Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы стало обобщение теоретических основ и выделение практических аспектов проведения мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ.
Поставленная цель обусловила решение ряда задач:
- раскрыть сущность мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ;
- выделить основные методы сбора, анализа и обработки данных;
- охарактеризовать этапы процесса мониторинга и оценки программ;
- изучить планирование оценки государственных и муниципальных программ;
- рассмотреть предложения по организации мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ 6
1.1. Сущность мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. 6
1.2. Основные методы сбора, анализа и обработки данных 10
1.3.Этапы процесса мониторинга и оценки программ 15
Глава 2. Практические аспекты проведения оценки государственных и муниципальных программ 23
2.1.Планирование оценки государственных и муниципальных программ 23
2.2. Предложения по организации мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ в Российской Федерации 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Мониторинг и оценка гос и мун программ, Хисматова.docx

— 67.69 Кб (Скачать файл)

3. Функции внутреннего мониторинга сосредотачиваются в одном из министерств финансово-экономического блока.

Данный вариант наиболее близок к тому, что складывается на сегодняшний день в РФ, где функции внутреннего мониторинга исполняются преимущественно Министерством экономического развития Российской Федерации.

У данного варианта организации мониторинга и оценки есть существенные преимущества. Он позволяет создать единую систему оценки в органах исполнительной власти с относительно небольшими затратами, т.к. позволяет опереться на существующие организационные структуры, ведомственную экспертизу и ресурсы.

В тоже время, у такого варианта имеется ряд недостатков. К их числу относятся:

- конфликт интересов ведомства  как исполнителя государственных  программ и проектов, и как  органа мониторинга и оценки;

- конфликт между целями  и задачами мониторинга и оценки  и другими целями и задачами  ведомства;

- создание потенциала  для межведомственных конфликтов  с другими ведомствами финансово-экономического  блока и линейными министерствами.

4. Внутренним мониторингом  и оценкой государственных программ  и проектов занимается независимый  орган при Правительстве Российской  Федерации.

Анализ международного опыта продемонстрировал, что в настоящее время наиболее популярной в развитых экономических странах моделью организации данного процесса становится создание независимого органа исполнительной власти, подотчетного непосредственно правительству. Этот орган может существовать в виде службы при аппарате главы исполнительной власти (США), агентства при совете министров (Испания), отдельного министерства (Южная Африка) и т.д. К преимуществам создания отдельного органа исполнительной власти, занимающегося вопросами мониторинга и оценки, можно отнести:

- повышение значимости  функции мониторинга и оценки  в процессе государственного  управления;

- независимость органа  мониторинга и оценки от всех  ответственных исполнителей государственных  программ, включая ведомства финансово- экономического блока;

- возможности межведомственной  координации действий по мониторингу  и оценке;

- большие возможности  по созданию кадрового и организационного  потенциала специализированной  экспертизы по мониторингу и  оценке.20

Следует отметить, что создание независимого органа в структуре органов исполнительной власти также сопряжено с определенными проблемами и издержками. К их числу можно отнести:

- финансовые издержки, связанные  с созданием дополнительного  органа исполнительной власти;

- усложнение организационной  структуры органов исполнительной  власти;

- частичное дублирование  функций органа мониторинга и  оценки и функций ведомств  финансово - экономического блока (Министерства  экономического развития, Министерства  финансов).

Несмотря на указанные издержки, на основе анализа международного опыта и существующих проблем, связанных с организацией мониторинга и оценки в России, можно предположить, что данная модель организации может быть рекомендована к внедрению в Российской Федерации.

В рамках данной модели предлагается создание специализированного органа (федеральной службы) по мониторингу и оценке государственных  и муниципальных программ и проектов.

Создание специализированной службы по внутреннему мониторингу и оценке является очень сложным процессом.

Наконец, важным и обязательным элементом системы мониторинга и оценки государственных программ должно стать участие в процессе внешних экспертов. В этой связи предлагается активное привлечение негосударственных организаций к процессу организации и осуществления мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ.

