Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
1 Организация местного самоуправления
в Дании…………………………………..5
2 Сравнительная характеристика скандинавской
модели местного самоуправления……………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………………15
Введение
Местное или муниципальное самоуправление
– это такая система управления местными
делами, которая осуществляется специальными
выборными органами, непосредственно
представляющими население той или иной
административно-территориальной единицы
данной страны.
Европейская Хартия о местном самоуправлении,
принятая Советом Европы 15 октября 1985
года, дает общее определение местного
самоуправления, фактически ставшее универсальным
и принятое всеми демократическими государствами.
Под местным самоуправлением Хартия понимает
«право и действительную способность
местных сообществ контролировать значительную
часть общественных дел, управлять ею
в рамках закона под свою ответственность
и на благо населения». Главная цель создания
системы местного самоуправления — улучшение
качества жизни местного сообщества и
увеличение его вклада в развитие всей
страны. Местное самоуправление нацелено
на решение вопросов местного значения.
Отдельные местности имеют свои особенные
нужды, которые лучше всего удовлетворяются
местным самоуправлением.
Таким образом, можно сказать, что местное
самоуправление – один из основных элементов,
обеспечивающих благосостояние государства
и общества.
Именно поэтому в странах Северной Европы
вопросам местного самоуправления уделяется
большое внимание. Скандинавское местное
самоуправление обладает специфическими
чертами, которые позволяют выделить особую
скандинавскую модель местного самоуправления.
Местное самоуправление в
скандинавских странах имеет
давние традиции. В Норвегии оно
было введено в 1837 году после нескольких
лет конфликта между норвежским
парламентом и королем Швеции.
В Дании законы, касающиеся местного
самоуправления в городских муниципалитетах,
действуют с 1837 года. В Швеции первые
законы о местном самоуправлении
появились в 1862 году, в Финляндии
— в период с 1865 по 1873 год.[3] В каждой
из упомянутых стран, кроме Норвегии,
положения о местном самоуправлении
внесены в конституции. Во всех четырех
странах структуры местного самоуправления
могли опереться на традиции самоорганизации,
прежде всего в сфере управления делами
церковных общин. В связи с этим церковное
административное деление стран на приходы
было использовано в качестве основы для
создания единиц местного самоуправления.
Актуальность данной работы объясняется
исключительной важностью местного самоуправления
в социально-политической системе, а также
особенностью скандинавской системы местного
самоуправления, которая являемся одним
из ключевых звеньев для государств «всеобщего
благоденствия».
Цель моей работы – изучить организацию
местного самоуправления в Дании. Я выбрал
эти страны ввиду свойственных им особенностей.
Дания – наиболее европеизированная северная
страна, на принципах организации датского
местного самоуправления более всего
сказывается опыт континентальной Европы
и ЕС.
В своей работе я поставил перед собой
следующие задачи:
1. Изучить принципы организации местного
самоуправления в Дании
2. Сравнить принципы организации местного
самоуправления в этих странах, выявить
общескандинавские черты и национальные
различия.
Таким образом, в своей работе я постарался
дать комплексное представление о скандинавской
системе местного самоуправления на примере
Дании.
1 Организация местного
самоуправления в Дании.
В административно территориальном отношении
Дания поделена на 273 коммуны и 5 крупных
административных областей (Столичная
область, Зеландия, Северная Ютландия,
Центральная Ютландия, Южная Дания), исключая
Фарерские острова и Гренландию, которые
являются самоуправляющимися территориями.
[Приложение 2] До 1 января 2007 года вся территория
была поделена на 14 административных единиц
- амтов, но муниципальная реформа 2007 г.
реорганизовала амты в 5 крупных административных
региона.
Города Копенгаген и Фредериксберг выделяются
в самостоятельные административные единицы,
но имеют меньшие права, чем области.
В части VIII п. 82 Конституции Дании закреплено
право муниципалитетов самостоятельно
осуществлять под контролем государства
ведение местных дел.
Правовой основой местного управления
в стране является Конституция 1953 года,
Закон о местном управлении 1970 года, и
законы, касающиеся организации деятельности
публичной власти в той или иной сфере.
В Дании отсутствует практика принятия
специальных законов, регулирующих отдельные
аспекты деятельности местной власти.
Принцип самоуправления местных сообществ
закреплен в Конституции, а центральные
органы власти имеют право принимать решения,
затрагивающие функционирование местного
самоуправления, лишь при наличии закона,
предусматривающего подобные меры.
Структурой местного управления низшим
уровнем территориальной организации
является коммуна. На этой ступени существуют
лишь органы самоуправления, состоящие
из членов представительного уровня -
совета коммуны и бургомистра, руководящего
работой совета и муниципальной администрации.
