Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа
Основной задачей демократического общественного устройства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Решить такую задачу невозможно без самоуправления в территориальных образованиях компактного проживания людей. Именно на этом уровне ежедневно обеспечивается безопасность граждан, предоставляются медицинское обслуживание, дается возможность получения образования, создаются рабочие места, оказываются транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
Децентрализация государства, государственной власти и управления является составной частью современного процесса реформ в России. Во второй половине 1980-х гг. идея федерализации жестко централизованного Советского Союза стала очень популярной. Примерно в это же время появляется идея возрождения подлинного самоуправления, связываемого в первую очередь с производственным самоуправлением. При этом, что интересно, идеи суверенизации (идущие очень часто под флагом федерализации) вышли на первый план, затмив идеи самоуправления. К тому же практическая реализация «парада суверенитетов» кардинально изменила геополитическое положение страны - СССР прекратил свое существование.
Введение
Основной
задачей демократического общественного
устройства является создание наиболее
благоприятных условий для
Децентрализация государства, государственной власти и управления является составной частью современного процесса реформ в России. Во второй половине 1980-х гг. идея федерализации жестко централизованного Советского Союза стала очень популярной. Примерно в это же время появляется идея возрождения подлинного самоуправления, связываемого в первую очередь с производственным самоуправлением. При этом, что интересно, идеи суверенизации (идущие очень часто под флагом федерализации) вышли на первый план, затмив идеи самоуправления. К тому же практическая реализация «парада суверенитетов» кардинально изменила геополитическое положение страны - СССР прекратил свое существование.
В новом государстве - Российской Федерации - проблемы децентрализации, федерализации, сепаратизма стали не менее острыми. Относительная стабилизация произошла лишь в середине 1990-х гг. С этого времени властные структуры смогли обратить внимание и на необходимость развития местного самоуправления.
Со вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 года в нашей стране «признается и гарантируется местное самоуправление».
Муниципальное право – одна из отраслей права, которая призвана регулировать общественные отношения в сфере местного самоуправления. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов граждан, проживающих на определенной территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Местное самоуправление в странах, где оно развито, осуществляет свою деятельность за счет государственного финансирования, но при этом оно и экономически выгодно государственной власти. Обеспечение текущих потребностей граждан требует государственных средств независимо от наличия местного самоуправления. А органы местного самоуправления, будучи властью, создаваемой населением муниципальных образований из людей, знающих все нюансы проблем своей территории, объективно являются органами власти, в наибольшей степени способными решать вопросы местного значения в экономически эффективных формах.
Не случайно в Европейской хартии местного самоуправления самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местного самоуправления. Эти положения хартии можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую политику любого государства применительно к местным органам власти, получая свое отражение в законодательстве.
В РФ процесс становления и развития местного самоуправления протекает с большими трудностями. Есть множество проблем, замедляющих развитие местного самоуправления в РФ.
Формирование местного самоуправления было начато по российской традиции - «сверху». После силового «упразднения» Верховного Совета России в октябре 1993 г. советская власть на местах в большинстве субъектов Российской Федерации была демонтирована, а для замены понадобилось местное самоуправление. Следовательно, современное местное самоуправление в стране выросло из конфликта законодательной и исполнительной власти и стоящих за ними социальных групп. Нормативной основой введения местного самоуправления явилась серия президентских указов. Именно эти факты обусловливают актуальность темы дипломного исследования.
Объектом исследования является местное самоуправление. Предметом исследования – особенности территориальных и организационных основ местного самоуправления.
Целью данной курсовой работы является анализ территориальных основ местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие «местное самоуправление» и принципы его организации;
-дать общую характеристику типов муниципальных образований;
-рассказать
о порядке изменения границ, преобразовании
муниципальных образований.
1.Понятие
и принципы местного
Как
мы знаем, исторически местное или
муниципальное самоуправление возникло
из родовой общины, то есть первичной
ячейки человеческого общества. Объединенные
своими суровыми условиями жизни, люди
были вынуждены добывать пищу и выполнять
ряд других функций совместно. Отсюда
и возникли определенные правила организации
совместной жизни, ограничивающие интересы
каждого человека во имя групповых совместных
интересов. Объединение диктовалось также
необходимостью передачи знаний и навыков
от поколения к поколению. И в таких условиях
власть получили старейшины родов (общин),
обладающие знаниями и жизненным опытом.
Такая подобная организация людей и начала
означать своеобразный зачаток самоуправления.
Соответственно, мы выяснили, что самоуправление,
община старше, чем государство.1
Под местным самоуправлением понимается
право и реальная способность органов
местного самоуправления устанавливать
значительную часть государственных дел
и управлять ею, действуя в рамках действующего
закона, под свою ответственность и в интересах
местного населения.