Делая вывод, можно сказать, что вариантов организации процесса мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ множество, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Определенный вариант стоит выбирать исходя из конкретных условий и потребностей.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время процессы мониторинга и оценки различных программ широко распространены, как в Российской Федерации, так и в других странах. К сожалению, полностью раскрыть все аспекты данного процесса не позволяет объем курсовой работы. Однако, опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть сущность мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ, выделить основные методы сбора, анализа и обработки данных, охарактеризовать этапы, изучить планирование оценки и предложения по организации мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ в Российской Федерации.

Существует целый ряд различных подходов к проведению мониторинга и оценки. Выбор стратегии и методик мониторинга определяются особенностями проекта и видами деятельности, а характер и содержание оценки - ее целью. Масштабные экспериментальные оценки, проведенные в нескольких местах, могут показать, какие социальные программы более эффективны, но не подскажут, как улучшить работу органа власти.

Для оценки программ применяются различные методы, которые можно разбить на два типа: это сбор существующих (вторичных) данных (анализ документов), в ходе которого изучаются: отчеты по результатам ранее проведенных исследований; данные статистики; другие документы (документы планирования организаций, включая финансовую документацию и годовые отчеты; данные из форм оценки услуг, рабочих заметок и листков учета контактов с клиентами; публикации в прессе; письма, заявления, автобиографии, фотографии, видео-, аудиозаписи и т.д.); и это сбор новых данных при помощи методов: опрос, фокус-группа, наблюдение и т.п.

Процесс оценки состоит из нескольких этапов. Это подготовительная работа, непосредственно оценка, составление отчета и использование результатов.

Выяснили, что существует множество вариантов организации процесса мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. Выбор определенного варианта зависит от конкретных условий и потребностей данного общества. Наиболее приемлемый вариант для Российской Федерации – это создание специализированного органа (федеральной службы) по мониторингу и оценке государственных  и муниципальных программ и проектов.

Любая программа — это система практических действий по управлению, которая должна принести реальный, ощутимый эффект. Она так или иначе отразится на жизнедеятельности людей. Именно поэтом, регулярный и систематический мониторинг, так же, как и периодическая и глубокая оценка, необходимы, поскольку могут помочь руководителю государственного учреждения или органа власти добиться максимального положительного воздействия на целевую группу или целое общество в целом путем принятия обоснованных и своевременных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Постановление Правительства  Российской Федерации от 02.08.2010г. № 588 «О порядке разработки, реализации  и оценки эффективности государственных  программ Российской Федерации»

2.  Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 г. № 931 «О внесении изменений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»

3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 670 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»

4. Александрова А.Л. и др. / Эффективность муниципальных социальных программ: возможность и необходимость оценки / — М.: Фонд "Институт экономики города", 2003. – 97с.

5.  Визгалов Д.В. / Методы оценки муниципальных программ. — М.: Фонд "Институт экономики города", 2004. - 108 с.

6.  Головщинский К.И. Результаты мониторинга качества государственного управления на региональном уровне / К.И. Головщинский -

Модернизация экономики и государство. / Отв. Ред. Е.Г.Ясин. - М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2005, кн. 1. - С. 178-183

7. Кенел Ж. Оценка и аудит программ: сходства и различия / Ж. Кенел / Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. - М.: Издательство «Престо-РК», 2009. - 396 с. - С. 28-34.

8. Кауфман Д., Край А., Зойдо-Лобатон П. / Значение государственного управления : Научно-исследовательская работа №2196 / - Вашингтон : Всемирный банк, 1999. - 65 с..

9. Кузьмин А.А. и др. / Особенности проведения отдельных этапов оценки проектов и программ: Материалы для Школы по оценке программ / - Спб: Наука,  2001. – 143с.

10.  Кузьмин А. / Мониторинг программы. Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. - М.: Издательство «Престо-РК», 2009. - 396 с.

11.  Лендьел М., Винницкий Б., Ратейчак Ю., Санжаровский И. / Пособие по мониторингу и оцениванию программ регионального развития / - К. : К.І.С., 2007. - 80 с.