По закону о местном самоуправлении 1970
года, вопросы местного значения решаются
муниципальными советами, численный состав
которого должен быть нечетным от 5 до
31 члена. Члены коммунального управления
избираются сроком на 4 года из числа граждан
постоянно проживающих в коммуне, обладающих
избирательным правом и не совершивших
уголовных преступлений, делающих невозможным
избрание такого человека в местные органы
самоуправления. Выборы в совет проводятся
одновременно по всей стране раз в четыре
года, - в тот же день, что и выборы в парламент,
действует система пропорционального
представительства. Выборы обеспечивают
пропорциональное распределение мест
в муниципальных органах в соответствии
с долей голосов (для списка или определенного
кандидата из этого списка). Кроме совершеннолетних
датских граждан, правом голоса обладают
иностранцы, проживающие на территории
коммуны не менее трех лет.
Совет самостоятельно определяет число
своих членов; таким образом, оно варьируется
от одной коммуны к другой, но в рамках
конкретного муниципального образования
меняется сравнительно редко. Деятельность
совета осуществляется, прежде всего,
через комиссии, которым он предоставляет
большую часть своих полномочий, и которые
принимают решения от его имени. В рамках
структуры местной организации местный
совет несет общую политическую ответственность
и отвечает за общее стратегическое руководство,
тогда как реальные профессиональные
решения принимаются в основном комитетами.
Закон о местных органах самоуправления
предусматривает необходимость назначения
комитетов, которым местный совет сможет
передавать задачи для решения.
Закон требует, чтобы был образован финансовый
комитет и по крайней мене один постоянный
комитет. Но местный совет может также
образовать несколько постоянных комитетов
и временный комитет. Структура этих комитетов
определяется каждым отдельным муниципалитетом
при разработке распорядка. В каждом комитете
имеется отдел для решения актуальных
и профессиональных задач. Заседания местного
совета являются открытыми и общедоступными,
но только сам местный совет может опубликовать
протоколы своих заседаний. В некоторых
случаях местный совет проводит дискуссию
за закрытыми дверями. При отсутствии
публики местный совет может проводить
рассмотрение только персональных дел.
Законом установлен крайне
незначительный список вопросов, по которым
решения могут приниматься лишь на пленарном
заседании совета: в частности, это вопросы
территориального планирования и принятия
бюджета. Количество, характер деятельности
и состав комиссий определяются советом
самостоятельно; законом предусмотрено
лишь обязательное создание комиссии
по финансам, а также, как минимум, одной
постоянной комиссии. На практике количество
комиссий может меняться от трех до десяти.
Бургомистр избирается советом из своего
состава сроком на четыре года. Он совмещает
функции председателя совета и председателя
комиссии по финансам. Бургомистр является
лишь представителем совета, и может действовать
только от имени последнего и во исполнение
его решений. Он может быть смещен досрочно
лишь в результате соответствующего решения
судебных органов.
Следующим уровнем территориальной организации
является округ. Самоуправление на этом
уровне осуществляется советом округа
и председателем, избираемым советом из
своего состава. Органы управления округом
формируются на тех же основаниях, что
и органы коммуны, повторяя все их характеристики.
Так же как и в коммунах, решающую роль
здесь играет комиссия по финансам, возглавляемая
председателем совета. Дания является
одной из стран, где децентрализация управления
осуществлена в наибольшей степени. Большинство
задач и полномочий передано на местный
и региональный уровень, хотя и сохранено
регулирование центральными органами
власти значительной доли муниципальной
политики. Но, несмотря на то, что большая
часть служб децентрализована, в Дании
действует законодательно установленный
принцип, согласно которому уровень услуг
(будь то здравоохранение, образование
или газо- и водоснабжение) должен быть
одинаковым для всех граждан на всей территории
королевства. Таким образом, органы самоуправления
свободны в том, что касается организации,
но не могут влиять на уровень предоставляемых
услуг.
К числу основных полномочий
местного самоуправления на коммунальном
уровне в Дании относятся:
· выплата пенсий, социальных пособий
· организация работы начальных школ
· здравоохранение
· местное планирование
· политика в области занятости
К задачам, которые решаются на уровне
округа, относятся:
· вопросы организации здравоохранения
· управление средними школами
· эксплуатация региональных дорог
· регулирование работ по защите
окружающей среды и другое физическое
планирование.
Кроме указанного выше, муниципальные
и губернские советы могут добровольно
расширять себе круг задач. К таким добровольным
задачам можно отнести, например, учреждение
музыкальных школ, обеспечение коммунальных
услуг (потребителями оплачивается их
полная стоимость), открытие спортивных
клубов и т.д. В состав Дании входят и две
самоуправляющиеся территории - Фарерские
острова и Гренландия.
Благодаря статусу автономности, с 1948
года Фарерские острова представляют
самоуправляющуюся народную общность
в датском государстве. Фарерские острова
обладают правом создания собственной
администрации - народного собрания (Лагтинга),
состоящего из 25-32 депутатов, который избирается
сроком на 4 года на пропорциональной основе.
