Местный бюджет: понятие, структура и исполнение местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение теоретических основ составных частей местного бюджета, его структуры, процедуры его исполнения.
Цель предусматривает решение следующих задач:
•определение понятия «местный бюджет», выделение выполняемых функций ;
•рассмотрение структуры местных бюджетов, подробный анализ его составных частей
•выделение особенностей исполнения местных бюджетов.

Содержание работы

Введение
Понятие и функции местных бюджетов
Понятия «местный бюджет»
Функции местных бюджетов
Общая характеристика структуры местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов
Собственные доходы бюджета
Поступления от регулирующих доходов
Финансовая поддержка муниципальных образований в форме межбюджетных трансфертов и средств по взаимным расчетам
Расходы местных бюджетов
Бюджетный процесс на муниципальном уровне
Общая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне
Особенности исполнения местного бюджета
Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовик - муниципальное право - 2 курс.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)
  • инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
  • средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  • расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
  • расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований;
  • другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации 14. В целом, расходная часть местных бюджетов включает:

— расходы, связанные  с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

— расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

— расходы, связанные  с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и  ссудам;

— ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также и иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной  части местного бюджета устанавливается  уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

В соответствии с законодательством  России обязательными для муниципальных  образований являются только такие  расходы, которые в таком качестве определяет закон (но не подзаконные акты), а также расходы, необходимые для оплаты и обслуживания долгов и задолженности, появляющихся из договорных обязательств и судебных решений. Разнообразные расходы местных бюджетов отражают разделение компетенции между территориальными уровнями государственной власти.

Исключительно из местных  бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов 15:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

По действующему законодательству, увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, должно компенсироваться принявшими их органами. При этом такие решения органов государственной власти могут реализовываться органами местного самоуправления только в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Но, к сожалению, в действующем законодательстве отсутствует четко установленный механизм передачи средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование делегирования государственных полномочий. В результате между органами государственной власти и органами местного самоуправления регулярно возникают споры о том, произведена или нет соответствующая компенсация по закону, затрагивающему интересы местных бюджетов. Однако согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать все федеральные законы, независимо от того, произведена необходимая компенсация или нет.

В расходной части  муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов местного самоуправления 16.

Размер резервных фондов устанавливается представительными  органами местного самоуправления при  утверждении бюджета на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления. Исполнительный орган местного самоуправления обязан ежеквартально информировать представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем  доходов местного бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования, а также путем получения кредитов у кредитных организаций.

 

 

 

Глава 3. Бюджетный процесс на муниципальном уровне

3.1. Общая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне

 

Бюджетный процесс  в муниципальном образовании – это регламентированная нормами права деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также по контролю за его исполнением 17.

В соответствии со статьей 9 Бюджетного Кодекса РФ к полномочиям  муниципальных образований в  области организации бюджетного процесса относятся 18:

- установление порядка  составления и рассмотрения проекта  местного бюджета, утверждения  и исполнения местного бюджета,  осуществления контроля за его  исполнением и утверждения отчета  об исполнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

Общая продолжительность  бюджетного процесса по местному бюджету составляет 1 год 8 месяцев, в том числе:

а) первый этап - прогнозирование доходной и расходной частей бюджета на очередной финансовый год на основе анализа финансово- экономического положения муниципального образования в текущем финансовом году; формирование проекта местного бюджета на очередной финансовый год (сентябрь-октябрь текущего года);

б) второй этап - рассмотрение и утверждение бюджета на очередной финансовый год (ноябрь-декабрь текущего года);

в) третий этап - исполнение бюджета муниципального образования (январь-декабрь отчетного года);

г) четвертый этап - завершение операций по исполнению бюджета, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета за отчетный год (январь-апрель года, следующего за отчетным).

Участниками бюджетного процесса - субъектами бюджетных правоотношений на территории муниципального образования являются:

а) Руководитель муниципального образования;

б) муниципальное Собрание;

в) Руководитель муниципалитета;

г) финансовый орган муниципалитета;

д) органы, уполномоченные осуществлять сбор доходов бюджета;

е) иные органы, на которые  законодательством Российской Федерации  возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются муниципальные  бюджетные учреждения, муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств.

 

 

3.2. Особенности исполнения местного бюджета

 

Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исполнение местного бюджета муниципального образования  обеспечивается его администрацией. Организация исполнения местного бюджета  возлагается на соответствующий  финансовый орган администрации  муниципального образования 19.

Бюджет муниципального образования исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования  осуществляется в порядке, установленном  Бюджетным кодексом Российской Федерации. Оно включает в себя 20:

  •  открытие счета бюджета муниципального образования в учреждениях Центрального Банка России или иных кредитных организациях,
  •  ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов, распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета муниципального образования,
  •  осуществление платежей от имени и по поручению получателей средств бюджета муниципального образования.

Порядок организации  работы по кассовому обслуживанию исполнения бюджета муниципального образования, а также порядок открытия и ведения лицевых счетов распорядителей и получателей средств муниципального образования определяется уполномоченным органом.

Руководитель финансового  органа местной администрации назначается  на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Исполнение расходов бюджета муниципального образования  осуществляется на основании сводной  бюджетной росписи. Сводная бюджетная  роспись составляется муниципалитетом (или иным уполномоченным органом муниципалитета) на основе бюджетных росписей распорядителей средств бюджета муниципального образования и утверждается руководителем муниципалитета (или иным уполномоченным органом муниципалитета) в сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Утвержденная сводная  бюджетная роспись представляется в согласованные сроки в орган, уполномоченный осуществлять кассовое обслуживание муниципального бюджета, и направляется для сведения в  муниципальное Собрание.

Бюджетная роспись распорядителей средств бюджета муниципального образования составляется по подведомственным получателям бюджетных средств, на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджета с поквартальной разбивкой и представляется в муниципалитет (иной уполномоченный орган муниципалитета) в сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Порядок доведения показателей  сводной бюджетной росписи и  лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования определяется муниципалитетом.

Если решение муниципального Собрания о бюджете не вступило в  силу с начала финансового года, при расходовании бюджетных средств  применяются нормы, установленные  Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют  финансовому органу местной администрации  информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

3.3. Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении

Информация о работе Местный бюджет: понятие, структура и исполнение местного бюджета