Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:43, лекция
Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.
Управление - это воздействие, «поступающее» в систему извне.
Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
Введение
1. Определение и общие принципы местного самоуправления (МСУ).
2. Основные теории местного самоуправления.
3. Реформа местного самоуправления 2003-2008 гг.: итоги и перспективы.
Заключение
Литература
Местное самоуправление
Тема: Местное самоуправление в России: исторические традиции и реформы
план:
Введение
Заключение
Литература
Введение
Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.
Управление - это воздействие, «поступающее» в систему извне.
Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
Любая
сложная социально-
В
РФ как демократическом
Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.
Целью
данной лекции является изучение особенностей
становления и развития местного самоуправления
в России с учетом ее исторических особенностей
и международного положения.
Вопрос 1. Определение и общие принципы местного самоуправления (МСУ).
Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 года и ратифицированном в Российской федерации в 1998 году. В ней дается следующее определение местного самоуправления:
«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает».
Что касается российского законодательства, то в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (в дальнейшем – ФЗ № 154), была приведена следующая формулировка:
«Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в дальнейшем - ФЗ № 131), говорится следующее:
«Местное
самоуправление в Российской
Федерации - форма осуществления
народом своей власти,
обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией
Российской Федерации,
федеральными законами,
а в случаях, установленных
федеральными закона
Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе 1995 года акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 года - как на форму осуществления народом своей власти. Очевидно, важно и то и другое.
Отличие формулировок российских законов от Европейской Хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население и уж затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская Хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация Европейской Хартии требует учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».
Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. К их числу относятся:
самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;
организационное
обособление местного самоуправления,
его органов в системе
соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
законность в организации и деятельности местного самоуправления;
гласность деятельности местного самоуправления;
сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;
государственные гарантии местного самоуправления.
Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.
Таким
образом, местное
самоуправление - это такой способ децентрализации
власти, при котором ее нижний уровень,
наиболее приближенный к населению, обладает
значительной автономией и самостоятельностью
в решении вопросов местной жизни, избирается
жителями и несет ответственность перед
ними.
Вопрос
2. Основные теории местного
самоуправления.
Название теории | Основные признаки теории | Представители |
1. Общественная теория | Строгое разграничение государственных и общественных (общинных) дел | О. Ресслер, Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков |
1.1 Хозяйственная теория | Приоритет хозяйственной самостоятельности общины | Р. Моль и А. Васильчиков |
1.2 Юридическая теория | Приоритет юридической самостоятельности общины | Л. Штейн |
1.3 Политическая теория | Приоритет принципа
отделения должностных лиц |
Р. Гнейст |
2. Государственная теория | Общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на местах | Р. Гнейст, Л. Штейн, Н.И. Лазаревский , А.Д. Градовский, В.П. Безобразов |
3. Государственно- общественная теория | Выполнение общиной как местных, так и государственных дел |
Вопрос 3. Реформа местного самоуправления 2003-2008 гг.: итоги и перспективы.
2009
год знаменовал собой новый
этап в развитии системы
При всех неизбежных издержках и оговорках, нельзя отрицать главного: муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения носят необратимый характер – они приняты всеми заинтересованными лицами и рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего развития.
Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Неслучайно, ставя в Послании Федеральному Собранию задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, Президент России Д.А. Медведев акцентировал те аспекты этой работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти:
«Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению»1.
Реализация реформы предполагала отход от традиционной для России моноцентрической модели организации власти, характеризовавшейся организационным единством, вертикально интегрированными структурами, приоритетом государственных функций над началами самоуправления, и внедрение европейских континентальных стандартов (в частности, германского опыта). В России создавалась двухуровневая система местного самоуправления (муниципальные районы и поселения), причем каждый уровень рассматривался как функционирующий автономно от других и от государственной власти с четким разграничением предметов ведения и полномочий. В этом виделся залог создания подлинно самоуправляющейся системы публичной власти низового уровня. То, что эти задачи не удалось реализовать в полном объеме, ни в коем случае нельзя считать провалом реформы.
Заложенная в Федеральном законе №131-ФЗ европейская модель местного самоуправления, столкнувшись с российской реальностью, дала в практическом воплощении набор различных моделей.
На реальном воплощении реформы в жизнь и становлении новой системы местного самоуправления, вводимой Федеральным законом №131-ФЗ, сказался целый набор факторов и противоречий: централизация или децентрализация? Унификация или местная специфика? Где взять ресурсы? Город и деревня. Реформирование реформы?
Информация о работе Местное самоуправление в России: исторические традиции и реформы