Борьбу за места в парламенте ведут 4 партии:
Социал-демократическая, Консервативная
народная, Республиканская партия и партия
Союза.
Исполнительная власть принадлежит
правительству (ландстюри) во главе с председателем.
Правительство же Дании на островах представляет
верховный комиссар (ригсомбудсман).
Парламент Фарерских островов наделен
полномочиями по следующим вопросам: планирование
материальных ресурсов, минеральные земельные
и водные ресурсы, все морские ресурсы,
защита окружающей среды, промышленность
островов, трудоустройство и трудовые
отношения, налогообложение, социальные
вопросы, здравоохранение, культура и
образование. На островах действуют два
официальных языка - фарерский и датский.
Дания сохраняет за собой контроль и ответственность
за страхование, банковское дело, оборону,
внешнюю политику, правосудие и финансовое
обеспечение островов. Также государственно-правовая
связь Фарерских островов с метрополией
выражается в том, что от Фарер избираются
2 представителя в Фолькетинг. Гренландия,
как и Фарерские острова, признана особым
народным сообществом в пределах датского
государства. На острове также есть свой
парламент - Ландстинг, который избирает
председателя и членов островного правления.
К ведению Ландстинга относятся вопросы
местного самоуправления, местные налоги
и пошлины и т.п. Дания оставляет за собой
те же сферы политики, что и в отношении
Фарер. Для координации экономической,
финансовой и промышленной политики государственные
власти могут контролировать деятельность
органов местного самоуправления и влиять
на решения, которые принимаются этими
органами местного самоуправления.
Государственный контроль определяется
Законом о местном самоуправлении (общий
контроль) и законами в отдельных сферах
(контроль в различных секторах деятельности
органов местного самоуправления: сфера
социальной защиты, сфера защиты окружающей
среды и т.д.). Контроль над деятельностью
органов самоуправления осуществляется
в основном тремя инстанциями.
Во-первых, министерства и
ведомства в рамках своих сфер
деятельности могут осуществлять оперативный
контроль, а в специально оговоренных
законом случаях (серьезные решения,
связанные с землепользованием,
например) решение совета должно получить
одобрение министерства. Во-вторых,
на уровне округов существует специальный
коллегиальный орган, контрольный
комитет. Он состоит из четырех членов,
выбираемых окружным советом из своего
состава, и главы округа. В случае
явного нарушения закона контрольный
комитет может дать предписание
совету или бургомистру (председателю),
отменить либо приостановить незаконное
решение, наконец - обратиться в административный
суд. Контроль не является перманентным.
Наконец, граждане или организации,
чьи интересы были ущемлены решением
местных властей могут обратиться
к омбудсману, который выполняет в данном
случае функцию административного суда.
2 Сравнительная характеристика
скандинавской модели местного самоуправления
Прежде всего, стоит отметить глубокие
корни и давние традиции местного самоуправления
в этих странах, а также жизнеспособность
этой системы.
Особенностью всех скандинавских стран
является двухуровневая организация местного
самоуправления: на уровне округа или
фюльке и коммуны. Не менее примечательной
чертой скандинавского местного управления
является его базирование на системе комитетов,
которые формируются органами местного
самоуправления по их усмотрению для решения
вопросов местного значения в определенной
сфере.
Существенной чертой является значительная
децентрализация исполнительной власти
в этих странах. Местные органы управления
обладают достаточно широкими полномочиями.
Государство уменьшает полномочия своих
органов на местах в пользу самоуправления.
Максимально децентрализованное управление
связано с фактическим отсутствием у государства
исполнительских полномочий, а также функций
управления в сферах здравоохранения,
социального обеспечения, образования,
регулирования труда и занятости, экологической
политики и т.д. В этих областях государство
осуществляет лишь общее законодательное
регулирование и значительную часть финансирования.
Муниципалитеты вольны заниматься любыми
вопросами, которые они находят важными
для местного сообщества, если только
данные вопросы не являются компетенцией
государства и не регулируются отраслевым
законодательством. При этом можно отметить
общие формулировки компетенции местного
самоуправления.
Немаловажно также подчеркнуть, что политика
децентрализации в скандинавских странах
сопровождается постоянной территориально-административной
реформой, в основе которой лежит рациональный
принцип экономического районирования.
В результате таких мер достигается снятие
напряженностей между географическими
полюсами страны, что в конце концов оказывает
благоприятное влияние на всю политическую
систему в целом.
Также систему организации местного самоуправления
в Скандинавских странах объединяет развитая
система контроля за деятельностью местных
органов власти. Контролирующую функцию
выполняют государственные министерства
и ведомства, контрольные комитеты, наконец,
особую роль в этой сфере играет институт
омбудсмана. Таким образом, именно эти
черты определяют основу скандинавской
системы местного самоуправления.