Как
мы знаем, это право осуществляется
советами или собраниями, состоящими
из членов. Также у советов или
собраний могут быть подотчетные
им исполнительные органы. Это положение
не исключает обращения к собраниям граждан,
референдуму или любой другой форме прямого
участия граждан там, где закон это допускает.2
Из вышесказанного можно сделать вывод,
что местное самоуправление в Российской
Федерации является признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации самостоятельная
и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций.
В Российской Федерации местное самоуправление
является формой осуществления народом
своей власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией Российской
Федерации, а в случаях, установленных
федеральными законами, - законами субъектов
Российской Федерации, самостоятельное
и под свою ответственность решение населением
непосредственно и через органы местного
самоуправления вопросов местного значения,
исходя из интересов населения, с учетом
исторических и иных местных традиций.
В отличие формулировок российских законов
от Европейской хартии местного самоуправления
состоит в том, что в Хартии особо выделяется
деятельность органов местного самоуправления
с возможностью обращений к собраниям
граждан и другим формам прямой демократии,
тогда как российское законодательство
упоминает, прежде всего, само население
и уж затем - органы местного самоуправления.
В то же время Европейская хартия говорит
не только о праве, но и о реальной способности
органов местного самоуправления решать
местные вопросы. Именно реальная способность,
прежде всего экономическая и финансовая,
служит главным слабым местом в российском
местном самоуправлении. Вступление России
в Совет Европы и ратификация в 1998 году
Европейской хартии требуют учета всех
ее отправных положений. В ней установлено,
что "принцип местного самоуправления
должен быть признан в законодательстве
страны и, по возможности, в конституции
страны".3
Как мы знаем, что в демократическом правовом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть. Так вот наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые местные проблемы. Централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей и трудностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении внутренних дел.
Под
местным самоуправлением
Также существует два главных подхода к определению местного самоуправления. Теория местного самоуправления исходит из полного отделения друг от друга государственной власти и местного самоуправления. Содержанием деятельности местного самоуправления являются местные интересы и задачи - неотъемлемое право населения соответствующих территорий. Как мы узнали из источников, что общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины XIX в. Во второй половине XIX в. возобладала «государственная» теория местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление - это форма децентрализации государственной власти, осуществление по поручению государства в рамках, установленных государством, управления «местными делами» с использованием органов, которые формируются при непосредственном участии жителей соответствующих территорий. А вот государственная теория получила широкое значение в конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в различных странах.
Данный
подход нашел свое отражение и
в принятой Советом Европы Европейской
хартии местного самоуправления как документе,
отражающем современные общедемократические
стандарты регулирования местного самоуправления.4
Конституционное законодательство Российской
Федерации, больше тяготеет к общественной
теории местного самоуправления. Согласно
Конституции Российской Федерации местное
самоуправление определяют как признаваемую
и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную
и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций. Местное самоуправление
обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения,
владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью.
Выдающийся российский конституционалист Б.Н. Чичерин большое внимание уделял проблемам местного самоуправления. Ученый считал очень важным вопрос о степени централизации и взаимоотношениях органов местного самоуправления и вышестоящих органов, подчеркивая, что "основное политическое правило" заключается в том, что местное самоуправление должно согласовываться с центральным. Государство, - по его мнению, - требует единства действий, не только во внешних сношениях, но, прежде всего, в ходе внутренних дел. Само внешнее единство зависит от внутреннего; на последнем основана вся сила государства".
Развитие России в качестве демократического правового государства во многом определяется тем, насколько рациональной и эффективной является организация власти в государстве, причем не только центральной, но и - прежде всего - местной власти, представленной системой органов местного самоуправления. Местное самоуправление - одна из фундаментальных демократических основ конституционного строя Российской Федерации.
В сегодняшних условиях процессы реформирования местного самоуправления приобретают значение важнейшей тенденции развития всей системы российской государственности. Критическое отношение к отдельным нововведениям в системе организации власти на местах не должно мешать уяснению и признанию того обстоятельства, что муниципальная реформа обусловлена объективными причинами фундаментального характера, среди которых поиск путей дальнейшего развития классических институтов демократии (к которым относятся и институты местного самоуправления) на основе оптимального баланса и сочетания национальных особенностей суверенной демократической государственности с универсальными, считающимися общепринятыми в современном мире стандартами демократии. Принципиально важно исходить из того, что суверенное государство, будучи объектом демократических преобразований, всегда должно оставаться их доминирующим субъектом, призванным обеспечивать не только создание инструментальной системы публично-правового управления, но и поддержание ее эффективного функционирования на основе принципов демократии, верховенства права, защиты прав и свобод человека и гражданина
Общими принципами формирования органов местного самоуправления являются:
1) обязательность наличия выборных органов;
2) самостоятельность органов местного самоуправления, отделение их от системы органов государственной власти, невозможность осуществления местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, невозможность со стороны органов государственной власти образовывать органы и назначать должностных лиц местного самоуправления;
3)
самостоятельность населения
4)
наделение органов местного