12.  Неделько С.И., Осташков А.В., Матюкин С.Ю., Ретинская, В.Н., Мурзина А.И. / Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации. Учебное пособие / – Москва, 2008. – 321 с.

13.  Неделько С.И., Осташков А.В., Матюкин С.Ю., Ретинская, В.Н., Мурзина А.И. / Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации. Учебное пособие / – Москва, 2008. – 321 с.

14.  Пискунов А.А. и др. / Основные методические рекомендации по планированию и проведению стратегического аудита на федеральном и региональном уровнях. / Счетная Палата Российской Федерации, М., 2007 (доклад).

15. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М: Инфра_М, 2008.

16. Цыганков Д. Интеграция оценки в государственное управление Российской Федерации / Д. Цыганков / Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. - М.: Издательство «Престо-РК», 2009. - 396 с. - С. 170-197.

17. Мониторинг и оценка. Методические рекомендации / Международный альянс ВИЧ/СПИД. - К., 2004. - 112 с.

18. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта) : Учебно-методическое пособие /Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Под общей редакцией Фабричного С.Ю. - М. - Оттава, 2006. - 175стр

19. Тимофеева О.В. / Практические рекомендации по разработке муниципальных программ/ Электронный журнал «ГосМенеджмент», 2014, №3/ Режим доступа: http://www.gosman.ru/?news=34440

20. Тимофеева О.В. /Государственные программы: отличительные особенности/ Электронный журнал «ГосМенеджмент», 2012, №7/ Режим доступа: http://www.gosman.ru/economics?news=25545

21. Портал государственных  программ Российской Федерации / Нормативно-правовая база / Режим  доступа: http://www.programs.gov.ru/Portal/programs/documents

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Таблица 1.1. «Основные преимущества и недостатки разных методов

сбора данных»

 

Методы

Преимущества и сфера применения

Ограничения сферы применения

Изучение материалов (статистики, исследований, других документов)

-Дешево.

-Хорошо для выяснения  того, что уже известно; дает сравнительные  стандарты и общее представление  о работе

-Качество литературы  может быть очень разным.

-Необходимо время, чтобы  разобраться, какие отчеты методологически  сильны или слабы.

-Приходится усваивать  столько данных, что это отвлекает  от основного исследования

Фокус-группы и групповые интервью

-Подходят для изучения  общих мнений конкретной группы  людей.

-Помогают составить вопросы  или темы для исследования.

-Экономичны по времени.

-Дают возможность раскрыть  мнения людей в процессе их  непосредственного взаимодействия.

-Позволяют получить наиболее  полный спектр мнений респондентов  об изучаемой проблеме, используя  их язык

-Может быть сложным  получить откровенные ответы  на некоторые вопросы.

-Сложности, связанные с  необходимостью анализа неструктурированных  неформализованных данных.

-Отсутствие возможности  оценки степени распространенности  высказываемых мнений.

-Аналитики могут легко  исказить или неправильно понять  полученные данные

Анкетирование

-Хорошо для прямой  оценки того, что люди думают.

-Легко собрать большие  выборки количественных данных.

-Дает возможность экстраполировать  полученные данные на генеральную  совокупность.

-Минимизирует влияние  субъективных факторов в процессе  сбора информации.

-Хорошо для получения  данных, которые можно сравнить  и классифицировать по степени  относительной важности

-Не годится для получения  точной информации у не очень  грамотных людей.

-Существует возможность  непоследовательного незапланированного  заполнения анкеты, пропуска в  ответах, отказа от заполнения.

-Часто не все те, кому  раздается анкета, отвечают на  ее вопросы и возвращают ее  исследователю.

-Респондент может интерпретировать  смысл вопросов отлично от  смысла, заложенного исследователем.

-Практически исключается  возможность открытия новых аспектов  изучаемой проблемы и сбора  новой информации.

-Неправильное составление  или реализация выборки может привести к искажению полученной информации

Структурированное интервью

-Существует возможность  экстраполяции данных на генеральную  совокупность.

