Муниципальная экономика и модели местного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Муниципальное экономика — относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось лишь в 1990-х гг. вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому муниципальное управление имеет определенные особенности, отличающие его от государственного управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….....3
1. Основные понятия муниципальной экономики…………………………………….5
2. Модели местного хозяйства………………………………………………………....7
3.Функции местного самоуправления………………………………………………….11
4 Направления и методы реализации муниципальной экономической политики..13
Заключение……………………………………………………………………………....14
Список использованной литературы………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

к.р. муници.экономика готовая.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях  наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и  эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления. [3. стр 178 ]

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

  1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
  3. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
  4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
  5. охрана общественного порядка;
  6. представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.

Поэтому важной стороной муниципальной  деятельности должно быть создание условий  для эффективного участия граждан  в осуществлении местного самоуправления.

К этим условиям, прежде всего, относятся:

  1. наличие выборных органов местного самоуправления;
  2. использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
  3. материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в  осуществлении муниципальной деятельности.

 

4 Направления и методы реализации муниципальной экономической политики

 

 

Учитывая  функции, можно выделить следующие  основные направления муниципальной  экономической политики:

- управление  муниципальным имуществом;

- финансовая  политика — управление муниципальными  финансами;

- промышленная  политика — взаимодействие с  немуниципальными хозяйствующими  субъектами на территории муниципального  образования;

- налоговая,  тарифная, ценовая политика;

- инвестиционная  политика;

- управление  межмуниципальными и международными  экономическими связями муниципальных  образований и др.

Управление  экономическими процессами на территории муниципального образования требует  использования различных методов  прямого и косвенного воздействия на объекты управления.

Экономическая политика муниципального образования  может изменяться в зависимости  от многих факторов: географического  положения, отраслевой структуры градообразующей  сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или  ресурсодобывающий центр, научный  центр, культурный центр и т. д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п. [5. стр 421 ]

 

Заключение

 

 

По итогам работы сделаны следующие выводы:

  1. Муниципальная экономика — совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения на местном уровне, и отношений по их использованию.
  2. Муниципальная политика — система целей муниципальной деятельности и способов их достижения на основе властных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления.
  3. Под муниципальной политикой понимается совокупность социальных, экологических, экономических и иных целей и ориентиров муниципальной власти, а также способов их достижения.
  4. Муниципальная социально-экономическая политика – это важнейшая составная часть систем местного самоуправления. Местная социально-экономическая политика – это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления.
  5. Различают три модели функционирования муниципального хозяйства:
  • Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, и власти достаётся лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества.
  • Коммунально-рентная модель предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории и оказания отдельных бюджетных услуг.
  • Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления.

Подход, существующий в современной  России, представляет собой нечто  среднее между второй и третьей  моделями. Низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают  муниципальную власть предоставлять  жителям большое количество частично оплачиваемых ими услуг. Но муниципальные  предприятия являются в большинстве  своем не источниками доходов, а  потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток  находящегося в муниципальной собственности  имущества, особенно объектов социального  назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический  дефицит финансовых ресурсов для  покрытия расходов местных бюджетов.

Приоритетом местной экономической политики является эффективность ведения  местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения  местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.

 

Список  использованной литературы

 

 

  1. Бабун Р.В. Вопросы муниципальной экономики: Учебное пособие/Р.В Бабун, З.З Муллагалеева. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2007. -143 с.
  2. Зотов, В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов - Учебник для вузов. СПб.: Лидер, 2008.- 493 с.
  3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: МарТ, 2007. 448 с
  4. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика / Основной курс: Учебник. М.: Инфра-М, 2009. - 686 с.
  5. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы / Учебник. М.: РАГС, 2007. -  640 с.

 


Информация о работе Муниципальная экономика и модели местного хозяйства