Местное самоуправление в России: исторические традиции и реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:43, лекция

Описание работы

Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.
Управление - это воздействие, «поступающее» в систему извне.
Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

Содержание работы

Введение
1. Определение и общие принципы местного самоуправления (МСУ).
2. Основные теории местного самоуправления.
3. Реформа местного самоуправления 2003-2008 гг.: итоги и перспективы.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

лекция т1.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

     Направления совершенствования местного самоуправления

     Учитывая  обозначенные выше проблемы и тенденции, необходимыми  представляются следующие  решения и направления действий.

     1. Пройдя муниципальную реформу,  сегодня необходимо четко определить  основные векторы развития местного  самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В настоящее время уже утверждена в целом Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., подготовлена Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Целенаправленное движение вперед вызывает потребность в разработке и нормативном закреплении также и концепции новой российской муниципальной политики.

     2. Важнейшим фактором развития  местного самоуправления становится  максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований. Сравнительный анализ показывает довольно четкую корреляцию между степенью муниципальной активности жителей и ресурсными возможностями местной власти на той или иной территории. Пробуждение жителей к участию в местном самоуправлении во многом лежит в плоскости организационного и экономического укрепления муниципалитетов. Действия в этом направлении – первое и главное условие повышения уровня и качества народного представительства во власти.

     Поэтому  одним из приоритетов должно стать  донесение до людей объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок – от образовательных учреждений до средств массовой информации.  Необходимо подготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению граждан. Только таким путем можно сформировать в обществе подлинную культуру самоуправления.

     3. Именно от муниципальной власти  напрямую зависят и возможности  инновационного развития территории, и качество реализации национальных проектов, и эффективность оказания многих услуг жителям. Поэтому и местное самоуправление, и муниципальный класс (люди, профессионально занятые в его осуществлении) нуждается в самом серьезном внимании и поддержке со стороны государства.  Муниципальные элиты должны быть включены в систему принятия решений на федеральном уровне, возможно – через создание муниципальной секции в Государственном Совете России, представленность в Общественных палатах федерального и регионального уровня, усиление роли объединений муниципальных образований и муниципального сообщества.

     Необходимо  создать максимально благоприятные условия для работы муниципальных органов, в том числе за счет ограничения избыточного государственного контроля их деятельности.

     4. Необходим качественно иной подход  к дифференциации политики в  отношении различных типов муниципальных  образований. Муниципальные образования,  являющиеся точками роста (прежде  всего города), должны получить  действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории (прежде всего сельские) – гарантии государственной поддержки. Города должны получить большую свободу маневра, в том числе путем предоставления им права расширять перечень решаемых ими вопросов местного значения, развивать налогооблагаемую базу местных бюджетов, развивать потенциал своего территориального роста. Напротив, в неурбанизированных зонах государство в большей степени должно взять на себя ответственность за строительство и работу крупных инфраструктурных объектов, соблюдение базовых стандартов оказания услуг и финансового обеспечения.

     Одновременно  нужно адаптировать законодательство к многообразию условий местного самоуправления, признавая при этом сложившиеся реалии как данность. В этой связи целесообразно открыть дорогу для совершенствования территориальной организации публичной власти на местах, в частности - регламентировать преобразование муниципальных образований одних типов в другие (например, районов в городские округа и наоборот) при четком закреплении возможных случаев и процедур, чтобы исключить возможность злоупотреблений;  предоставить регионам возможность отказа от районного звена местного самоуправления, ставшего по факту элементом государственной системы управления, путем создания в районах территориальных органов государственной власти;

     5. В части разграничения предметов  ведения необходимо уйти от размытых формулировок в определении вопросов местного значения. В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко и недвусмысленно определить полномочия органов власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия в решении несвойственных им административных задач без финансовых гарантий со стороны государства. Возложение на муниципальные образования части функций в таких сферах, как предотвращение терроризма, чрезвычайных ситуаций, мобилизационная подготовка, без должного обеспечения и конкретизации создает недопустимые риски снижения уровня безопасности граждан.

     Одновременно имеет смысл усилить гибкость в определении вопросов местного значения путем разделения их на обязательный и факультативный списки. В обязательный должны быть включены только базовые вопросы, являющиеся предметом жизнеобеспечения населения всех муниципалитетов соответствующего типа. Некоторые другие вопросы, потребность в решении которых возникает у муниципального сообщества, могут определяться в качестве вопросов местного значения в уставе муниципального образования.

     6. Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Необходимо исключить бессмысленное циркулирование средств от муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней бюджетной системы, с последующим возвращением их в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов. Следует рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к работе над собственной доходной базой. Это позволит в перспективе расширить налогооблагаемую базу не только для местных, но также для федерального и региональных бюджетов.

     7. Обеспечение баланса свободы  муниципалитетов и соблюдения  государственного интереса невозможно  без определения институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления (и шире – форм взаимодействия государственных и муниципальных органов) с четким законодательным регулированием процедур запроса государством и предоставления муниципальными образованиями необходимой информации, перечня форм их отчетности, процедур проведения проверок муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления.

     Этим  же целям должно послужить и совершенствование  механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе через упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

     Таким образом, необходима дальнейшая – постепенная, последовательная и продуманная – модернизация существующей системы местного самоуправления. Для этого уже сегодня важно определить стратегию и тактику последующих действий.  
 
 

     Заключение

     Местное самоуправление представляет собой  один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

     В настоящее время российское местное  самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии. Работа по совершенствованию муниципального законодательства должна продолжаться. 
 

Литература

  1. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.).
  2. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с изменениями и дополнениями).  -  Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
  3. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ (в ред. ФЗ от 22 июня 1998 года).  – СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
  4. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.
  6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2010.
  8. Муниципальное право России: Учебник // Отв. ред. А. Авакьян, - М., 2011.
  9. Назаров И.В. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  10. Система муниципального управления: Учебник для вузов /Под ред. В.Б. Зотова. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006.
  11. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник, 2007.

Информация о работе Местное самоуправление в России: исторические традиции и реформы