Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:28, контрольная работа
Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
1. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления. Виды и состав территории муниципальных образований…………………………3
2. Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения….7
3. Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях……………………………………………………………………………11
Список использованной литературы и информационных источников ………….. 17
Содержание:
1. Понятие и принципы
территориальных основ |
3 |
2. Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения…. |
7 |
3. Особенности осуществления |
11 |
Список использованной литературы и информационных источников ………….. |
17 |
Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций1.
Местное самоуправление представляет собой один из уровней политико-территориальной организации публичной власти страны наряду с субъектами РФ и государством в целом. Оно заключено в определенные территориальные рамки.
Территориальные основы местного самоуправления в РФ - это совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления.
Территориальные основы местного самоуправления определяют:
- принципы территориальной организации местного самоуправления;
- понятие, виды и
состав территории
- порядок установления
и изменения границ
Территориальные основы местного самоуправления закреплены в нормах главы 8 Конституции РФ от 12.12.1993 года, главы 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее – ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») , главы 15 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, Федеральном законе от 07.04.1999 N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" и др.
Принципы территориальной организации местного самоуправления в РФ:
1. Территориальный: местное
самоуправление должно
а) осуществление в его рамках местного самоуправления;
б) обособленная муниципальная собственность;
в) местный бюджет;
г) наличие органов местного самоуправления (представительного,
исполнительно-
д) населенная территория;
е) устав муниципального
образования, зарегистрированный в
установленном
Статусом муниципального образования наделяются: городские
и сельские поселения; муниципальные районы;
городские округа, а также внутригородские
территории городов федерального значения,
закрытые административно-
2. Поселенческий: местное самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. Давая оценку этому положению, Конституционный Суд РФ признал, что федеральное законодательство связывает формирование местного самоуправления с существующим территориальным делением субъекта Федерации на населенные пункты и административные единицы. Порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, становления и изменения их границ и наименования определяется законами субъектов Федерации. Изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ).
3. Демографический: Закон
1995 г. «Об общих принципах
ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г., формально не закрепляя положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения, фактически допускает организацию местного самоуправления на самых разных по своим демографическим характеристикам территориях. Указывается, что муниципальным образованием может быть поселение с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Поселениями, а в контексте названного Федерального закона муниципальными образованиями, могут быть территории с численностью проживающих менее 1 тыс. человек; от 1 тыс. до 10 тыс. человек; от 10 до 30 тыс. человек; от 30 до 100 тыс. человек; от 100 до 500 тыс. человек; свыше 500 тыс. человек.
Законодательно определены территории с низкой и высокой плотностью населения. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ.
К территориям с высокой плотностью населения относятся территории отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в РФ. Перечень субъектов федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, территории которых относятся к территориям с низкой (высокой) плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
В ст. 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержатся подробные характеристики — описания муниципальных образований общего типа: городских и сельских поселений; муниципальных районов; городских округов.
Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не имеющие статуса сельских поселений, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Внутригородская территория
- часть территории города федерального
значения, в границах которой местное
самоуправление осуществляется населением
непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления.
В сельских поселениях, включающих два
и более населенных пункта, муниципальных
районах выделяются административные
центры - поселения, в которых расположены
органы местного самоуправления соответственно
сельского поселения, муниципального
района.
При создании муниципальных образований
учитывается история
Территорию городского или сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Указанный критерий вызывает сложность при определении территорий муниципальных образований крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки.
Размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.
Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта. Территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Федерации. Границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
Границы муниципальных
образований несут на себе управляющие,
регулирующие и организующие функции.
Они фиксируют
Установление и изменение
Установление и изменение
а) населения;
б) органов местного самоуправления;
в) органов государственной власти субъектов Российской федерации;
г) органов государственной власти РФ.
Инициатива населения
об изменении границ муниципального
образования реализуется в
Уменьшение численности
Информация о работе Местное самоуправление, понятие, принципы, территории муниципальных образований