Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 10:43, реферат
Описание работы
В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление — это не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.
Содержание работы
Введение 1. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления 1.1 Понятие местного самоуправления 1.2 Система местного самоуправления 1.3 Полномочия местного самоуправления 2. Государственная власть и местное самоуправление в РФ: конституционно-правовые основы взаимоотношений 2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти 2.2 Совершенствование реформирования местного самоуправления в России Заключение Список нормативных источников и литературы
Можно выделить несколько групп
полномочий органов местного самоуправления,
относящихся к различным областям деятельности
— экономической, социально-культурной
и др.
В области бюджета и финансов
органы местного самоуправления формируют,
утверждают, исполняют бюджет муниципального
образования, а также осуществляют контроль
за исполнением этого бюджета; устанавливают,
изменяют и отменяют местные налоги и
сборы. Они организуют выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности муниципальных
поселений, входящих в состав муниципального
района, за счет средств бюджета муниципального
района.
В области управления муниципальной
собственностью, взаимосвязанной с предприятиями,
учреждениями и организациями на территории
местного самоуправления, органы местного
самоуправления владеют, пользуются и
распоряжаются имуществом, находящимся
в муниципальной собственности муниципального
образования.
Органы местного самоуправления
создают муниципальные предприятия и
учреждения, финансируют муниципальные
учреждения, формируют и размещают муниципальный
заказ; устанавливают тарифы на услуги,
предоставляемые муниципальными предприятиями
и учреждениями, если иное не предусмотрено
федеральными законами.
В области земельных отношений
и охраны окружающей природной среды органы
местного самоуправления организуют благоустройство
территории муниципального образования,
территориальное зонирование земель муниципального
образования, устанавливают правила землепользования
и застройки территории, изъятия земельных
участков в границах образования для муниципальных
нужд, в том числе путем выкупа; осуществляют
земельный контроль за использованием
земель; организуют мероприятия по охране
окружающей среды; организуют и осуществляют
экономический контроль объектов производственного
и социального назначения на территориальном
образовании, за исключением объектов,
экономический контроль которых осуществляют
федеральные органы государственной власти.
В области строительства, жилищного
хозяйства, коммунального, бытового и
торгового обслуживания населения, транспорта
и связи органы местного самоуправления
организуют в границах муниципального
образования электро-, газо-, тепло- и водоснабжение,
снабжение населения топливом; содержание
и строительство автомобильных дорог
общего пользования, мостов и иных транспортных
инженерных сооружений в границах муниципального
образования, за исключением автомобильных
дорог общего пользования, мостов и иных
транспортных инженерных сооружений федерального
и регионального значения; создают условия
для предоставления транспортных услуг
населению и организуют транспортное
обслуживание населения в границах муниципального
образования; создают условия для обеспечения
населения услугами связи, общественного
питания, торговли и бытового обслуживания;
организуют утилизацию и переработку
бытовых и промышленных отходов; обеспечение
малоимущих граждан, проживающих на территории
муниципального образования и нуждающихся
в улучшении жилищных условий, жилыми
помещениями в соответствии с жилищным
законодательством, организуют строительство
и содержание муниципального жилищного
фонда, создают условия для жилищного
строительства; организуют освещение
улиц и установку указателей с названием
улиц и номерами домов; организуют ритуальные
услуги и содержание мест захоронения.
В области социально-культурного
обслуживания населения органы местного
самоуправления организуют библиотечное
обслуживание населения; создают условия
для организации досуга и обеспечения
жителей муниципального образования услугами
организаций культуры; организуют охрану
и сохранение объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) местного
(муниципального) значения, расположенных
в границах муниципального образования;
обеспечивают условия для массового отдыха
жителей и организуют обустройство мест
массового отдыха населения;
В области охраны общественного
порядка, прав и свобод граждан органы
местного самоуправления участвуют в
предупреждении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в границах муниципального
образования; обеспечивают первичные
меры пожарной безопасности; организуют
охрану общественного порядка на территории
муниципального образования муниципальной
милицией; осуществляют мероприятия по
гражданской обороне, защите населения
и территории поселений от чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного ха
создают и организуют деятельность аварийно-спасательных
служб и (или) аварийно-спасательных формирований,
организуют и осуществляют мероприятия
по мобилизационной подготовке муниципальных
предприятий и учреждений; осуществляют
мероприятия по обеспечению безопасности
людей на водных объектах, охране их жизни
и здоровья.
