Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа
Основной задачей демократического общественного устройства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Решить такую задачу невозможно без самоуправления в территориальных образованиях компактного проживания людей. Именно на этом уровне ежедневно обеспечивается безопасность граждан, предоставляются медицинское обслуживание, дается возможность получения образования, создаются рабочие места, оказываются транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
Децентрализация государства, государственной власти и управления является составной частью современного процесса реформ в России. Во второй половине 1980-х гг. идея федерализации жестко централизованного Советского Союза стала очень популярной. Примерно в это же время появляется идея возрождения подлинного самоуправления, связываемого в первую очередь с производственным самоуправлением. При этом, что интересно, идеи суверенизации (идущие очень часто под флагом федерализации) вышли на первый план, затмив идеи самоуправления. К тому же практическая реализация «парада суверенитетов» кардинально изменила геополитическое положение страны - СССР прекратил свое существование.
Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ в целях получения согласия населения при изменении границ, преобразовании муниципального образования может проводиться голосование по указанным вопросам. Данное голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном для проведения местного референдума, с учетом особенностей, указанных в Федеральном законе № 131-ФЗ. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ, преобразование муниципального образования считается полученным, если за изменение или преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
Для
правильного отнесения
Изменение, установление границ муниципальных районов и городских округов
При принятии решения об изменении существующих границ и (или) установлении новых границ муниципальных районов и городских округов следует соблюдать следующие требования и условия, предусмотренные ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ:
Помимо этого существует еще одно общее правило, установленное п. 4 ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрены отдельные требования и к законам субъектов РФ, устанавливающим и изменяющим границы муниципальных образований. Среди данных требований необходимо выделить следующие: в закон субъекта РФ, устанавливающий и изменяющий границы поселения, должен содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территории этого поселения (подп. 6.1 п. 1 ст. 11); в закон субъекта РФ об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума (п. 1 ст. 12).
Преобразование муниципальных образований
Помимо изменения границ муниципального образования Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает также возможность преобразования муниципальных образований, под которым согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ понимается объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа.
По общему правилу (п. 2 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ) преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. При этом закон субъекта РФ о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Инициатива населения о преобразовании муниципального образования, так же как и в случае изменения границ муниципального образования, реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования (так же, как и инициатива данных органов об изменении границ муниципального образования) оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрен целый ряд специальных правил, связанных с преобразованием муниципальных образований, в частности:
Разделение
муниципальных образований
Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований влечет за собой создание вновь образованных муниципальных образований в следующих случаях:
В
заключение отметим, что основанием для
изменения границ муниципальных образований
или их преобразования может служить не
только инициатива указанных выше субъектов.
Федеральным законом № 131-ФЗ также могут
устанавливаться случаи, когда необходимость
изменения границ или преобразования
может возникнуть в результате объективных
причин, связанных с изменением административно-
Так, на сегодняшний день Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена п. 1.1 следующего содержания: "разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями п. 5 ч. 1 настоящей статьи". Как следует из данного пункта, в указанном случае изменение границ и (или) преобразование муниципальных образований осуществляется в обязательном порядке, независимо от желания вышеназванных субъектов, с соблюдением указанного выше правила, согласно которому в состав территории городского поселения может входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
В
будущем у законодателя могут
возникнуть иные дополнительные основания
для внесения соответствующих изменений
в Федеральный закон № 131-ФЗ в
части установления обязательных требований
к изменению границ (преобразованию) муниципальных
образований. Поводом для возникновения
таких оснований может послужить в первую
очередь практика изменения границ и преобразования
муниципальных образований.16