Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 10:43, реферат
Описание работы
В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление — это не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.
Содержание работы
Введение 1. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления 1.1 Понятие местного самоуправления 1.2 Система местного самоуправления 1.3 Полномочия местного самоуправления 2. Государственная власть и местное самоуправление в РФ: конституционно-правовые основы взаимоотношений 2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти 2.2 Совершенствование реформирования местного самоуправления в России Заключение Список нормативных источников и литературы
На заседаниях органов местного
самоуправления области вправе присутствовать
с правом совещательного голоса руководители
органов государственной власти области
или лица, уполномоченные ими, в соответствии
с уставом МО либо с согласия органов местного
самоуправления.
II. Создание органами
государственной власти организационных
структур, специализирующихся на взаимодействии
с органами местного самоуправления
1. Создаются уполномоченные
исполнительные органы государственной
власти, оказывающие содействие органам
местного самоуправления в реализации
их полномочий.
На федеральном уровне это Министерство
регионального развития РФ, положение
о котором утверждено постановлением
Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40.
В субъектах РФ это, например, Комитет
государственной службы, кадровой политики
и по работе с местным самоуправлением
Администрации Президента и Правительства
Республики Бурятия, положение о котором
утверждено указом Президента Республики
Бурятия от 10 февраля 2003 г. № 38, Управление
внутренней политики и взаимодействия
с территориями аппарата администрации
Пермской области, положение о котором
утверждено указом губернатора Пермской
области от 16 апреля 2002 г. № 69.
2. Создаются территориальные
органы исполнительных органов
государственной власти субъектов
РФ в административно-территориальных
единицах субъектов РФ.
Исполнительные органы государственной
власти субъектов РФ вправе создавать
свои территориальные органы в административно-территориальных
единицах субъектов РФ, в том числе в которых
созданы МО, для решения задач государственного
значения на соответствующей территории
и организации контроля за осуществлением
органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, а также назначать
своих полномочных представителей. Положения
о территориальных органах и полномочных
представителях исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ
утверждаются, как правило, высшим должностным
лицом субъекта РФ.
3. Создаются координационные,
консультативные и совещательные
органы (советы, конгрессы, рабочие
группы) при органах государственной
власти, осуществляющие отдельные
мероприятия в сфере местного самоуправления.
Указанные органы создаются
для обеспечения согласованных действий
заинтересованных органов власти, выработки
рекомендаций по определенным направлениям
их деятельности. Их состав, полномочия
и порядок работы определяются правовым
актом соответствующего органа или должностного
лица государственной власти, принимаемым
по согласованию с соответствующими органами
местного самоуправления. Указанные органы
могут создаваться на постоянной или временной
основе.
На основании ст. 8 Закона 2003
г. в целях организации взаимодействия
органов местного самоуправления, выражения
и защиты общих интересов муниципальных
образований в каждом субъекте РФ образуется
совет МО субъекта РФ. В целях организации
взаимодействия муниципальных образований,
советов МО субъектов РФ, выражения и защиты
общих интересов муниципальных образований
РФ, в том числе представления указанных
интересов в федеральных органах государственной
власти и организации сотрудничества
муниципальных образований РФ с международными
организациями и иностранными юридическими
лицами, советы МО субъектов РФ могут образовывать
единое общероссийское объединение муниципальных
образований.
В соответствии с Указом Президента
РФ «О мерах по совершенствованию государственного
управления» от 16 июля 2004 г. № 910 6в целях исключения дублирования
функций и полномочий федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления; совершенствования правового
регулирования разграничения полномочий
между федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления
при Комиссии при Президенте РФ по вопросам
совершенствования государственного
управления образована межведомственная
рабочая группа по вопросам федеративных
отношений и местного самоуправления.
III. Осуществление координации
деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления
1. Заключаются договоры
и соглашения между органами
государственной власти и органами
местного самоуправления для
решения общих задач, непосредственно
связанных с вопросами местного
значения.
2. Осуществляется обмен
информацией между органами государственной
власти и органами местного
самоуправления.
Например, в соответствии с
п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 2003 г.
