Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы стало обобщение теоретических основ и выделение практических аспектов проведения мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ.
Поставленная цель обусловила решение ряда задач:
- раскрыть сущность мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ;
- выделить основные методы сбора, анализа и обработки данных;
- охарактеризовать этапы процесса мониторинга и оценки программ;
- изучить планирование оценки государственных и муниципальных программ;
- рассмотреть предложения по организации мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ 6
1.1. Сущность мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. 6
1.2. Основные методы сбора, анализа и обработки данных 10
1.3.Этапы процесса мониторинга и оценки программ 15
Глава 2. Практические аспекты проведения оценки государственных и муниципальных программ 23
2.1.Планирование оценки государственных и муниципальных программ 23
2.2. Предложения по организации мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ в Российской Федерации 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Мониторинг и оценка гос и мун программ, Хисматова.docx

— 67.69 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

 

 

                                           

 

Работу выполнил:

Студент группы 14-125

Хисматова Тансылу Рафиковна

Научный руководитель:

Кораблев Максим Михайлович

 

 

 

 

Казань

2014

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В последние десятилетия мониторинг и оценка получили широкое признание и сегодня являются традиционным инструментом управленческой деятельности во многих странах мира. Методики мониторинга впервые стали применять в практике естественных наук (почвоведение, биология, зоология, экология, метеорология, медицина и т.п.). Позже сфера использования технологий мониторинга чрезвычайно расширилась, и наработанные подходы плавно перешли к другим наукам: социологии, экономики, политологии, теории управления. В зависимости от сферы применения мониторинг приобретает различные толкования и в разной степени применяется. В частности, например, считается, что в сфере экологии мониторинг в развитых странах достиг уровня зрелости. Экологический мониторинг четко определен, его воспринимают большинство ученых и практиков, глубоко проработан методологический аппарат, созданы средства отслеживания, измерения, сбора, хранения и обработки данных, способы распространения информации, законодательно закреплен статус.

Сегодня мониторинг и оценка используется для определения результативности и эффективности стратегий, государственных программ и проектов, официальными разработчиками и исполнителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления различных уровней.

 В Западных странах  обнародуют отчеты и все данные  о результатах выполнения программ  и проектов, которые основаны  на анализе и обработке  значительного  перечня количественных и качественных  данных. Их цель: продемонстрировать  уровень эффективности и соответствия  потребностям общества. Данный процесс  дает возможность руководителям  соответствующих организаций в  срок и адекватно принимать  меры по корректировке стратегий, программ и проектов. А также  соответствующей государственной или местной политики. Обнародование и публикации  данных мониторинга и оценки способствует формированию «обратной связи» бизнеса и общественности, которые тем самым получают возможность представить собственную позицию и высказать свое мнение по результативности программной деятельности правительственных структур разных уровней.

В Российской Федерации внедрение современных подходов к мониторингу и оценке государственных и муниципальных  программ в настоящее время  еще новая и не распространенная управленческая практика. Но данные подходы активно разрабатываются.

Целью курсовой работы стало обобщение теоретических основ и выделение практических аспектов проведения мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ.

Поставленная цель обусловила решение ряда задач:

- раскрыть сущность мониторинга  и оценки государственных и  муниципальных программ;

-  выделить основные  методы сбора, анализа и обработки  данных;

- охарактеризовать этапы  процесса мониторинга и оценки  программ;

- изучить планирование  оценки государственных и муниципальных  программ;

- рассмотреть предложения по организации мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ в Российской Федерации.

Объектом исследования стали мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ.

Предметом работы являются социально-экономические отношения в процессе мониторинга и оценки  государственных и муниципальных программ.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим основам мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. Вторая глава рассматривает практические аспекты проведения оценки. В заключении приведены результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ

 

1.1. Сущность мониторинга и оценки  государственных и муниципальных  программ.

 

Термины «мониторинг» и «оценка» иногда употребляются как синонимы или взаимозаменяемые понятия, что часто приводит к замешательству. Но данные понятия значительно отличаются.