Органы местного самоуправления
вправе решать и другие вопросы, не отнесенные
к компетенции органов местного самоуправления
других муниципальных образований, органов
государственной власти и не исключенных
из их компетенции федеральными законами
и законами субъектов Федерации, только
при наличии собственных материальных
ресурсов и финансовых средств (за исключением
субвенций и доплат, предоставляемых из
федерального бюджета и бюджета субъекта
Федерации)4.
Одним из наиболее важных полномочий
органов местного самоуправления является
право на издание муниципальных правовых
актов.
Устав муниципального образования
и оформленные в виде правовых актов решения,
принятые на местном референдуме (сходе
граждан), являются актами высшей юридической
силы в системе муниципальных правовых
актов, имеют прямое действие и применяются
на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые
акты не должны противоречить уставу муниципального
образования и правовым актам, принятым
на местном референдуме (сходе граждан).
Глава местной администрации
в пределах своих полномочий, установленных
федеральными законами, законами субъектов
Федерации, уставом муниципального образования,
нормативными правовыми актами представительного
органа муниципального образования, издает
постановления по вопросам местного значения
и вопросам, связанным с осуществлением
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов
Федерации, а также распоряжения по вопросам
организации работы местной администрации.
Органы местного самоуправления
могут быть наделены отдельными государственными
полномочиями.
Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями Российской Федерации осуществляется
федеральными законами, отдельными государственными
полномочиями субъектов Федерации — законами
субъектов Федерации. Наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями иными нормативными правовыми
актами не допускается.
Органы местного самоуправления
несут ответственность за осуществление
отдельных государственных полномочий
в пределах выделенных муниципальным
образованиям на эти цели материальных
ресурсов и финансовых средств.
Органы государственной власти
осуществляют контроль за осуществлением
органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, а также за
использованием предоставленных на эти
цели материальных ресурсов и финансовых
средств.
Органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления
обязаны в соответствии с требованиями
федерального закона предоставлять уполномоченным
государственным органам документы, связанные
с осуществлением отдельных государственных
полномочий.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
2.1 Взаимоотношения
органов местного самоуправления
и органов государственной власти
Конституция РФ организационно
и функционально отделила органы местного
самоуправления от органов государственной
власти, установив, что органы местного
самоуправления не входят в систему органов
государственной власти, самостоятельно
решают вопросы местного значения (ст.
12 и 132).
В ст. 5 и 6 Закона 2003 г. содержатся
перечни полномочий органов государственной
власти РФ и субъектов РФ в области местного
самоуправления. Однако из указанных перечней
весьма сложно понять, чем конкретно занимаются
органы государственной власти Российской
Федерации и субъектов РФ в сфере местного
самоуправления.
Так, к полномочиям федеральных
органов государственной власти в области
местного самоуправления относятся5:
1) определение общих принципов
организации местного самоуправления
в Российской Федерации, устанавливаемых
Федеральным законом 2003 г.;
2) правовое регулирование
по предметам ведения и в
пределах полномочий РФ, а также
по предметам совместного ведения
РФ и субъектов РФ прав, обязанностей
и ответственности федеральных
органов государственной власти
и их должностных лиц, органов
государственной власти субъектов
РФ и их должностных лиц
в области местного самоуправления;
3) правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности
граждан, органов и должностных
лиц местного самоуправления
по решению вопросов местного
значения;
4) правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности
органов и должностных лиц
местного самоуправления при
осуществлении отдельных государственных
полномочий, которыми органы местного
самоуправления наделены федеральными
законами в порядке, установленном
Федеральным законом.