к полномочиям органов местного самоуправления
относится организация сбора статистических
показателей, характеризующих состояние
экономики и социальной сферы муниципального
образования, и предоставление указанных
данных органам государственной власти
в порядке, установленном Правительством
РФ. В ст. 47 Закона Красноярского края «О
местном самоуправлении в Красноярском
крае» от 10 января 1996 г. № 8-209 предусматривается
обязанность органов местного самоуправления
представлять собственные правовые акты,
акты, принятые сходом, собранием граждан
или на референдуме, договоры и иную информацию,
касающуюся деятельности муниципального
образования, органам государственной
власти края по их требованию.
Органы государственной власти
также могут предоставлять органам местного
самоуправления необходимую им информацию,
в том числе правовые акты, методические
рекомендации и т.п.
3. Направляются органами
местного самоуправления обращения
в органы государственной власти
и органами государственной власти
обращения в органы местного
самоуправления.
IV. Осуществление
мер государственной поддержки местного
самоуправления
Федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов РФ создают необходимые правовые,
организационные, материально-финансовые
условия для становления и развития местного
самоуправления и оказывают содействие
населению в осуществлении права на местное
самоуправление. В Федеральном законе
2003 г. общий принцип об оказании органами
государственной власти мер государственной
поддержки местному самоуправлению отсутствует.
В п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона
предусматривает только меры финансовой
поддержки государства в отношении местного
самоуправления. Так, в случаях и порядке,
установленных федеральными законами
и законами субъектов РФ, финансовые обязательства,
возникающие в связи с решением вопросов
местного значения, могут дополнительно
финансироваться за счет средств федерального
бюджета, федеральных государственных
внебюджетных фондов и бюджетов субъектов
РФ.
Существуют следующие меры
государственной поддержки местного самоуправления.
1. Принятие федеральных
и региональных программ развития
местного самоуправления. Например,
постановлением Правительства РФ
от 15 декабря 1999 г. № 1394 утверждена Федеральная
целевая программа государственной
поддержки развития муниципальных
образований и создания условий
для реализации конституционных
полномочий местного самоуправления.
Предусматриваются два основных этапа
исполнения указанной программы: первый
этап (2000—2002) — создание базовых условий
для развития муниципальных образований
и реализации конституционных полномочий
местного самоуправления; второй этап
(2003—2014) — выполнение программных мероприятий,
направленных на кодификацию законодательства
о местном самоуправлении, а также на решение
задач инвестиционного характера, способных
обеспечить устойчивое социально-экономическое
развитие муниципалитетов и существенное
повышение жизненного уровня населения.
Аналогичные программы приняты в ряде
регионов РФ (Волгоградской, Томской областях
и т.д.).
2. Разработка модельных
проектов муниципальных правовых
актов. Например, распоряжением губернатора
Омской области от 7 апреля 2004 г. №
80-р создана рабочая группа
по подготовке проектов нормативных
правовых актов Омской области
в сфере местного самоуправления.
Указанной рабочей группой в 2005
г. разработаны модельные муниципальные
правовые акты для муниципального
района и поселения, в том числе
уставы муниципальных образований,
положения о порядке организации
территориального общественного
самоуправления, публичных слушаний,
реализации правотворческой инициативы
граждан, бюджетном процессе в
муниципальных образованиях, о местных
налогах, об управлении муниципальной
собственностью и т.д.
3. Оказание органам местного
самоуправления финансовой помощи в решении
вопросов местного значения:
■ установление нормативов
отчислений в местный бюджет от определенных
видов федеральных и региональных налогов
и сборов (ст. 58 и 59 Федерального закона
2003 г.);
■ предоставление дотаций из
региональных фондов финансовой поддержки
поселений, муниципальных районов, городских
округов в целях выравнивания финансовых
возможностей органов местного самоуправления
осуществлять свои полномочия по решению
вопросов местного значения (ст. 60 и 61 Федерального
закона 2003 г.);
■ предоставление субсидий
из фонда муниципального развития в целях
долевого финансирования инвестиционных
программ ' и проектов развития общественной
инфраструктуры муниципальных образований;
фонда софинансирования социальных расходов
в целях долевого финансирования приоритетных
социально значимых расходов бюджетов
муниципальных образований (ст. 62 Федерального
закона 2003 г.);
4. Предоставление органам
местного самоуправления материальных
ресурсов для решения вопросов
местного значения. Осуществляется
это, например, посредством предоставления
из собственности субъектов РФ
в муниципальную собственность
нежилых помещений для размещения
органов местного самоуправления,
муниципальных унитарных предприятий,
муниципальных учреждений, транспортных
средств для перевозки пассажиров, уборки
дорог, компьютерной техники; обеспечение
органов местного самоуправления средствами
связи, Интернетом и т.п.