-Позволяет собрать формализированную  унифицированную информацию о  мнениях, мотивах, представлениях респондентов.

-Устраняет проблему непоследовательного, неправильного восприятия вопросов

-Занимает много времени.

-Интервьюеров необходимо  специально обучать.

-Возможен «эффект интервьюера» (влияние вербального и невербального  поведения интервьюера на качество  ответов респондента)

Наблюдение

-Хорошо для подсчета  и проверки.

-Хорошо для определения  исключений, проблем и аномалий  в процессах, деятельности.

-Хорошо для выявления  потенциальных участников опросов.

-Единственный метод, который  позволяет проследить реальные  практики

-Ограниченное понимание  того, почему люди совершают какие- либо поступки.

-Уходит много времени  на сбор обобщенных данных.

-Сложность экстраполяции  выводов на более широкий класс  ситуаций.

-Сложно (невозможно) провести  повторное наблюдение.


 

 

1 Лендьел М., Винницкий Б., Ратейчак Ю., Санжаровский И. Пособие по мониторингу и оцениванию программ регионального развития  - К. : К.І.С., 2007. - 80 с. - C. 16

 

2 Лендьел М., Винницкий Б., Ратейчак Ю., Санжаровский И. Пособие по мониторингу и оцениванию программ регионального развития  - К. : К.І.С., 2007. - 80 с. - C. 16

 

3 Кузьмин А. / Мониторинг программы. Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. - М.: Издательство «Престо-РК», 2009. - 396 с. – С.34-36

 

4 Кузьмин А. Мониторинг программы. Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. - М.: Издательство «Престо-РК», 2009. - 396 с. - С. 30.

 

5 Визгалов Д.В. / Методы оценки муниципальных программ. — М.: Фонд "Институт экономики города", 2004. - 108 с.- С.64

 

6 Кузьмин А. Мониторинг программы .Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. - М.: Издательство «Престо-РК», 2009. - 396 с. - С. 88-98.

 

7 См. приложение 1: Таблица 1.1. «Основные преимущества и недостатки разных методов сбора данных»

 

8 Визгалов Д.В. / Методы оценки муниципальных программ. — М.: Фонд "Институт экономики города", 2004. - 108 с.- С.77

 

9 Кузьмин А.А. и др. / Особенности проведения отдельных этапов оценки проектов и программ: Материалы для Школы по оценке программ / - Спб: Наука,  2001. – 143с. – С.45

 

10 Американская ассоциация по оценке программ — международная профессиональная ассоциация оценщиков, занимающихся оцениванием программ, персонала, технологий, и многими другими формами оценки. Оценивание включает в себя определение сильных и слабых сторон разработанной программы, политики, персонала, продуктов и организаций для достижения наивысшей эффективности. AEA объединяет около пяти тысяч членов, представляющих все 50 штатов США. Кроме того, членами ассоциации также являются более шестидесяти членов-представителей зарубежных стран.

 

11 Кузьмин А.А. и др. / Особенности проведения отдельных этапов оценки проектов и программ: Материалы для Школы по оценке программ / - Спб: Наука,  2001. – 143с. – С.48

 

12 Кузьмин А.А. и др. / Особенности проведения отдельных этапов оценки проектов и программ: Материалы для Школы по оценке программ / - Спб: Наука,  2001. – 143с.

13 Лендьел М., Винницкий Б., Ратейчак Ю., Санжаровский И. Пособие по мониторингу и оцениванию программ регионального развития  - К. : К.І.С., 2007. - 80 с. - С. 53-54..

 

14 Кузьмин А.А. и др. / Особенности проведения отдельных этапов оценки проектов и программ: Материалы для Школы по оценке программ / - Спб: Наука,  2001. – 143с. – С.80

 

15 Александрова А.Л. и др. Эффективность муниципальных социальных программ: возможность и необходимость оценки.— М.: Фонд "Институт экономики города", 2003.-с.45

Информация о работе Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