К полномочиям органов государственной
власти субъектов РФ в области местного
самоуправления относятся:
1) правовое регулирование
вопросов организации местного
самоуправления в субъектах РФ
в случаях и порядке, установленных
Федеральным законом 2003 г.;
2) правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности
органов государственной власти
субъектов РФ и их должностных
лиц в области местного самоуправления
в случаях и порядке, установленных
федеральными законами;
3) правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности
органов и должностных лиц
местного самоуправления по предметам
ведения субъектов РФ, а также
в пределах полномочий органов
государственной власти субъектов
РФ по предметам совместного
ведения РФ и субъектов РФ;
4) правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности
органов и должностных лиц
местного самоуправления при
осуществлении отдельных государственных
полномочий, которыми органы местного
самоуправления наделены законами
субъектов РФ в порядке, установленном
Федеральным законом 2003 г.
Формы взаимоотношений органов
местного самоуправления и органов государственной
власти устанавливаются федеральным законодательством
и законодательством субъектов РФ. Законы
более 20 субъектов РФ о местном самоуправлении
содержат отдельные главы или статьи,
посвященные вопросам взаимодействия
органов местного самоуправления и органов
государственной власти субъектов РФ.
I. Правовое регулирование
в сфере местного самоуправления
1. Органы государственной
власти РФ и субъектов РФ
осуществляют правовое регулирование
отдельных отношений в сфере
местного самоуправления, предусмотренных
Федеральным законом 2003 г.
Например, федеральными законами
урегулированы вопросы, связанные с определением
основных гарантий избирательных прав
при проведении муниципальных выборов,
порядка государственной регистрации
уставов муниципальных образований, основ
организации муниципальной службы, финансовых
основ местного самоуправления, порядка
передачи федеральной собственности в
муниципальную собственность, особенностей
осуществления местного самоуправления
в приграничных территориях, закрытых
административно-территориальных образованиях
и т.д.
Законами субъектов РФ урегулированы
вопросы, связанные с установлением границ
и статуса муниципальных образований,
наименований органов местного самоуправления,
порядка проведения муниципальных выборов,
местного референдума, рассмотрения обращений
в органах местного самоуправления, передачи
собственности субъекта РФ в муниципальную
собственность, административной ответственности
за правонарушения, связанные с осуществлением
местного самоуправления и т.д.
2. Органы государственной
власти РФ и субъектов РФ
принимают нормативные правовые
акты, связанные с определением
компетенции органов местного
самоуправления по решению отдельных
вопросов местного значения (например,
в сфере образования, здравоохранения,
культуры, физической культы, спорта,
градостроительства, жилищных, земельных
отношений и т.д.).
В соответствии ч. 3 ст. 5, ч. 3
ст. 6 Федерального закона 2003 г. в случае
противоречия федеральных законов и (или)
иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих
вопросы местного самоуправления, Конституции
РФ, Федеральному закону 2003 г. применяются
Конституций РФ и указанный Закон. В случае
противоречия конституции (устава), закона,
иного нормативного правового акта субъекта
РФ, регулирующих вопросы организации
местного самоуправления и устанавливающих
права, обязанности и ответственность
органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, Конституции
РФ, федеральным конституционным законам,
Федеральному закону 2003 г. и другим федеральным
законам применяются Конституция РФ, федеральные
конституционные законы, Федеральный
закон 2003 г. и другие федеральные законы.
Органы местного самоуправления
могут принимать участие в правотворческом
процессе органов государственной власти.
Статьей 6 Федерального закона 1999 г., законами
большинства субъектов РФ предусматривается,
что представительные органы муниципальных
образований обладают правом законодательной
инициативы в законодательном (представительном)
органе государственной власти субъекта
РФ. Это право реализуется посредством
внесения представительными органами
муниципальных образований проектов законов
субъектов РФ в законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
РФ.
Законодательство некоторых
субъектов РФ предусматривает участие
органов местного самоуправления в процессе
принятия органами государственной власти
правовых актов. Например, согласно ст.
42 Закона Красноярского края «О местном
самоуправлении в Красноярском крае»
от 10 января 1996 г. № 8-209 при принятии правовых
актов, касающихся муниципальных образований,
органы государственной власти края должны
проводить предварительные консультации
с данными муниципальными образованиями
или органами местного самоуправления
и учитывать их предложения.