Муниципальная экономика и модели местного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Муниципальное экономика — относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось лишь в 1990-х гг. вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому муниципальное управление имеет определенные особенности, отличающие его от государственного управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….....3
1. Основные понятия муниципальной экономики…………………………………….5
2. Модели местного хозяйства………………………………………………………....7
3.Функции местного самоуправления………………………………………………….11
4 Направления и методы реализации муниципальной экономической политики..13
Заключение……………………………………………………………………………....14
Список использованной литературы………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

к.р. муници.экономика готовая.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………….....3

1. Основные понятия муниципальной экономики…………………………………….5

2. Модели местного хозяйства………………………………………………………....7

3.Функции местного самоуправления………………………………………………….11

4 Направления  и методы реализации муниципальной  экономической политики..13

Заключение……………………………………………………………………………....14

Список использованной литературы………………………………………………...16

 

Введение

 

Муниципальное экономика — относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось лишь в 1990-х гг. вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому муниципальное управление имеет определенные особенности, отличающие его от государственного управления.

Муниципальное управление — это составная часть  местного самоуправления, связанная  с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное  образование и взаимодействие с  его субъектами с целью повышения  уровня и качества жизни населения  муниципалитета.

Одним из условий успешного осуществления  демократических преобразований в  современной России является местное  самоуправление. Его развитие имеет  не только большое политическое, но также социальное и экономическое  значение. Оценивая состояние местного самоуправления в России, можно сказать, что в настоящее время оно  находится на начальном пути своего развития.

Объектом  муниципального управления является муниципальное  образование — населенная территория, на которой осуществляется местное  самоуправление. В качестве субъекта муниципального управления выступают  население муниципального образования  — местное сообщество, а также  органы местного самоуправления, избранные  населением и действующие от его  имени. Предмет муниципального управления — регулирование социально-экономических  процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов

Проблемы  формирования экономической политики местных органов власти, преимущественно  касающейся крупных и крупнейших городов, на современном этапе вызывают высокий интерес в большинстве развитых и развивающихся стран мира. Необходимость углубления и расширения теоретико-методологической базы исследования этой сферы территориального управления вызвана целым рядом причин.

Целью данной работы является изучение муниципальной  экономики и рассмотрение моделей местного хозяйства.

Для достижения поставленной цели были решены следующие  задачи:

1. Рассмотреть  основные понятия муниципальной  политики

2. Разобрать  муниципальную экономику и модели  местного хозяйства

3. Выявить  экономические функции местного  самоуправления

4. Рассмотреть направления и методы реализации муниципальной экономики.

 

 

1. Основные понятия муниципальной экономики

 

 

Политика  в целом – есть комплекс мер  по поставке и реализации определенных целей с использованием рычагов  власти. Иногда говорят, что политика – это искусство возможного. Политика может осуществляться на любом уровне – от государства до семьи. Город  или иное муниципальное образование, его жители, органы местного самоуправления тоже могут ставить перед собой  и реализовать определенные цели. В этом смысле можно вести речь о муниципальной политике.[1,стр 5]

Термин  «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях.

Муниципальную экономику можно рассматривать  также как часть национальной экономики, как раздел экономической  науки, как учебную дисциплину.

Иногда  он употребляется как синоним  понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства).

Каждое  из этих значений верно в своем  аспекте. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее  определение. Муниципальная экономика  — это совокупность экономических  ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных  потребностей населения, и отношений  по их использованию.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами  и экономическими процессами на территории — важнейший компонент муниципальной  деятельности. Именно использование  экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что  муниципальная экономика - это экономика  оказания муниципальных услуг

Муниципальная экономическая политика — система  целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной  экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности..

Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества  и финансовых средств немуниципальных  хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в  муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а  из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.[2. стр 204 ]

 

2 Модели местного хозяйства

 

 

Муниципальное образование как социально-экономическую  систему характеризуют общесистемные  и специфические свойства:

– целостность  как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств  составляющих ее элементов;

– интегративность  как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

– многовариантность  как разноплановая организация  элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и  личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

– адаптивность как свойство системы постоянно  приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;

– изоморфизм как соответствие территориальной  структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре  хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

– синергизм  – как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной  локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного  дохода.

К специфическим  свойствам муниципального образования  как экономической системы следует  отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической  системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства; наличие базовых, опорных элементов в структуре  муниципального образования и сопряженных  с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых  элементов в структуре социально-экономической  системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами.

Потребности муниципального образования в имуществе  и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты  муниципальной собственности могут  быть бюджетонаполняющими (приносящими  доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств  на их содержание в размере, превышающем  получаемый доход).

Так, нежилое  помещение, сдаваемое в аренду, представляет co6oй бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими  являются большинство объектов социальной сферы. Например, родительская плата  в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается  из средств местного бюджета. Муниципальное  предприятие в разных ситуациях  может оказаться и бюджетонаполняющим, и бюджетопоглощающим.

Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь  сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической  политики состоит в оптимизации  соотношений между объемом бюджетных  услуг и потребностью в имуществе  и в финансовых средствах. С этих позиций в зарубежной практике выделяется три модели муниципального хозяйства  и источников его финансирования.[4]

1. Коммунальная  модель. Жители сами оплачивают  поставщикам индивидуально потребляемые  ими муниципальные услуги, в т.  ч. социально значимые, а затраты  на финансирование общественных  услуг несут в форме уплаты  налогов. Орган местного самоуправления  осуществляет только накопление  финансовых ресурсов на общественные  нужды и их расходование через  систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.

2. Коммунально-рентная  модель отличается от предыдущей  тем, что предусматривает участие  органов местного самоуправления  не только в распределении  муниципальных заказов на общественные  услуги, но и в сфере использования  экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных  услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной  собственности. Более высокая  потребность муниципалитета в  финансовых средствах в данной  модели обеспечивается тем, что  налоги с населения и с производителей  продукции, а также платежи  за услуги дополняются рентными  платежами за использование муниципальной  собственности, включая собственность  на землю.

3. Myниципально-рентная  модель характеризуется тем, что  основное бремя по решению  вопросов жизнеобеспечения населения  несут не сами жители, а органы  местного самоуправления. Для этого  они должны иметь в качестве  источников доходов не только  налоги и рентные платежи, но  и 

крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, стать полноценным хозяйствующим  субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки  Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея муниципального социализма состоит в том, что  органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной  деятельности.

Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее  между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям множество либо бесплатных, либо частично оплачиваемых бюджетных услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия на сегодня являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов[4, стр 346 ]

 

3 Функции местного самоуправления

 

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной  деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя  одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая  самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Информация о работе Муниципальная экономика и модели местного хозяйства