Мониторинг -  это процесс, который включает регулярный сбор и фиксацию данных для отслеживания ключевых элементов реализации проекта на протяжении его деятельности. Цель мониторинга - корректировка, обеспечение эффективного использования ресурсов, достижение запланированных задач, минимизация отрицательных последствий, определение возможностей развития и/или повторения проекта. Для мониторинга характерны простые вопросы: имело место какое-либо мероприятие или нет, скольким клиентам была предоставлена услуга, сколько предметов было роздано и т.д. Как правило, эту информацию получить достаточно просто, и нужно лишь аккуратно ее зафиксировать после оказания услуги.1

Мониторинг государственных и муниципальных программ и проектов базируется на комплексности, системности и регулярности использования одних и тех же принципов и одного и того же набора инструментария. Это дает возможность осуществлять текущий контроль динамики изменений в отношении к проблеме на всем протяжении реализации проекта и в срок корректировать и направлять деятельность, при использовании соответствующих методов и средств.

Оценка - это систематизированное исследование ситуации, процесса реализации программы или ее результатов с целью разработки проекта деятельности, создания рекомендаций по улучшению работы, оценки ее эффективности и результативности. Существует несколько типов оценки. Среди них можно выделить три основных: оценка ситуации, оценка процесса и оценка влияния. Оценка ситуации, как правило, проводится перед началом вмешательства. Ее цель - разработка проекта, адекватного потребностям целевой группы. Оценку процесса проводят в ходе реализации программы. Она призвана откорректировать программу во время реализации для повышения эффективности ее воздействия. Оценка влияния проводится после окончания программы (или ее компонента) или некоторое время спустя. Она показывает, насколько программа достигла поставленных целей.2

Оценка - это управленческая функция, которую применяют периодически и селективно при необходимости осуществить независимую, системную и объективную проверку состояния прогресса в достижении или отклонение от достижения ожидаемых результатов.

Оценка - не одноразовое мероприятие. Она осуществляется по мере необходимости в ответ на потребность подробного и масштабного анализа взаимосвязи между проблемами и запросами целевой группы (или групп), на удовлетворение которой (которых) направлена деятельность организации  и состоянием внедрения программы (цель, ожидаемые результаты, план мероприятий, результативность и эффективность использования имеющихся ресурсов и т.п.).

Теоретическая основа оценки государственных и муниципальных программ  выходит  за  рамки   анализа лишь затрат,    необходимых     для   их реализации. На сегодняшний день, помимо    проверки результативности, эффективности     и    устойчивости    государственных    и муниципальных программ,     их    оценки       используется         также        для     определения   ее     соответствия     приоритетам   государственной политики. Такой подход способствует лучшей подотчетности правительственных структур перед общественностью.

При проведении оценки рассматриваются более глубокие вопросы. Например: почему какое-либо мероприятие имело или не имело желаемого эффекта, какие факторы оказались благоприятными, а какие лишь мешали, какие изменения можно внести для улучшения  работы в дальнейшем. Обычно это требует углубленного анализа и изучения большего объема различных видов информации. В зависимости от планируемого использования результатов оценки можно также различить формирующую (оценка, проводимая с целью сформировать или откорректировать проектную деятельность; к формирующим относятся оценка процесса и оценка ситуации) и суммирующую (оценка-итог проведенной деятельности с целью определения эффективности и результативности этой деятельности, таковой является оценка влияния) оценки.3

Наиболее часто мониторинг и оценка выступают взаимодополняющими компонентами при реализации проектов. Для проведения оценки требуется меньше средств и времени, если при этом используются данные постоянного мониторинга, и если оценка основывается на данных, которые собраны во время мониторинга. Мониторинг и оценка могут идти параллельно , а могут быть разнесены во времени. Очень часто, когда люди говорят «оценка», они подразумевают и мониторинг, и оценку, которые проводятся для одной единой цели.

Можно выделить целый ряд различных подходов к проведению мониторинга и оценки. Выбор стратегии и методик определяется особенностями проекта и видами деятельности, а характер и содержание оценки -  ее целью.

 Масштабные экспериментальные  оценки, проведенные одновременно  в нескольких местах, дают возможность увидеть,   какие программы наиболее эффективны, но при этом не подскажут, как улучшить работу органа власти. Небольшие практические оценки не укажут, насколько эффективна работа по сравнению с другими программами, но подскажут, как можно ее улучшить.