5. Организация органами
государственной власти профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения
квалификации муниципальных служащих,
выборных и иных должностных
лиц местного самоуправления. Так,
в настоящее время органами
государственной власти субъектов
РФ организуется обучение глав
вновь образованных муниципальных
образований, ведется подготовка
юристов, экономистов и финансистов
для кадрового обеспечения местных
администраций вновь образованных
муниципальных образований.
6. Оказание методической
помощи органам местного самоуправления.
Органы государственной власти
субъектов РФ периодически изучают,
обобщают практику исполнения
законодательства в муниципальных
образованиях и разрабатывают
на этой основе методические
рекомендации для органов местного
самоуправления по совершенствованию
порядка решения вопросов местного
значения, организуют обмен опытом
между муниципальными образованиями,
в том числе в различных
регионах.
V. Принятие органами
государственной власти мер по обеспечению
законности и правопорядка на территории
муниципального образования посредством
1. Государственная
регистрация уставов муниципальных образований.
Она проводится территориальными органами
Министерства юстиции РФ в субъектах РФ
в порядке, предусмотренном Федеральным
законом «О государственной регистрации
уставов муниципальных образований» от
21 июля 2005 г. № 97-ФЗ.
2. Ведение реестра муниципальных
образований РФ Министерством
юстиции РФ в порядке, предусмотренном
постановлением Правительства РФ
от 1 июня 2005 г. № 350.
3. Контроль за осуществлением
деятельности органов местного самоуправления,
в том числе контроля за использованием
финансовых средств, предоставленных
местным бюджетам и имеющим целевое назначение.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 и ч.
2 ст. 6 Федерального закона 2003 г. осуществление
исполнительно-распорядительных и контрольных
полномочий федеральными органами государственной
власти в отношении муниципальных образований
и органов местного самоуправления допускается
только в случаях и порядке, установленных
Конституцией РФ, федеральными конституционными
законами, Федеральным законом 2003 г. и
другими федеральными законами. Осуществление
исполнительно-распорядительных и контрольных
полномочий органами государственной
власти субъектов РФ в отношении муниципальных
образований и органов местного самоуправления
допускается только в случаях и порядке,
установленных Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, Федеральным
законом 2003 г., другими федеральными законами
и принимаемыми в соответствии с ними
законами субъектов РФ.
В настоящее время федеральными
законами предусмотрен только один случай
контроля за местным самоуправлением
— контроль за реализацией органами местного
самоуправления переданных им государственных
полномочий, в иных случаях допускается
только судебный контроль за деятельностью
органов местного самоуправления.
4. Компенсация местному
самоуправлению дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых федеральными
органами государственной власти,
органами государственной власти
субъектов РФ.
Статья 133 Конституции РФ предусматривает,
что местное самоуправление в Российской
Федерации гарантируется правом на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в
результате решений, принятых органами
государственной власти. Это означает,
что увеличение расходов или уменьшение
доходов органов местного самоуправления,
возникшие в результате решений, принятых
федеральными органами государственной
власти или органами государственной
власти субъектов РФ, компенсируются органами,
принявшими решения. Размер компенсации
определяется одновременно с принятием
соответствующего решения.
Решения органов государственной
власти, влекущие дополнительные расходы
органов местного самоуправления, реализуются
органами местного самоуправления в пределах
переданных им в качестве компенсации
средств. В Федеральном законе «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ соответствующие
положения по непонятным причинам отсутствуют.