, требованиями федерального законодательства, связанными с субсидированием сельского хозяйства из федерального бюджета, и, во-вторых, с использованием на те же или иные цели средств бюджетов субъектов Федерации.
Третья группа нормативных правовых актов, регулирующих агропродовольственные рынки, на федеральном уровне представлена Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», постановлениями Правительства РФ и актами Минсельхоза России. Во исполнение указанного Закона все субъекты, где ведется сельское хозяйство, приняли свои положения о формировании региональных продовольственных фондов для государственных нужд, воспроизводя основные его нормы. Некоторые из этих актов, кроме правоприменительных норм, развивают федеральный закон, конкретизируя его и дополняя новыми, первичными нормами, что с позиции законодательной техники и общих правил нормотворчества вполне допустимо.
Четвертая группа нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус субъектов аграрного права, представлена федеральными законами «О крестьянском хозяйстве»; «О сельскохозяйственной кооперации»; «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; «О личном подсобном хозяйстве». Поскольку эти законы носят гражданско-правовой характер, постольку субъекты Федерации не принимали аналогичные законы, за исключением законов о крестьянском хозяйстве, которые были приняты всеми республиками, входящими в состав Российской Федерации в 1991-1992 гг.
Пятая группа нормативных правовых актов об отдельных видах производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций и граждан, которые составляют значительную совокупность федеральных законов: «О зерне»; «О ветеринарии»; «О племенном животноводстве»; «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»; «О семеноводстве»; «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; «О карантине растений».
Шестая группа нормативных правовых актов о социальном развитии села, как на федеральном, так и на региональном уровнях, представлена долгосрочными программами общего характера или отдельными целевыми программами, которые принимались ранее и в субъектах Федерации.
К седьмой группе относятся нормативные правовые акты, определяющие систему органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления и их компетенцию в сфере управления сельским хозяйством. После принятия Указа Президента РФ от 28 декабря 1991 г. «О реформировании системы органов государственного управления агропромышленным комплексом» статус Минсельхоза России и соответствующих отраслевых органов исполнительной государственной власти субъектов Федерации неоднократно изменялся постановлениями соответствующих правительств, особенно в последнее время в связи с проведенной в 2004 г. административной реформой. При этом соотношение их полномочий определялось ст. 60 Конституции РФ, согласно которой статус субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставом края, области и др., а республик — конституцией республики.
Федеральным законом поручено субъектам Федерации решить также ряд вопросов, касающихся прав и обязанностей органов местного самоуправления:
Следует отметить, что в системе источников аграрного права важное значение имеют нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Роль нормативных правовых актов органов местного самоуправления особенно значима в регулировании земельных отношений в сельском хозяйстве. Так, законами органы местного самоуправления управомочены не только осуществлять многие функции, связанные с управлением земельным фондом на территории муниципального образования, но и устанавливать отдельные нормы права хозяйства и определения размера земельных долей при формировании коллективно-долевой собственности граждан на земельные участки сельскохозяйственных организаций и др.).
Заключение
Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.
Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.
Список литературы
1 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999. С. 108 109..
2Выдрин И.В. Муниципальное право России. М.: Норма, 2004. С. 183—184..
3 Муниципальное право Российской Федерации / Под. ред. Н.С. Бондаря. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2002. С. 168..
4 Кутафин О.Е., Фадеев в.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2006. С. 16-17..
Информация о работе Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