Мониторинг и оценка проекта могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренний мониторинг и внутренняя оценка означают, что они исполняются силами самого проекта либо силами организации - основного исполнителя.  Внешний мониторинг и внешняя оценка могут быть осуществлены  вышестоящей организацией, которая финансирует стороны, либо независимой структурой,  специально приглашенной для их проведения.

Мониторинг выполнения программы способствует обучению и улучшению работы руководства органа власти, что способствует совершенствованию государственной или муниципальной программы в краткосрочной перспективе. Оценка госпрограммы способствует не только ее улучшению реализации, но и может привести к ее изменению  в целом. Оценка способствует обучению через изучение  процесса и результатов (кратко-, средне- и долгосрочных).

Мониторинг и оценка обеспечивают открытость и отчетность. Мониторинг внедрения государственной или муниципальной программы - это  процесс налаживания высокого уровня отчетности для обеспечения реализации программы. Оценка же, в свою очередь, обеспечивает необходимый уровень открытости и отчетности при достижении ожидаемых результатов.

В практическом плане оценка программ содействует:

1) обеспечению стабильности  при предоставлении органами  власти в центре и на местах  и органами местного самоуправления  услуг в соответствии с требованиями законодательства и приоритетов государственной политики;

2) постоянному совершенствованию  качества услуг и повышению  степени удовлетворенности ими  потребителей;

3) ограничению расходов  и достижению эффективности в  оказании услуг;

4) оптимизации информационного  обеспечения процесса принятия  решений по государственной политике  и программ, эффективному управлению  рисками;

5) решению вопросов о  выделении бюджетных ресурсов.4

 

 

1.2. Основные  методы сбора, анализа и обработки  данных

 

Данные по вопросам оценки собираются при помощи использования различных методов, которые можно разделить на два типа:

1) Сбор существующих (вторичных) данных (анализ документов), в ходе  которого изучаются: отчеты по  результатам ранее проведенных  исследований; данные статистики; другие  документы (документы планирования  организаций, включая финансовую  документацию и годовые отчеты; данные из форм оценки услуг, рабочих заметок и листков  учета контактов с клиентами; публикации в прессе; письма, заявления, автобиографии, фотографии, видео-, аудиозаписи  и т.д.).

2) Сбор новых данных  при помощи следующих методов:

2.1) Опрос: анкетирование (каждому  лицу из группы, выбранной для  анкетирования, предлагается ответить  письменно на вопросы, представленные  в  форме опросного  листа-анкеты);  интервью  (метод сбора данных посредством индивидуальной беседы или разговора по телефону, где

интервьюер  задает  вопросы,  выслушивает  и  фиксирует  или  записывает ответы).

2.2) Фокус-группа (групповая  дискуссия под руководством специалиста, в ходе которой внимание участников  фокусируется на исследуемой  проблеме, с целью собрать спектр  мнений, отношений к поставленной  проблеме, выяснить мотивации совершения  тех или иных действий).

2.3) Наблюдение (непосредственная  регистрация фактов, событий, действий, условий, видов поведения, спонтанно  высказанных суждений, которая может  осуществляться открытым или  скрытым образом).5

Любая оценка должна начинаться со сбора и анализа уже существующей информации. Это позволяет:

- уточнить представления  об исследуемом объекте;

- определить пробелы и  недочеты в существующей информации, недостающие данные;

- уточнить план проведения  оценки, существующие гипотезы исследования;

- разработать инструментарий  других методов сбора информации, таких как анкеты, планы интервью, протоколы наблюдений;

- получить ту информацию, которую ранее исследователи  не смогли собрать по каким-либо  причинам (нехватка времени, денег  или физических ресурсов);

- перепроверить информацию, полученную при помощи других  методов.

Существующая информация часто используется при проведении оценки. Однако следует обратить внимание на тот факт, что иногда она может содержать неточности, предубеждения или быть результатом некомпетентности. Довольно часто причины подобных проблем кроются в типе источника, который содержит информацию. Основные из них – это отчеты по исследованиям.

Информация о работе Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